Начала читать его "Теорию композиции" (1921-1922).
Первые впечатления, так сказать, по-ходу. Замечаю, что В. Фаворский несомненно, был оппонентом русских авангардистов, включая супрематистов и конструктивистов. У него была совершенно своя, абсолютно "параллельная" теория изобразительного искусства, основанная на исследовании классического принципа изображения пространства на плоскости. Опираясь на свою дипломную работу, посвященную Джотто, развивая ее основные тезисы, Фаворский рассматривает принцип восприятия пространства "зрением" в духе лучших традиций французских живописцев 19-20-го века. Чье искусство М.Дюшан в свое время высокомерно
прозвал "искусством глазной сетчатки". Именно так обозначает искусство на плоскости (к скульптуре, к примеру, он относится иначе) и Фаворский. настойчиво осуществляя движение в обратную от Дюшана сторону...
При этом в своем анализе он кстати пересекается с идеями Родченко о конструкции, как бы обобщая их [В. Фаворский, фактически, ровестник Родченко (1891-1956)]. Обращается он и к абстракции вцелом (не беспредметному, а именно - к абстрактному искусству, Вова!), обозначая ее довольно умело в качестве относительно беспомощного подраздела пространственного, т.е. репрезентативного/фигуративного искусства как такового. Создается впечатление, что Фаворский был не только оппонентом абстракционистов ("Голубую розу" он, судя по всему, не слишком ценил), но и основоположником серьезной альтернативной (по отношении к абстрактной) фигуративной линии в русском искусстве. Включая и художников социалистического реализма таких как, вероятно, Дейнека.
В этом смысле прозвучавшее ранее здесь замечание о том, что Кабаков в свое время был сильно увлечен Фаворским, примечательно.
OFF TOP: в дипломе Фаворский ссылается на работу "Пророк" Андреа дель Сарто в Palazzo Pitti. Кто-нибудь знает о чем речь? Не Св. Иоанне Крестителе случайно? Я голову сломала...