Счастье-то какое...

Mar 01, 2015 01:48

Просто факт: пару недель назад на вручении наград британской киноакадемии "Отель Гранд Будапешт" так и не получил награду за лучший фильм. Было крайне обидно.

Зато особую, думаю, самую важную Бафту дали студии BBC Films за вклад в кинематограф. И совсем не зря. "Проклятый Юнайтед", "Джейн Остин", "Филомена", "Что не так с Кевином", а также артхаусные шедевры вроде "Аквариума" ставят студию в один ряд с мировыми лидерами.
Я провела последнюю неделю за просмотром одного, хоть и не самого лучшего, из их проектов. Но все по порядку.

Эмиль Золя.
После программного (в смысле университетской программы) романа "Жерминаль" я была не лучшего мнения об этом писателе. То есть, он, конечно, бесконечно талантлив, и с этим спорить невозможно, но роман вызывает временами такое отвращение, что становится трудно читать.
Но что-то (на самом деле - чудесная книга чудесного преподавателя моего университета) натолкнуло меня на другие романы Золя. Так мне посчастливилось прочесть "Творчество" и "Добычу". Хоть оба и тяжелы местами для чтения, но оставляют куда более приятное впечатление, чем "Жерминаль".

Поэтому, узнав что бибисишный сериал "Дамское счастье" снят по мотивам романа Золя, не раздумывая ни минуты, решила его смотреть. Параллельно с просмотром я начала читать и книгу, которая послужила основой для сериала. Сравнивать нехорошо, да. Но как этого не делать?

Если бы меня попросили сравнить Золя с кем-нибудь из живописцев, я бы сказала, что он напоминает Эгона Шиле: ломанность линий и болезненность оттенков в комплекте с натуралистичностью сюжетов. В "Дамском счастье", правда, внимание Золя сконцентрировано не на физическом натурализме, а, скорее, психологическом. Он в ярких деталях описывает старания главного героя заманить покупательниц в его огромный универсальный магазин. Устами Октава Муре, одного из членов семьи Ругон-Маккаров, он объясняет, как работает женская психология и как сломить волю женщины перед лицом покупок. Методы, описанные в романе (написанном - на минуточку - в 1883 году), используются в торговле по сей день.
Ну и какой роман без любви. Скромная дурнушка, которая за полтора десятка глав превращается в обворожительную женщину, даже не подозревает, что влюблена в начальника. Очень интересно наблюдать за тем, как главные герои воспринимают собственные чувства. Юная Дениза теряет дар речи при виде патрона и принимает свои эмоции за страх. Муре встречает свою любовницу, сопровождаемую Денизой, и думает, что прилив чувств связан с первой.

Всего этого, естественно, нету в сериале. Дениза уже в первой серии влюбленными глазами смотрит на адаптированного под британскую аудиторию Джорджа Морея. И, конечно, в романе и близко нету таких милых и добродушных персонажей, какими живет сериал. К примеру, сериальный милашка Дадли - на самом деле достаточно неприятный партнер Муре по бизнесу с отталкивающей фамилией Бурдонкль, о котором в первую очередь говорится, что он бьет жену и недолюбливает Денизу. И, конечно, сериалу во многом не достает роскоши. После прочтения многостраничных описаний универмага в книге ждешь немного большего простора и света в сериале.



Тем не менее, он хорош. ВВС поставил за цель игриво экранизировать Золя - и у них получилось. По крайней мере, в первом сезоне, который по большей части основан на книге. Пускай Дениза немного слишком симпатичная, а возлюбленная Морея живет с отцом, в отличие от книжной, имеющей престарелого любовника, но общая атмосфера и яркие краски - замечательны. И детская радость главного героя при виде успеха его идей чудесно передана малоисвестным Иманом Эллиоттом.

Главное в просмотре сериала - вовремя его выключить. У второго сезона намного меньше общего с книгой, он перенасыщен клише и мыльными поворотами сюжета. Как часто бывает, на волне успеха первой части проекта начинают снимать вторую - и очень ошибаются.

Хотя, это ведь ВВС. Им можно простить все :)

литература, изобразительное, телевидение

Previous post Next post
Up