В Англии живет около 120 тыс. тамилов, выходцев из Шри-Ланки. 1 из наиболее знаменитых представительниц национального меньшинства тамилов - хип-хопперша MIA, вокалистка, композитор, поэт, рекординговый продюсер, художница, дизайнер, сценарист и режиссер. И обладательница прочих преимуществ и достижений, к примеру, афтар лучшего альбома г. по версии американского журнала "Rolling Stone" и 1 из наиболее интересных личностей 2007 г. по версии самой популярной американской газеты "USA Today". Это если весьма коротко. А подробностей ее 30-летней биографии хватит на увлекательный и увесистый том.
Приключения MIA начинаются уже с имени. Официально ее зовут Матанги Арулпрагасам (Mathangi Arulpragasam). Для своих она просто
Майа (Maya), для чужих - M.I.A. или MIA. Родилась она 17 июля 1978 г. в Лондоне, однако в шестимесячном возрасте вместе с семьей оказалась в Шри-Ланке, на родине отца и матери. Арул Прагасам (Arul Pragasam), глава семейства, поддерживал тамильских сепаратистов, боровшихся с оружием в руках за создание независимого тамильского государства. Он стал политическим активистом, известным под именем Арулар, и основал студенческую революционную организацию The Eealm Revolutionary Organisation of Students.
Официальные власти взяли его на перо, и Арулару пришлось немало лет скрываться от национальной армии Шри-Ланки. Майа, ее старшая сестра Кали (Kali) и младший брат Сугу (Sugu) нечасто виделись с отцом. Они даже не имели возможность подолгу оставаться на одном месте, кочуя по стране. В 1983 г. конфликт м/у тамильским меньшинством и властями перерос в гражданскую войну, семья теряла родственников одного за иным, и Прагасаму стало небезопасно находиться в стране. Он вывез жену и детей в Индию, где они поселились в старом заброшенном доме. Отец навещал их весьма нечасто. Ч/з какое-то время они решили возвратиться в Шри-Ланку и поселились в Джафне. Однако ситуация оставалась нестабильной. Очередное обострение военного конфликта привело к тому, что Прагасаму пришлось бежать с острова. Семья Майи возвратилась в Великобританию, получив статус беженцев, и поселилась в южном Лондоне, в квартале городских многоэтажек.
Лишь в 11 лет Майа начала учить британский язык. Вместе с языком в ее жизни возникла и западная музыка - сперва это были музыкальные программы, которые ее соседи слушали по радио. Ее симпатии тут же стали на стороне рэпа и хип-хопа. Из I-х музыкальных увлечений - Public Enemy, Big Daddy Kane, Roxanne Shante, N.W.A. До этого она слушала лишь индийские традиционные песни и мелодии из индийских фильмов.
Однако до того как музыка заняла прочное место в ее жизни, Майа собиралась посвятить себя изобразительному искусству. После школы она поступила в колледж искусств и дизайна, где изучала живопись, кино и видео. Ее интересовали современные формы художественного творчества. В 2001 г. 23-летняя Матанги Арулпрагасам подготовила I-ю персональную выставку. В торговом зале "Euphoria Shop" в Лондоне выставлялись ее кричаще яркие работы, выполненные при помощи распылителей или шаблонов и посвященные освободительному движению тамилов. Экспозиция номинировалась на художественную премию Alternative Turner Prize. Каталог выставки вышел отдельной книгой с единственным словом на обложке - "M.I.A.". Missing in Action - так сама артистка расшифровывала эту аббревиатуру. Пропавший в бою - так они с матерью часто думали об отце.
От матери-швеи MIA унаследовала любовь к нарядной одежде. В колледже эта детская любовь переросла в увлечение текстилем, модными аксессуарами, дизайном. Девушка сама придумывала и шила себе костюмы.
Но еще и это еще не все ее таланты. В колледже она не зря специализировалась на видео и кино. Еще будучи студенткой, она написала сценарий, который попал в руки известного американского режиссера и сценариста Джона Синглтона (John Singleton). Сценарий он не взял, однако пригласил девушку в Лос-Анджелес поучаствовать в съемках его нового фильма в качестве помощника режиссера. Хотя в тот миг MIA не рискнула отправиться за тридевять земель.
В музыкальны кругах MIA начала вращаться с легкой руки Джастин Фришмен (Justine Frischmann), лид-вокалистки группы Elastica, которая предложила ей сделать обложку и буклет для II-го альбома "The Menace" (2000). Им так неплохо работалось вместе, что MIA в конечном счете отправилась с музыкантами в большое американское турне, проехав с ними по сорока штатам. По ходу тура MIA снимала документальный фильм о гастролях. По окончании тура группа доверила ей съемки клипа на сингл "Mad Dog Dog Dam".
В ходе тура девушка подружилась с Пичис (Peaches), канадской артисткой, которая выступала на разогреве у Elastica. Пичис познакомила ее с синтезатором и разожгла в ней интерес к едва ли не единственной форме искусства, в которой она еще себя не пробовала - к музыке. Семя упало на благодатную почву. MIA так увлеклась этой "игрушкой", что по возвращении в Лондон записала 6 песен своего сочинения, воспользовавшись домашним магнитофоном, стареньким синтезатором и радиомикрофоном.
Демо-диск с ее "пробами пера" включал 2 ее наиболее I-х композиторских опыта - песни "M.I.A." и "Galang". Диск начал курсировать в интернете, вызвав оживленный интерес в андеграундных кругах. В конечном счете нашлись и издатели. Лейбл Showbiz Records выпустил виниловый сингл "Galang" смешным тиражом 500 экземпляров, однако этого выяснилось довольно, чтоб привлечь внимание лондонских ди-джеев.
Так, мало помалу, сама о том не подозревая, MIA превратилась в вполне популярную в интернете персону. Не имея никакого концертного опыта, никогда не представив на сцене собственную сочную смесь электроники, этники и танцевальных ритмов, она уже оказалась объектом столкновения интересов некоторого количества рекорд-лейблов. В напряженной борьбе за перспективную артистку победила компания XL Recordings, родимый дом для Basement Jaxx, White Stripes и английского рэппера Dizzee Rascal. Это был единственный лейбл, который гарантировал ей полную свободу творчества и возможность контролировать процесс записи, также офис компании располагался рядом с ее домом.
В 2004 г. в Европе и Сев. Америке был вновь переиздан сингл "Galang", на этот раз весьма достойным тиражом, достаточным для того, чтоб засветиться в поп-чартах Англии и Канады. Идею клипа на песню "Galang" предложила сама MIA, она же выступила и художником-постановщиком видео. Артистка предстала в кадре в окружении своих рисунков и граффити, которые по сюжету начинают жить самостоятельной жизнью. Ролик для II-го сингла "Sunshowers" (лето 2004), рассказывающего о партизанской войне в Шри-Ланке, снимался в джунглях на юге Индии.
В дек. 2004, подогревая аппетиты меломанов перед выходом дебютного альбома артистки, возник еще 1 диск - "Piracy Funds Terrorism", альбом миксов, который МIА подготовила на пару с лондонским ди-джеем Дипло (Diplo) и приглашенными рэперами и музыкантами, используя в качестве сырья для ремиксерских опытов треки со собственного I-го альбома.
Полноформатный дебют артистки, названный "Arular" (под этим именем знали ее отца посреди тамильских политиков и военных), был почти готов в сент. 2004 г., однако по разным причинам релиз несколько раз откладывался. В феврале 2005 MIA дебютировала перед американской публикой, сыграв 2 клубных концерта в Торонто и Нью-Йорке. По заверениям свидетелей, реакция публики была феноменальной. Люди собрались совершенно разнообразные, однако практически все знали слова песен и подпевали артистке в ходе концерта.
Наконец в марте 2005 г. ее первенец "Arular" вышел в мировое музыкальное пространство. Экспериментируя со стилями, используя разную звуковую фактуру, сочетая дерзкие ритмы и эмбиентный антураж, MIA, выступившая соавтором и сопродюсером записи, подготовила впечатляющий дебют. Критики были в восторге, отмечая широту ее интересов и зрелую социальную позицию. В своих текстах MIA, чей жизненный опыт разительно отличал ее от большей части благополучных сверстников, затрагивала тематики революционной борьбы, нищеты, войны, национальной идентичности, положения рабочих в Англии.
Обычных меломанов порадовало скрещение различных культур, применение жаргона, едкие и остроумные комментарии общественных явлений и уличной субкультуры. Признали ее талант и коллеги. Рэппер Нэс (Nas), послушав альбом, сказал: "Это саунд будущего!" Сама же пророчица будущего признавалась, что ставила перед собою, чудилось бы, невозможную задачу - писать песни о чем-то весьма важном, даже провокационном, однако оформить их как нечто легкое, может оказаться, даже легкомысленное. И ей это удалось.
Опыт по совмещению несовместимого меломаны восприняли с энтузиазмом. Наглядное тому доказательство - I промо-тур MIA в поддержку альбома "Arular". Начав с клубов по обе стороны Атлантики, в скором времени она перенесла шоу в концертные залы, а после и на площадки крупнейших фестивалей - Coachella, Blue Festival, Summer Sonic Fest, Ридинг и Гластонбери.
По какой-то одному аллаху известной закономерности, более всего фанов у британской артистки выяснилось в Канаде. Ее дебют стал одним из наиболее продаваемых независимых альбомов 2005 г., продержавшись свыше 6 месяцев в горячей десятке чарта Nielsen SOUNDSCAN Electronic.
Не заставило себя долго ожидать и официальное признание. Имя MIA фигурировало в количестве номинантов 2005 г. на престижные премии Mercury Music Prize, Q Awards, Shortlist Music Prize. Многие музыкальные издания включили "Arular" в перечень лучших релизов 2005 г., а обозреватели журналов "Spin" и "URB" нарекли MIA артисткой №1. Этот успешный г. MIA завершила выступлениями на разогреве у Гвен Стефани (Gwen Stefani) в рамках ее тура Harajuku Lovers и проехала по Австралии вместе с остальными участниками передвижного фестиваля Big Day Out.
Если дебютная работа MIA была названа в честь ее отца, то II-й альбом она назвала в честь матери - "Kala". Студийные сессии стартовали в 2006 г., однако записываться в Штатах, как планировалось, у артистки получилось не немедленно. В первую очередь, вмешалась американская цензура, недовольная ее резкими политическими заявлениями, во-вторых, появились трудности с получением американской визы. За впечатлениями и оригинальным материалом MIA отправилась в дальнюю дорогу, объехав Индию, Тринидад, Либерию, Ямайку, Австралию, Японию и, наконец, все-таки попав в Штаты. Во всех местах, где она была, более всего ее интересовала жизни эмигрантов. Эмиграция - сквозная тема ее II-го альбома, над которым она работала в тесном тандеме с ди-джеем Свитчем (Switch), сопровождавшим ее в полукругосветной экспедиции.
Несколько ее новых записей в скором времени возникли в интернете, где пользовались неизменной популярностью, подогревая интерес к будущему лонг-плею. Заметное оживление в музыкальных кругах вызвало интервью певицы, в коем она категорически возражала корреспондентам, приписавшим удача ее дебюта соавторам - ди-джею Дипло и иным музыкантам. MIA высказалась, что большая часть альбома была готова еще до знакомства с ними.
Собственную самодостаточность и компетентность артистка убедительно показала на II-м студийном альбоме "Kala", еще одном колоритном стилистическом эксперименте. I промо-сингл "Boyz", изданный летом 2007, скрестил гаану (gaana), разновидность тамильского народного рэпа, который подбадривал рабочих и крестьян в ходе тяжелого физического усилий, и соку (soca), танцевальную музыку родом с Тринидада и Тобаго. MIA выступила одним из режиссеров клипа на эту песню.
Сингл "Boyz" смело обходил конкурентов в хит-парадах, поднявшись в Тор 10 канадского чарта и оказавшись в Тор 3 американского рейтинга танцевальной музыки. Еще 1 сингл "Paper Planes" вышел в лидеры дэнс-чарта США и отметился в канадском хит-параде.
Когда в августе 2007 диск "Kala" возник в продаже, он не нуждался в дополнительной рекламе. Тор 20 в США и Канаде, 22 строка в общемировом чарте - достойный результат для исполнительницы, которая никогда не стремилась к лидерству на поп-сцене. Не добивалась она и официального признания, оно пришло само собою. Альбом принес ей номинации на премии Q Awards, Shortlist Music Prize, Independent Music Awards (Канада). Журналы "Rolling Stone" и "Blender" нарекли "Kala" лучшим альбомом 2007 г..
Диск, отмеченный отважным смешением традиционных мелодий едва ли не 1/2 планеты, был достоин самой высокой оценки. Подготовить этот смелый коктейль артистке, взявшей на себя и продюсерские обязанности, помогали коллеги Свитч, Дипло, Тимбаланд и иные. Записанный с Тимбаландом трек "Come Around" был представлен и на диске "Kala", и на его альбоме "Shock Value".
Концертная помощь релиза проводилась с размахом. Певица выступила на десятках европейских и американских фестивалей, играла на разогреве у Бьорк (Bjork), проехала с туром по Японии и Австралии. Финальным аккордом промо-тура стало небольшое клубное турне по Англии.