документы «демократических централистов» (20-е гг.)

Aug 04, 2023 09:42

В связи с про-"эбертистской" советской историографией встретилось мне очень интересное собрание документов.
Чтоб не потерять, залил на облако, пожалуйста, используйте.
За подготовку спасибо Союзу коллективистов (2007 г.)
Их комментарий-введение:

"Союз коллективистов публикует находящиеся в его распоряжении документы «демократических централистов» (децистов) - левокоммунистической оппозиции внутри партии большевиков во времена гражданской войны и НЭПа. Децисты были одной из наиболее последовательных в своей пролетарской революционности левых оппозиций внутри РКП(б), а затем ВКП(б): четко осознавая превращение партии большевиков из организации пролетарских революционеров в партию новых эксплуататоров, они вместе с тем не скатились ни к мелкобуржуазному и левобуржуазному демократизму, ни к анархизму - и непреклонно оставались на позициях борьбы за возрождение диктатуры пролетариата и за организацию пролетарского авангарда в возрожденную, противостоящую переродившейся ВКП(б) демцентралистскую партию.
Мы публикуем агитационные, пропагандистские и теоретические материалы децистов в том виде и порядке, в каком их собрал и перепечатал несколько лет назад один товарищ - левый коммунист. Эти материалы еще ждут своего исследователя. Публикуя их, мы поставили себе скромную задачу: сделать их доступными для читателей, не имеющих возможности копаться в архивах. Прежде всего мы адресуем эту публикацию более-менее левым активистам, читающим по-русски - с тем, чтобы изучение наследия пролетарских революционеров прошлого помогло стать еще левее, еще последовательнее в своей революционности тем, кто сегодня старается готовить грядущий всемирный бунт рядовых наемных работников. Но не только для левых издаем мы этот сборник. Публикуемые нами документы входят в золотой фонд исторического наследия российского революционного рабочего движения - и потому должны получить как можно более широкую известность."

К возобновлению дискуссии об "эбертистах" и их "представителях" в советской историографии:
"На самом деле термидорианская реакция началась с жерминаля II года (март 1794 г.), когда Робеспьер разгромил Парижскую коммуну и клуб кордельеров. «Якобинский клуб» опирался на хозяев мелких мастерских, розничных торговцев, многочисленных служащих различных ведомств, комитетов и комиссий и вербовал из них своих членов (Н. Фрейберг, «Историк-марксист», № 6, 1927 г.), «все умеренные составляли базис робесперовского большинства» (А. Олар). Парижские рабочие и ремесленники не могли попасть в клуб якобинцев вследствие высоких членских взносов. Наоборот, в клубе кордельеров чренские взносы были очень низки, и поэтому парижская беднота устремлялась в этот клуб, определяла революционно-практический характер всей его деятельности. Поэтому после того, так «вожди» кордельеров и коммуны (Шометт, Эбер) были гильотинированы или принуждены скрываться, правительство уже не находилось больше под влиянием парижских предместий, правительство не находилось больше в руках парижского народа; возможности все говорить не существовало более; свобода мысли была подавлена в области социальных вопросов также, как в области религиозных и политических (Олар). Термидор начался с перехода власти от кордельеров и коммуны к якобинцам и прежде всего с разгрома «бешеных», наиболее последовательных и
решительных представителей парижской бедноты. После этого наступает диктатура Робеспьера, которая была типичной центристской диктатурой мелкой буржуазии. Вся политика этого режима означала колебания между парижским пролетариатом и буржуазией. Якобинский конвент, идя на уступки бешеным, издает декреты о максимуме цен на продовольствие, о твердых ценах на все предметы широкого потребления, о «подозрительных гражданах» и о разделе их имущества и о 40 су вознаграждения всем неимущим гражданам за присутствие на секционных собраниях. Но в то же время конвент устанавливает предельность зарплаты рабочим, сурово проводил закон Ле Шапелье о рабочих, ограничивает права и роль секций и их рев[олюционных] комитетов, отсрочивает введение конституции 1793 года и устанавливает диктатуру комитета общественного спасения и запрещает централизацию неродных обществ, наконец, громит бешеных и гильотинирует вождей коммуны и кордельеров. Такова центристская политика Робеспьера, нашедшая свое выражение в возмутительных «амальгамах». «Политика колебаний между рабочим классом и буржуазией есть типичная политика мелкой буржуазии, столь характерная для якобинцев на всем протяжении их деятельности» (Захер, «Историк-марксист», № 6, 1927 г.). Центристская политика конвента разгромила живые силы революции и тем погубила ее. «С начала 1794 года деятельность Робеспьера была бессознательно контрреволюционной, так было со всеми до сих пор происходившими демократическими революциями, в которых правящие право-демократические или умеренно-реформистские партии уничтожали лево-революционные элементы и этим расчищали дорогу контрреволюции» (Бейер, «Всеобщая история социализма и социальной борьбы»). Разгром бешеных, означавший разгром секций, привел к разгрому не только коммуны и кордельеров, но в конце концов самих якобинцев и конвента.
«Форма убила сущность, он (Робеспьер) искал порядка и спокойствия в уничтожении живых сил» (Ж.Мишле). Деятельность Сталина является так же, как деятельность Робеспьера, бессознательно контрреволюционной, он, громя оппозицию, расчищает дорогу контрреволюции, он ищет единства в уничтожении живых сил. Форма убивает сущность. Ничего мистического в таком повторении нет. Мелкая буржуазия, как тогда, так и теперь, остается сама собой. И только через нее буржуазия может совершить термидорианскую контрреволюцию. Без мелкой буржуазии не может быть термидора. 9-е термидора не есть начало или конец термидора, это один из этапов термидорианской контрреволюции, совершаемой «в несколько приемов», путем передвижки власти от революционной бедноты к реакционным элементам мелкой буржуазии и, [на]конец, к самой буржуазии через перегруппировку элементов внутри господствующей партии якобинцев. 9-го термидора еще не закончился переход власти к буржуазии. Буржуазия целых 14 месяцев после этого освобождалась от якобинцев и конвента (5 брюмера - конец конвента)."

Комментарии - в клубе.

бои за историю, ВФР, хорошими делами прославиться...

Previous post Next post
Up