осенИны в Арамашево

Nov 13, 2022 02:03

Осень нынче выдалась довольно приветливая. Но, как видно, на пороге зимы в небесной канцелярии заметили такой непорядок и срочно отсыпали нам всю осеннюю норму осадков. Поэтому за окном третьи сутки дождь, асфальт сверкает, словно антрацит, по антрациту бегут мутные реки, а луна ныряет среди туч, похожих на дым, как будто снимается в фильме ужасов.
Правда, как сказал гражданин Мишле, уныние - грех, тем более когда есть и кров, и очаг, и пища, духовная и другая, и одежда соответствующая для прогулки, нелепо жаловаться. Да я и не жалуюсь, только считаю часы до обещанного снегопада и похолодания.
Лучше б снег да вьюгу встретить грудью рад...
А как чудесно было всего неделю назад! Весь мир укрыло самым чистым, самым прекрасным первым снегом!..
Не угадать, что за лес - сосны стали похожи на ели
Поле сливается с небом у горизонта
Называть нашу поездку "экскурсией" мне не хочется - мы побывали в гостях у очень радушных, замечательных людей.
Перво-наперво мы вышли на Церковный камень, это возвышенность на берегу реки Реж. Берег очень крутой, кое-где отвесный, а река как раз в этом месте изгиб описывает. Просится на картину!







Вот и Шайтан-камень. Здесь проходила часть натурных съемок второй версии фильма "Угрюм-река" (первый фильм, настоящий, снимали только на Чусовой). Высота от подножья до верхней кромки утесов, если я точно запомнил, шестьдесят метров.




Место для медитации (все по Жан-Жаку Руссо )) )


И, собственно, церковь. Вообще-то мы не фотографируем культовые сооружения, но тут я не устоял на собственных же принципах, потому что красиво - общая гамма, и снег...


Церковь посвящена Казанской иконе Божьей матери, и у прихожан был двойной праздник - общий и местный. Однако наплыва молящихся не было, наоборот, меня удивило, насколько мало в церкви людей.



После прогулки над Режом и вокруг церкви мы пошли в музей.


Музей начали "собирать" еще в 1947 году учителя, прежде всего географ Иван Семенович Кесарев, и ребята арамашевской школы. Задумайтесь: только-только война закончилась, трудностей и проблем предостаточно, а сельские учителя выдвигают такой почин. И сельчане их поддерживают! В музее есть уголок, где подробно рассказано о первых шагах музея. Официальный статус он получил в 1962 году. С помещением оказалось сложнее. Сначала это была все та же школа, потом временное пристанище в свободной избе, в 90-е сузей и вовсе мыкался по каким-то чердакам и подавалам. Наконец, в 2005 -м году сельская администрация, которая музей поддерживала не на словах, отвела им дом, принадлежавший некогда купцу третьей гильдии Савве Матвеичу Загайнову.
Дом тот не простой. Когда подходишь к крыльцу, выглядит он небольшим, одноэтажным. На самом же деле есть у него нижний этаж, именно этаж, а не подвал. Окна нижнего этажа выходят на склон над рекой, то есть - часть дома внутри горы. Благодаря такой хитрости в верхнем этаже, где размещалась лавка и хозяйские комнаты, было чисто, без сажи и угару, - ведь все печи и кухня скрывались внизу.
Перестройки внутри дома минимальны, сохранились и высокие пороги и низкие притолоки, оконницы, лестница.

На месте бывшей лавки представляют теперь горницу (печь - имитация, а котенок на кровати - игрушечный ;) ) Сундуки, горка, кухонная утварь, люлька, зеркала, а также одежда, рушники и посуда - все настоящее! Аутентичное! (Висконти остался бы доволен)
















Это оплётка. Девицы хранили в таких шкатулках-сундучках приданое. Подобных вещиц в России сохранилось немного, совсем немного (вторая - в Ирбите, третья - в каком-то из московских музеев). Из ивовых корней сплетен короб, а сверху укреплен - и украшен - оковкой.













По обычаю, в горнице нам поднесли наливку. Рябиновка, имевшая совершеннейший вкус сливок (и это правда, в отличие от ноздревской). Надо же сказать, что рябину, на Урале особенно, почитали за священное дерево, ну, буквально. И обереги из нее делали, и лекарством она служила. И рисовали рябину, и вышивали, и песни о ней складывали.
Песни мы пели потом. Водили хороводы на заснеженном подворье, играли в обрядовые игры и обсыпались зернами овса и рябиновыми ягодами. И рисовали рябину на деревянных сувенирных подковах тоже потом. А в горнице директор музея Лариса Александровна говорила с нами об обычаях, поверьях, неписанных правилах патриархальной уральской деревни. Удивительно или нет, некоторые люди, чье детство прошло в деревнях, довольно много знают и вспоминают, хоть это лишь отголоски того, старинного, уклада.
Что еще меня немало удивило, так это культура выращивания льна. Привычно думать, что лен - теплолюбивое растение. Подите же, и тут его выращивали и обрабатывали.
Прялки представлены в изобилии, и настоящий ткацкий станок есть!




Хозяйка ткет. А хозяин зимой валяет... нет, не дурака, а валенки. Пимы.





Спускаемся в нижний этаж, где встречает нас купец Загайнов собственной персоной.


Поскольку персонаж сей, его дом, бытие и быт относятся к концу XIX века и началу века ХаХа, в имитированной лавке можно увидеть и такой экспонат. Патефон.


К слову, была тут и "чайная". Не большая, конечно, но столик в уголке стоял, и местные аль заезжие из соседних сел предприниматели сиживали за самоварчиком, утирая лоб и шею полотенцами. Бизнес-клуб, так сказать )))
Марина Сергеевна, сотрудница музея, и нас напоила чаем. С шиповником и зверобоем и из березового гриба чага.


Еще одна редкушка, предмет гордости арамашевцев - жестяная коробка из-под сладостей. Сделали ее в год столетия Отечественной войны 1812 года, ограниченным тиражом - всего-то сто штук.



Все я не фотографировал, а часть снимков не удалась из-за слабого освещения, так что верьте на слово: много любопытных предметов, инструментов, приспособлений,

и образцы тогдашней рекламы.
И денежки.



Один зал наверху отведен двум мировым войнам и Великой Октябрьской революции.











Часы, самые разные, радиоприемники и телевизоры, куклы и мебель - погружение в советский уже быт средины века ХаХа.









Потом мы попали в класс. С пионерской и комсомольской символикой, азбукой 1926 года, музыкальными инструментами и первыми персональными компьютерами. И розгами из дореволюционной церковно-приходской школы. И тут оказалось, что в нашей группе много учителей. И это был весьма оживленный диалог!..













Я не могу не сказать, что нас еще и накормили вкуснейшим обедом. Отварной картошкой, с солеными груздочками, да блинчиками с рябиновым вареньем. Как не пуститься в пляс!

Строго говоря, осенИны, как и рябинник, отмечают в сентябре. Мне так кажется, поздняя осень - время более подходящее. Первые морозы, рябина делается сладкой, и осень провожают со двора. И вообще, как там говорит один персонаж, праздник можно и продлить.
И возвращались мы в город как из другого времени, умиротворенные и просветленные.

А вот и ссылки на историю Арамашева и сайт музея. Я рассказываю о своих впечатлениях, ну, а за фактами туда пожалуйте ;)
И если занесет Вас добрым ветром на Урал, не пренебрегайте этим скромным, но достойным музеем, загляните! Сотрудники музея такие гостеприимные, и атмосфера... атмосфера не только старины, а, главное, добра и чистоты какой-то душевной.

а все-таки мир хорош!, против осенней депрессии, хорошими делами прославиться...

Previous post Next post
Up