PUSSY RIOT. КАК КОШКИ ПОЖАР УЧИНИЛИ…

Oct 01, 2012 23:02

Колонка Владимира Пугача

Барышни в цветных лыжных масках спровоцировали такой резонанс, о котором не могли мечтать в самых смелых грезах. Столько о событиях в РФ не писали, даже когда затонул Курск. Как мы знаем, все это выросло, без преувеличения, в общественно-политический конфликт мирового масштаба. Высказались все от Газманова до Микки Мауса, разве только Ричард Львиное Сердце и Илья Муромец не ожили и не подняли свои хоругви по обе стороны баррикад.
Причина небывалого общественного психоза, на мой взгляд, выходит далеко за границы проблематики данного кейса. То есть она:

а) не только в противостоянии «актуальное искусство vs традиционные ценности».
Протестное искусство существует давно, является на сегодняшний день делом привычным и бурь такого масштаба не провоцирует. Нарушители общественного спокойствия сегодня - явление привычное и вызывают у граждан, в общем, достаточно бедную гамму чувств от легкого раздражения, граничащего с индифферентностью, до молчаливого одобрения с кратковременным всплеском энтузиазма на интернет-форумах.
Кстати, именно поэтому, для художников, работающих в жанре провокационного public performance, мерилом успеха является амплитуда, на которую удалось раскачать общество своим произведением. Привет от Пола Маккартни для барышень из «вагинального бунта», безусловно, высшая форма признания.
Художник Максим Кантор написал, о том, что в произведениях актуального искусства зачастую не хватает контрапункта, что, по сути своей, они плакатны. Этот контрапункт берется извне. Нарисованный мелом половой член сам по себе не уникален, мы видим их на заборах сплошь и рядом. Но такой же рисунок на разводном мосту напротив здания ФСБ в Питере - акция, возымевшая резонанс.
Иными словами, современное искусство крайне контекстуально. Для его восприятия крайне важно погрузиться в дискурс, в проблематику. Оно, зачастую, не самодостаточно. Рассуждать о художественной ценности этих акций глупо, поскольку, с точки зрения традиционалиста экспериментальное искусство всегда находится на границе (или за ней) искусства и не искусства. Объективные оценки даст только время.

б) не только в противостоянии «православные ценности vs современные демократические принципы».
Ведь базисом, цементом, основными культурными характеристиками любой цивилизации, как мы знаем, являются язык и религия. Было бы нелепо ожидать, что внедрение демократических институтов в обществе будет происходить за счет радикального вытеснения глубинных культурных ценностей. Это вопрос постепенного развития, цепи компромиссов, а не яростной внезапной вспышки взаимной ненависти в обществе.

в) не только в противостоянии «российский народ vs репрессивный государственный аппарат».
Едва ли можно предположить, что российская общественность внезапно осознала несовершенство мироздания, узрела несправедливость судебной системы на примере приговора Pussy Riot и восстала против авторитарного режима, а защитники этого режима, соответственно, стали требовать расправы над девушками.
Ведь было же и дело Магнитского, и второе дело Ходорковского, и многие другие, по которым можно составить мнение об особенностях судебной системы РФ, масса других примеров. Ущербность властной структуры - данность, о которой народ хорошо осведомлен и с которой живет давно. Маловероятно, чтобы несправедливость отдельно взятого приговора суда стала причиной истерии в обществе. К тому же, очевидно: конфликт этот внутри общества, а не между обществом и государством.

Все эти причины сводятся, в сущности, к одной. В деле Pussy Riot удалось затронуть цивилизационный базис, культурную основу страны. Социум разделился в точности по следу цивилизационного разлома между западной и православной цивилизациями, о котором писал Самюэль Хантингтон. Тому есть давно и подробно описанные исторические предпосылки, такие же очевидные, как и нарастающее противостояние западной и исламской цивилизаций. Фигуранты данного дела сами по себе едва ли интересны, они как кошка, которая играя, столкнула на пол свечу и учинила пожар.
Причины произошедшего, на мой взгляд, в глупости и в лицемерии.

Глупость первая
В путиноборческом порыве, панк-гражданки, имея в послужном списке совокупление в зоомузее и вполне себе веселое представление на Красной площади, не заметили, как выстрелили не в ту мишень. Борясь с кровавым режимом и коррумпированным духовенством, логичнее стрелять в кровавый режим и духовенство. Они же, по глупости, вместо этого пальнули в народ, который ходит в православные храмы. Кто-то постоянно, кто-то по праздникам, кто-то, как я, например, когда очень худо становится, но - ходят.
Не садят за это на два года, понятное дело. Но по опросу независимого Левада-центра почему-то бóльшая часть опрошенных россиян считает приговор справедливым. Думаю, не потому, что они все «православнутые» и выступают за незаконные судебные приговоры и Путина, а потому что разозлились. Ну, вот примерно так же, как норвежцы недовольны тем, что Брейвику дали хоть и по закону, но как-то мало.
Да, Россия многоконфессиональна, да не все ходят в церковь, не все Библию читали. Но дело не в богословской грамотности и воцерковленности. Даже тот, кто был в церкви всего однажды, когда крестил ребенка, вправе возмутиться, когда оскверняют православные святыни плясками на амвоне. Даже если нет такой статьи в УК РФ.

Глупость вторая
РПЦ должны были со дня задержания подавать пример христианского милосердия и во всеуслышание призывать к прощению. Это удел общества возмущаться и требовать расправы или освобождения. Церковь же должна прощать. Призыв РПЦ к милосердию, прозвучавший только по факту вынесения приговора выглядит лицемерным. К тому же, вся эта история - еще один повод обвинить церковь в сближении с властью, что не на пользу имиджу церкви. Как и масса историй, скомпрометировавших в последнее время духовенство и подливших масла в огонь.

Глупость третья
Всеядность и неразборчивость оппозиционно настроенной общественности. Если ты в оппозиции и желаешь скомпрометировать и свергнуть режим, тебе, как правило, нужна поддержка твоего народа, если ты не оккупант и не идиот. Но когда большую часть народа страны возмущает поступок этих барышень (отсылаю к опубликованному опросу Левада-центра), стоит ли их возносить на хоругви революции, даже если их судит несправедливый суд? Если цель - поднять народ против режима - вряд ли, если цель сделать из барышень мучениц, раскачать тему, набрать сиюминутных политических очков - то да.
Возмущают своей лицемерностью рассуждения, вроде: мы выступаем не против религии, мы против коррумпированного, сросшегося с властью духовенства. Братцы, церковь - это не только торговые точки по продаже свечек, как любит говорить Невзоров, не только попы на мерседесах, это большое число искренне верующих священников в маленьких далеких приходах, это большое число прихожан, с разными политическими воззрениями, в разной степени погруженных в вопросы религии, но, тем не менее, себя с ней отождествляющих. Кто-то и вправду думает, что, наплевав на иконы, он обидит лишь ЗАО «РПЦ» и его председателя Кирилла, а религия де не причем?

Глупость четвертая
Двухлетний приговор суда. Здравых объяснений я ему не нахожу. И вопрос не в том, обоснован он или нет. В европейских странах, кстати, тоже привлекают к ответственности по подобным мотивам. Например, австрийский суд приговорил активистку Свободной партии Австрии Элизабет Саббадич-Вольф за оскорбление Мухаммеда к выплате штрафа в размере 480 евро или 2 месяцам тюрьмы. Вопрос в том, что будь приговор мягче - штраф, к примеру - вполне можно было бы избежать повышения накала в обществе. Сделано ли это в угоду возмущенной общественности или еще по каким-то причинам - не знаю. Знаю лишь, что этим приговором они сами создали барышням имидж мучениц.
Конфликт разгорелся благодаря последовательно совершаемым обеими сторонами глупостям и свелся к тому, что РПЦ - прибежище сторонников Путина, а все защитники Pussy Riot - мракобесы, купленные дьяволом через Госдеп США. Все это похоже на карикатуру и серьезного отношения не заслуживает. Редкий пример нетерпимости к инакомыслию демонстрируют обе стороны. Одна уважаемая мною журналистка в сердцах договорилась до того, что «православные - люди с первобытным сознанием», хотя, думаю, и Бердяев, и Достоевский для нее не пустой звук. Много эмоций, мало здравого смысла: «Вот вам танцы в храме!» - «А вот вам срок в 2 года!» - «А вот вам крестоповал!» - «А вот вам православные дружины!»
На руку ли это власти, поскольку неспособность общества к консолидации укрепляет власть? На руку ли это врагам страны, поскольку раскол в обществе делает ее слабее ? Не знаю. Но только выглядит все это также глупо и отвратительно, как штраф за фотографию с плюшевым мишкой. Впрочем, это уже совсем другая история…
Previous post Next post
Up