Jun 12, 2010 19:42
Экипаж, побрякивая кандалами, под конвоем бредёт печально по перрону к самолёту.
КВС грустно усмехнулся: « Раньше на машинах возили».
«Это ж когда было», - ответил второй.
«Что у нас по DIL`ам?»
«Топливо не показывает, ВСУ не запускается, двигатель раскручивается педалями до 90% на взлётном, - отозвался второй, вспоминая основные DiL`ы. - А тут новый приказ тормозами не тормозить… пиздец…»
Молоденькая бортпроводница, вскрикнув: « Не убивайте, я ведь даже ни разу не целовалась!!!!», попыталась было выбежать из строя, гулкая очередь из АКМа разорвала цветную форменную рубашку на спине, кровь хлынула горлом, девушка, вскинув руки, упала на рулежную дорожку. Кровь медленно потекла на асфальт…
Вставало яркое весеннее солнце, начался новый лётный день в авиакомпании «СкайЭкспресс»…
Поблескивая многочисленными заплатками, на 82 стоянке их ждал самолёт, многострадальный VP-BFN. Все помнили эпопею по его освобождению. Тогда, при попытке его освобождения погибло 2 КВСа, второй пилот и бортпроводник-стажёр. Старшую бортпроводницу варзовские техники схватили перед самым выходом. О её судьбе до сих пор ничего не известно.
Самолёт долго стоял в ангаре ВАРЗ-400 и был на этот момент самым лучшим лайнером компании.
Правда коррозию в заднем багажнике так и устранили, оттуда нет-нет, да и пахнёт дуновением окислов дюраля, ещё по первости его пытались использовать для перевозки багажа и грузов, но после того как два здоровенных грузчика умерло в страшных муках от сильнейшего отравления, ИКЦ закрутил люк на гайки, еженедельно проверяя в Smokehood`ах целостность контровки самоконтрящихся гаек.
КВС долго выторговывал на рейс именно этот самолёт, Володя заломил непомерную цену - половинку шоколадки. На него список DIL`ов занимал пачку листов, а не чемодан как на BHA, да и летал он быстрее остальных.
«Фёдоров на половинке шоколадки месяц за три экипажа летал!» - кричал КВС,
«Вова, ты нас в могилу сведёшь!» - не унимался второй.
«Ребята, кричал Вова, меня Виниченко за шоколадку обещал помыться отпустить! Осталось чуть-чуть накопить, я три месяца не мылся, звякнув кандалами», - поскреб он свою шею. От шеи отвалился небольшой шмат чего-то противного и уполз под стул.
«Отдай, - прошептал КВС второму, - им ещё хуже».
Возле самолёта их ждал оперативный инженер.
«Командир, про тормоза в курсе?»
«Да, запретили тормозить, уже сказали».
«Это вам так сказали, а нам дано указание оставить на стойке по одному внешнему тормозу, всё равно тормозить запретили, мы и гидравлику отсоединили».
«Реверса может не хватить», - КВС нахмурился, в Сочи Дерипаска украл половину плит.
«Так у Вас ещё один ground spoiler есть! Ну и мы тут покумекали, в отсек ВСУ якорь примастырили».
Системы Макарова, оценил второй.
Где они только всё достают, удивился КВС.
«Это логисты где-то сперли, - пояснил инженер - они и чёрта лысого достанут!»
Конвоиры сзади занервничали и стали щелкать затворами.
«Ладно, ладно давай готовность, всё равно смотреть нечего. Везите пассажиров, это кстати которые?»
«Эти-то? - ухмыльнулся старший конвоир, - трешники!»
Неплохо, подумал второй, прошлый раз везли семерочников, двух стюардесс разорвали ещё до взлёта. Стюард отделался болями в пятой точке, за отсутствие МакМаффинов в меню.
Не повезло экипажу ЛЛ, они и везли-то четверочников, но тогда не было ещё бронированной двери в кабину экипажа. Вытащили его через привязные ремни и долго, смачно били на задней кухне. Перед посадкой какой-то хмырь сломал ему обе кисти. Садились на честном слове, автопилот еле-еле схватывал курсоглиссадные лучи единственным ресивером, еле-еле вытянули штурвал на выравнивании, ЛЛ потерял сознание сразу после касания…
Полгода лечили ЛЛ уринотерапией. Товарищи приносили ему кто, сколько сможет, много-то от одной воды надуешь в майонезную баночку. Однажды друзья принесли даже трехлитровую банку «лекарства» и арбуз. После этого ЛЛ резко пошёл на поправку.
Пассажиров называли по цифрам, это значило, сколько месяцев они просидели в порту, ожидая вылета, а чтоб они не разбегались, у них на регистрации забирали паспорта. Паспорта пересылали почтой и иногда случались казусы, что они прилетали раньше, чем срабатывала почта. Это и называлось в компании регулярным рейсом.
Экипаж поднялся по трапу, лётчиков конвоиры сразу пристегнули за штурвалы.
Все помнили, как экипаж Гордиенко повыпрыгивал в спасжилетах при заходе в Сочи, через форточки. Счастливчики, их не нашёл даже Интерпол.
«Командир, чай будете?» - подала голос старшая бортпроводница.
"Да",- ответил КВС, этот пакетик, ему заваривали уже год, и это стало хорошей традицией, значит долетят.
«Вкусный чай» - протянул второй,
«Пей, не жалко - сказал КВС, - Спасибо девочки».
От кипятка их слегка отпустило. Нервное напряжение ослабело.
«Слышали, недавно бывшие скаевцы собирались у озёра?» - спросил второй.
«Да» - ответил КВС.
«Всё заболели диареей с осложнениями, говорят, ЛД с ГД им в шашлык конской дозы пургена намешали».
«Брешут, просто руки не мыли»,- ответил КВС.
«Как знать, как знать, не своими же руками, одного маленького в чёрной куртке ни на одной фотке нет, а он был, старался не светиться», - многозначительно сказал второй.
«И новую Опель-Астру ему подогнали, всем говорит в кредит, кто же скаевцу кредит даст! Всё сходится!»,- распалился второй.
Командир молча показал пальцем на overhead panel.
«Начнем, пожалуй, готовится»,- включив аккумулятор, КВС начал процедуру подготовки.
Осмотрев скупые приборы, вот Васин будильник, стоивший ему развода с женой, вот детский компас его сына, спаянная кем-то из добрых техников радиостанция из старого приемника ВЭФ-12, выдававшая в эфир приятно-теплый ламповый звук, командир завёл будильник на 50 минут полёта. Контрольное время снижения.
Пустые дырки были заклеены рисунками самих приборов, рисунки где-то доставали в ИКЦ, разрисовывая черно-белые картинки фломастерами…
Фломастеры... он обещал подарить их сыну на Новый 2015 год... надо спросить парней, где берут.
«Preflight check list performed», - отрапортовал второй.
«Roger», - ответил КВС, помня о диктофоне за overhead панелью, прикрученном самолично ЛД. Тот любил вечерами послушать ради проверки переговоры экипажа, он хотел ещё и веб-камеру приделать, но это вышло бы слишком дорого.
«Везут!!!», - раздался истошный крик проводника, который принимал скудный багаж.
Второй лихо крутанул кремальеру на двери и вставил болт.
«Верняк,- сказал он, - так подводники делают - инфа 100%».
«Увидимся на земле», по перестукам старшей бортпроводницы понял КВС. Увидимся.
Вырулив на исполнительный, второй долго раскручивал педалями движки до взлётного, за это им полагался доппаёк в полпеченьки за смену.
«Есть, взлётный».
«Взлетаем».
Поскрипывая и похрустывая, самолёт побежал по щербатой бетонке.
Началось то, что командир любил больше всего на свете,
ПОЛЁТ
Выход из зоны свечкой, с набором в 10000 метров прошел без помех, самолётов мало, Ютэйр копошился на предварительном, видимо давно педали смазывали, Атлант уже усвистел в Таджикистан, им хорошо, у них педали у всех пассажиров установлены, а у бортпроводников есть электрошокеры. Быстро летают.
Выйдя на эшелон, второй плавно остановил педали, обгонная муфта сделала свое дело и с визгом рассоединила педали и привод. Второй быстро, пряча глаза, заточил полпеченьки. Командир сделал вид, что рассматривает правительственный спутник с синей мигалкой.
Вроде все нормально, перекрестился про себя командир, летим.
Самолёт вел себя непонятно. КВС долго думал, подъемная сила не соответствовала сопротивлению, ладно, в прошлый раз топорщился speed tape, которым примотан пилон к крылу. Тогда просто кренило, а сейчас всё не так.
Пробивая облачность, экипаж заметил, что за крыльями не виден вихревой жгут.
СТРУЖКА, вспыхнуло в мозгу капитана ярко красное слово, СТРУЖКА. Последний раз стружку, срываемую с крыльев, восстанавливали позапрошлой осенью, тогда было много дождей. Смыло все. Самолёт потряхивало. Сквозь обшивку просматривался силовой набор.
«QRH!» - Крикнул командир, за дверью жалобно застонали, бортпроводница выучила уже это слово, ситуации бывали разные, как безобидные, так и опасные, как месяц назад, когда пассажира засосало в слив туалета. Инженера сказали, что трубы там нет, его выдуло в задний багажник. Открывать, конечно, никто не решился, однако и стонов никто не слышал, иногда только завывания в районе аварийного люка и постукивания в пол на задней кухне.
«QRH ACTION! - LACK CHIP ON WING!» - Прорычал командир, держась за штурвал
«EMERGENCY DESCENT! » - второй начал выполнять memory items,
«Speed brake On!»
«Put oxy mask!»
«PAX oxygen ON!»
Командир открыл guard, но нажимать не стал, он знал, что этим переключателем пустит в салон протухший сероводород и убьёт в салоне всё живое. Так ему шепнули инженера, монтировавшие трубки из туалетного бака к панелям. На всякий случай прошептали они тогда.
«ON!» - Отчитался командир.
«Ready for emergency landing!»
Три коротких и три протяжных стука отстучал второй по трубе в салон, готовимся к аварийной.
Снизившись на два километра, самолёт полетел значительно спокойней.
Более плотная атмосфера надежнее держала истончившееся крыло.
«Ну что ж,- сказал КВС, - пойдем на 18-ти километрах, ничего страшного, я сто раз так делал».
Подбадривающее посмотрел он на второго.
Второму совершенно не хотелось терять половину заработка, полётом на такой сверхнизкой высоте. Экономия топлива, при принятом в компании суборбитальном профиле (TCAS иногда срабатывал на спутники) была значительна, на рейс хватало двух ведер и одной пипетки. Теперь же всё становилось труднее, придется считать в уме, хватит ли керосина, хотя бы сесть. А там разберемся, может как в прошлый раз, когда экипаж Н. сел с аварийным остатком в полторы пипетки, у молодого второго из резерва, ночью втихаря вырезали почку. Позже, пока он лежал в коме, его и вовсе пустили на органы.
Денег тогда хватило в компании надолго.
Разберемся, в беде не бросят, надеялся КВС.
Зазвенел будильник, примотанный к приборной доске скотчем. Сигнал означал «TOP of descent». Но это при обычном профиле, сейчас они шли ниже и до начала снижения было ещё минут пять-десять.
КВС закрыл глаза, ему вспомнилось то благодатное время, когда был жив VP-BBN.
Весело и радостно было тогда, шутя и улыбаясь, экипаж собирался в рейс.
Летчики готовились, раскладывали схемы, слушали ATIS, вбивали флайтплан в FMC, девчонки принимали питание, багаж, улыбались и приветствовали пассажиров, шутливо рассказывали о вреде курения…
Внутренний толчок заставил командира проснуться, второй клевал носом, прошло 20 минут и точку снижения безвозвратно проспали.
«Descent check list», - зачитал капитан, второй вздрогнул и вышел из забытья.
«Ready», - отозвался он хрипло.
«Проморгали,- ответил командир. - Надо что-то делать, иначе в свободном падении нас до Турции донесёт, а если ветер встречный, Чёрное море не перелетим».
Через специальный лючок второй высунул за борт маленького колдуна и сбросил лаг.
«Ветер встречно-боковой 30 узлов», - доложил он командиру.
«Нас несёт на Эрзурум,- прикинул КВС,- плохо, грузины из Батуми стреляют шарикоподшипниками из большой рогатки с лазерным прицелом, надо срочно снижаться».
Второй мучительно вспоминал аэродинамику и динамику полёта, на ум ничего не шло.
«Вот что будем делать, - сказал командир,- садиться будем со стороны гор по ущелью, восходящий поток добавит подъёмной силы на снижении, а там и до полосы рукой подать».
«Нам не дадут такой заход»,- возразил второй
«Снижаться будем по-боевому, я даю левую педаль до упора, начинаем скольжение на крыло, фюзеляж затеняет первый двигатель, будет легче дать реверс, ты плавно даешь реверсивную тягу второму, таким образом, по крутой спиральной траектории пойдем почти отвесно вниз и перехватим траекторию снижения. Заход запросим аварийно, дадут», - уверенно сказал КВС.
«Штопор», - догадался второй, из приписанного налёта в училище у него было всего 500 часов, 3 легко превращалась в 8. За глаза второго звали Мизер, он был самым скромным в компании, других отличали чудовищные цифры приписок в 1000, 1500 часов.
«Заход по спирали, в Афгане так всё заходили, правда потом десантура долго драила грузолюки, ну лучше с блевотиной на кителе, чем он цинковый»,- хохотнул командир, воспоминания о задорной боевой молодости придали ему сил.
Труднее будет второму, чтобы дать реверсивную тягу, огромный маховик ротора компрессора низкого давления придется крутить педалями в обратную сторону.
Как бы не спекся парень, подумал командир.
«На вот, хлебни»,- достал КВС заветную флягу. - «Жена дала на всякий случай».
Во фляжке плескался бульон от вареных яиц, проверенное средство. Раньше жена добавляла при варке и куриную косточку, но она через полгода варки превратилась в клейстер, в ней кончились витамины.
Командир дал сигнал по трубам, чтобы пассажиров закончили кормить, ремни и так оставались пристегнутыми, хитрое устройство в виде электромагнитов не позволяло отстегнуть их, правда, при этом бортпроводник 3R был всегда занят, раскручивал самодельный генератор на задней кухне. Все для безопасности пассажиров, мелькнула мысль в голове второго.
Проводники 1R и 1L отвезли чан с похлебкой на заднюю кухню и поставили тележку на тормоз.
Поставками еды, catering`ом по авиационному, занималась фирма «Sky food», они держали свинарники где-то в районе Апрелевки и привозили на борт то, что не доедали молочные поросята.
Пища была однообразной, но весьма питательной. За месяцы лишений, пассажиры уплетали варево за обе щеки, и, как полагалось принципам лоукоста, отдавали за пайку последнее.
Почему-то у пассажиров считалось очень важным в полёте поесть и сходить в авиационный туалет.
Однажды, после того как обезумевшие пассажиры ринулись в туалет, центр тяжести завалился за точку фокуса, подъёмная сила резко сместилась вперёд, запаса рулей едва хватило выровнять траекторию.
Всё получилось, как рассчитал командир, дав левую ногу и двинув РУД на реверс, самолёт неохотно заскользил, обороты двигателя упали, трансмиссия переключилась на педали.
«Давай», - скомандовал он второму.
С силой педали пошли тормозить ротор и раскручивать его обратно, второй побледнел. Лайнер встал в устойчивую спираль и пошел вниз.
Набитые желудки пассажиров почуяли свободное падение, и разноцветные струи дружно ударили в потолок.
«Какая удача!» - обрадовалась старшая, варево можно будет собрать и продать второй раз.
По результатам продаж кабинному экипажу гарантировано первое место и неделя профилактория «Балабановские родники». В профилактории разливали по бутылям водопроводную воду и лепили наклейки, замаскировав всё это дело под лечебницу. Какое-никакое разнообразие подумала старшая.
Тем временем самолёт перехватил траекторию снижения в точке и пошел дальше по параболе, двигателям дали режим малого газа, второй облегченно вздохнул.
«Учись,- хохотнул командир, - это тебе не педали крутить. Тут думать надо».
Настроившись на частоту ATIS, экипаж ждали неприятные известия, ветер дул со стороны гор.
Заход не строился, не хватало высоты, а нисходящие потоки могли швырнуть утлое судёнышко вниз.
«Командир, а так мы не зайдём», - нервно дёргая кадыком, промычал второй.
«Ежу понятно, грохнемся», - задумался КВС.
Перед глазами второго замелькали кадры из детства. День, когда он пришёл устраиваться в «СкайЭкспресс» память услужливо пропустила. Всегда надо читать, что написано мелким шрифтом на последней странице, усвоил урок на всю оставшуюся жизнь. Правда всплыла через месяц, когда он радостный, что на приписанный налёт всё-таки никто и не обратил внимания, пришёл в кассу за зарплатой.
"С Вас ещё 150 тысяч", - сверившись с бумагами сказала бухгалтер.
"Кааак? Это какая-то ошибка, не может быть!"
"Новенький? Вы успокойтесь, всё правильно, контракт-то видимо не очень внимательно читали,
Там на последней странице мелко всё написано. «Обязуюсь сдавать заработную плату в фонд спасения розовых тигров, расходы на выполнение полётов беру на себя».
Мир перевернулся.
Как выяснилось в разговорах, акционеры очень любили розовых тигров и деньги на их спасение.
Маленькой сладкой пилюлей был срок контракта, всего пять лет. Приведёшь друга - год скостят.
Говорят, ЛД привел очень много народу и даже стал получать зарплату.
Про то, что всему персоналу вкалывали конскими дозами окситоцин под прикрытием супрастина или тавегила, чтобы не пошла аллергическая реакция, знал очень ограниченный круг начальства.
«Я знаю что делать! - вспомнив картинку из детства, закричал второй. - Как камушек по воде поскачем, главное скорость при первом касании не потерять!»
«Дело говоришь, прикинем, - сказал КВС, - закрылки 15, шасси дёрнем при проскоке берега, на скорости 190 узлов доскачем в три прыжка. Заход построим на привод при удалении 5, с резким снижением и набором скорости, ты только штурвал сильно не тяни, сорвемся. Ну как при козлении, понял? Керосина нам хватит, на высоте 3 метра давай реверс, якорь, speed brake ARM, . Тормоза нам вроде ни к чему».
Второй понял, козла на 5-м курсе все умели делать хорошо, он на отлично.
КВС отстучал два коротких в салон, готовимся к посадке.
Второй нажал на кнопку «Пристегнуть ремни», из салона ответили двойным стуком.
Старшая зачитала информацию при посадке.
Первый удар, с фонтаном брызг, как ни готовились, неожиданно оказался сильным, под полом подозрительно зажурчало.
«В трюм поступает забортная вода!» - определил второй
«На себя!» - крикнул КВС, и посудина нехотя оторвалась от поверхности.
«Скорость?»
«170!»
Второй удар получился плавне, скорость все-таки меньше.
«Закрылки 20!»
«Есть 20.»
Третий даже не почувствовали. Вот береговая черта.
Второй изо всех сил потянул на себя тросики ручного выпуска, стойки гулко дёрнулись и встали на замки.
«Закрылки 40! Скорость»
Второй замешкался с лагом,
«140! Закрылки вышли»
«Решение?»
«Садимся!»
Самолёт плавно коснулся бетонки в начале полосы и тихо покатился вперед, как чёртик из коробки, встал торчком единственный ground spoiler. На скорости 80 второй кинул якорь. Самолёт, выбрав слабину троса, резко встал. Экипаж повис на ремнях, командир стукнулся головой об штурвал и …
И … проснулся, будильник зазвонит через пять минут. У него сегодня утренний Сочи.
P.S. Все совпадения с реальными людьми, компаниями абсолютно случайны. В фактах нет и процента правды, все это художественный вымысел
скай,
чтиво,
скай экспресс