Молчание/Silence, 2016

Mar 26, 2017 12:10



автор фото


Возможно, критик из меня поверхностный и не все ощущения могу выразить словами, но расскажу, как поняла. Потратила два с половиной часа, посмотрела Молчание/Silence, 2016 Мартина Скорсезе. Противоречивые чувства. Всё, что о религии и вере - мимо меня, поэтому могу быть необъективной. Насилие и пытки тоже обычно обхожу стороной, но тут… куда от них денешься - пришлось даже эти эпизоды смотреть вдумчиво, чтобы не упустить важное. Сильная вещь, вечные темы. Прозрений, однако, не случилось. Борьбой за веру так и не проиниклась.

Бывают книги одной мысли. Говорю об этом без негативного оттенка. Просто факт. Например, «Преступление и наказание» Достоевского - «тварь ли я дрожащая или право имею». «Молчание» - тоже история одной мысли. Мысль простая: есть ли место слабому человеку, и в чём сила, а в чём слабость. Философских ниточек ещё целый клубок, но эта показалась основной, с неё начинается остальное: и что кровь мучеников - основа церкви, и про тропу милосердия, и что вера - таблетка счастья без соответствующего эффекта, молчит ли господь или «страдает вместе», у кого есть право заставлять страдать других, что есть истина, а что ложь, предаёт ли тело душу и так далее.

В отповеди одного из героев нашла созвучную своим мыслям фразу о том, что нет необходимости победы одной веры/религии над другой. Кажется, в этом есть разумное зерно. Мимо этого тезиса не пройти, как ни старайся. История рассказана с перевесом на одну чашу весов, события и люди делятся на чёрное и белое, герои - на хороших и плохих.

Удивил выбор актёров. Вероятно, как-то не так представляла священнослужителей XVII века. Адама Драйвера (падре Гаррпе) впервые увидела в роли Патерсона, и с тех пор в принципе не воспринимаю его на экране как типаж, тем более в таких философских картинах. С Эндрю Гарфилдом (падре Родригес) - наоборот. После «По соображениям совести»/Hacksaw, 2016 Ridge Мэла Гибсона он мой герой, но в «Молчании» временами напоминает инородное тело. Что бы там ни говорили, но роли «прилипают». Как вычитала из behind the scenes, изначально на три главные роли были заявлены другие актёры, но что-то не срослось и состав поменяли. Вообще же парадокс в том, что Америка, Тайвань и Мексика решили снять кино про японцев и португальцев…

К религиозно-философским темам приходят с возрастом - чем старше, тем копают глубже, но трудно представить, что «Молчание» - фильм Скорсезе. Помня его «Волк с Уолл-стрит»/The Wolf of Wall Street, 2013 и «Остров проклятых»/Shutter Island, 2009, кажется, их снимал совсем другой режиссёр...

История, за которую взялся Скорсезе, не сегодняшняя, одноимённый роман вышел ещё в 1966 году. Допускаю, что тема молчания Господа привлекла режиссёра в контексте собственного жизненного опыта и поиска ответов на вопросы. Хотя это уже третий по счету фильм Скорсезе на тему религии. Первые два он снял с периодичностью в десять лет - «Последнее искушение Христа»/The Last Temptation of Christ, 1988 и «Кундун»/Kundun, 1997. К «Молчанию» пришёл почти через 20.

flickr, kino-книги

Previous post Next post
Up