Ваша компания умнее вас, а сотрудники сделают всё необходимое и без чрезмерного контроля. Изменив стиль руководства и пустив некоторые вещи на самотёк, директор IT-компании Diatom Денис Горшков стал более счастливым, начал больше доверять людям, а его бизнес заметно разросся. О своём рецепте успеха он рассказал на завершившемся в Риге Международном форуме инноваций и креативности:
- Тезис, с которым я выступил, не относится к инновациям напрямую. Я рассказывал о хаосе, который нас окружает. О том, что жизнь бизнесмена состоит из непредвиденных проблем, которые обрушиваются каждый день. Чем масштабнее проблемы, тем успешнее мы становимся, если решаем их. На форуме я рассказал жизненную историю, которая помогла мне развиться как руководителю.
Занимаюсь бизнесом с 27 лет. Есть опыт работы и в Канаде и в Латвии. Специфика Diatom - разработка программного обеспечения на заказ. Технологии постоянно меняются, появляется что-то новое, нужно на ходу переучиваться. Сфера динамичная, поэтому всё время находишься в стрессовой ситуации.
До 2006 года я стремился контролировать всё. Переживал, если случалось что-то негативное. Перепроверял людей. Рассматривал компанию как механизм для заработка денег. Но в 2006 году произошло событие, которое помогло переосмыслить эту концепцию. Что тогда произошло? Я развёлся. Ко мне приехал из Канады пятилетний сын. Я сломал ногу, катаясь на мотоцикле. Параллельно мы работали с важным клиентом из Нью-Йорка; как известно, это люди определённой касты - жёсткие, требовательные и не прощают ошибок. Проект нужно было сдать в кратчайшие сроки, а в довесок ко всему случился пожар…
Это произошло в пятницу. Я сидел с поломанной ногой, в костюме, был счастлив, что закончилась неделя, когда раздался звонок и сообщили о пожаре. Ребята спрашивали что делать. Я приехал в офис, попросил вынести компьютеры. Картина была ужасающая: чёрные клубы дыма заволокли весь квартал, сквозь крышу пробивались языки пламени, люди суетились и выносили свои пожитки. Пожарные спешно тушили офис, который находился над нашим. Естественно, затопили и нас.
С утра в офисе у нас была настоящая «зона Чернобыль» - чёрная жижа доходила до колена, плавали визитные карточки и бумаги, уголком из воды торчала клавиатура, пошли пузырями стены, набухла и отяжелела мебель.
Офис уничтожен, сроки поджимают, нога поломана, дома сын… я был в отчаянии.
Попросил ребят найти новый офис, восстановить сеть, организовать работу. Сам поехал домой, а в случае чего попросил связаться со мной по телефону. Думал, это конец. Но к своему великому удивлению, я увидел, как люди стали самоорганизовываться. Во время крушения люди сплотились. Они не хотели, чтобы компания «умирала». Подчинённые проявили организационные качества, которые я раньше в них не замечал, либо сознательно давил.
Я осознал, что моя компания не механизм, а организм, который нацелен на выживание так же, как и мой собственный организм. Я понял, что не могу контролировать своё тело - бьётся ли сердце, дышат ли лёгкие, могу только влиять на это. Я поменял стиль управления с контроля на влияние.
Невозможно проконтролировать людей или раздать всем инструкции. Особенно в сфере производства интеллектуальной собственности. Нельзя приказать человеку: «Хочу, чтобы ты думал в два раза быстрее» или «Увеличь свою креативность на 153%». Проконтролировать невозможно, но повлиять можно. Я начал больше доверять людям, и компания развилась.
Выступление я закончил на философской ноте, что в тот год я был финансово успешным человеком, но меня нельзя было назвать счастливым. В жизни мы хотим двух вещей: быть счастливыми и успешными. Но счастье и успех, как я понял, это не состояние, а процесс. Нельзя сказать, что ты счастливый человек, поставить галочку и навсегда перестать об этом волноваться. То же с успехом. Успех - это каждодневный процесс.
Что приносило счастье вчера, сегодня уже не радует, и нужно искать новые причины стать счастливым или успешным. Закончил школу - поступай в университет. Нельзя жить и вечно гордиться «Я школу закончил на одни пятёрки!».