Последнее место, куда мы собирались в
Милане, - Basilica di Sant'Eustorgio (Св. Евсторгия,
wiki). Св. Евсторгий был миланским епископом (тогда еще не "архи-") в 343-350 гг. - Св. Амвросию к моменту его смерти было года три. Главным деянием святого, помимо противостояния арианству (не подтвержденного) было дело, о котором мы поговорим в следующей части. А пока посмотрим, чем хороша базилика снаружи и изнутри, старательно опуская две капеллы, которым как раз и будут посвящены следующие две части уже бесконечно затянувшегося повествования.
Как нетрудно догадаться по прошлому нашему опыту, фасад базилики (изначально возведенной самим Св. Евсторгием) был более-менее сформирован к XII в., а в 1864-1865 гг. "восстановлен". К этому же времени относятся и все три выходящие на площадь портала.
Св. Евсторгий.
Поклонение волхвов.
Св. Петр-мученик. Этот последний нуждается в небольшом пояснении. Дело в том, что базилика принадлежала доминиканцам практически с момента основания ордена, а Петр Веронский (он же Петр-мученик), один из первых доминиканцев, неоднократно проповедовал именно в этой базилике, в частности, с той кафедры, которую можно увидеть на фото фасада, в левом углу. Точнее, как бы с той кафедры, поскольку она была перестроена, восстановлена и снова перестроена. Но чуть подробнее о Петре-мученике еще будет рассказ.
Под крышей кафедры спрятался орел евангелиста Иоанна.
Его собратьям не так повезло: солнце жарит вовсю.
К какой эпохе относятся массивные деревянные двери, не очень понятно, но, судя по всему, та самая середина XIX в.
Внутри нам, как всегда, "повезло": народ собирался на мессу. Но пока шли приготовления, удалось немного поснимать, а потом произвести тактическое отступление в заранее подготовленную капеллу.
Главный алтарь (Ancona della Passione - "алтарь страстей") работы Якопино да Традате, XV в. Хотелось бы снять поближе, но для этого стоит приходит пораньше...
Распятие XIII в.
Немного фресок (XIII-XIV вв.)
Из-под Петра-мученика (кстати, без тесака) проступает (вероятно) архангел Михаил.
Фрески в капелле Висконти (она же Св. Фомы Аквинского): сверху Св. Фома во славе, в окружении докторов церкви...
...ниже святые (часть которых не опознана).
Надгробие Гаспаре Висконти, правителя уже известной нам Анжеры (1432 г.)...
...и его жены Аньезе Безоцци (1417 г.)
Венчание Богородицы в окружении святых.
Очень симпатичные ребята на коленях стоят.
Дальше нас ждут две очень интересные капеллы, но это чуть позже, а пока еще прогуляемся по базилике. Позади алтаря есть псевдо-крипта, в которой сохранились фрагменты первоначальной базилики, возведенной Св. Евсторгием. Колонны, правда, более поздние, из странноприимного дома.
Росписи здесь скорее ужасающие, смотреть их не стоит.
В местном музее, за вход в который вы заплатите 6 евро, а мы заплатили всего 5 (потому что налом и лично в карман кассиру - эту страну погубит коррупция), смотреть категорически нечего. Ну, несколько реликвариев (включая большой палец Фомы Аквинского), ну, тряпочки, ну, статуя Св. Евсторгия с подписью "Св. Евгений"...
Зато есть возможность прогуляться по палеохристианскому кладбищу и посмотреть, как во времена оны хоронили тех, кто не в саркофагах.
Древние граффити.
В амфорах тоже хоронили.
Творчество одной местной монахини, которая считает, что грустить не стоит.
Ну, мы тоже не будем грустить, а пойдем читать интересную книжку и размышлять о подарках.
продолжение следует