Италия-9, день 6, часть 2: немного Дуомо внутри

Jun 15, 2019 17:44

Пожалуй, мое главное впечатление от второго посещения Дуомо - он не просто огромен и красив, но и безумно сложен (жаль только, бесконечные ремонтные работы не дают нормально рассмотреть центральный неф.)



Но в качестве компенсации посмотрите на правый средний.



Это не просто лес колонн и потолочная резьба (где такое увидишь даже в готическом соборе?), но и количество статуй, разве что не превышающее (а может, и превышающее) те, что снаружи.





Оба амвона тоже украшены резьбой и чеканкой.









Вид на главный алтарь с огромным витражом и солнцем Висконти в апсиде просто потрясает.







То же солнце вольно повторено и на центральном апсидальном парусе.



Надо сказать, как и в большинстве известных готических храмов Франции (и в отличие от большинства готических храмов Италии, из-за чего - как я не устану вспоминать - в одном цикле лекций по архитектуре в МАРХИ профессор - забудь ее имя! - заявила, что в Италии, мол, готики нет), витражей здесь великое множество, на любой вкус: от Треченто практически до наших дней. И все огромные, в десятки метров высотой.



А прежде, чем перейти к следующей части, а именно скульптуре, хотелось бы пару раз спуститься туда, куда мы в прошлый раз не попали, поскольку были в мой день рождения, "удачно" совпадающий с днем памяти Св. Карло Борромео, одного из покровителей города уже нового времени. Поэтому вход в его усыпальницу был для туристов закрыт (зато по всей протяженности нефа развесили Quadroni di San Carlo - огромные картины с фрагментами его жития). Спуститься в крипту я бы рекомендовал даже тем, кто к деятельности этого святого (или святых вообще) относится скептически - саркофаг достаточно интересный и без "а-ля натюрель".





Алтарь барочной крипты.





Еще одно место, у входа в которое обычно толкутся "руссо туристо" - впрочем, они редко задерживаются внутри. Речь идет о раскопках баптистерия San Giovanni alle Fonti (wiki), стоявшего здесь еще при Св. Амвросии: во всяком случае, известно, что именно здесь он крестил Бл. Августина.



Смотреть здесь, конечно, после домусов в той же Брешии нечего. Но представить себе размер...



...и хотя бы примерно декор вполне можно. Жаль, что старых соборов (зимнего и летнего, как, опять же, в Брешии) нельзя увидеть.



Теперь давайте вылезать из-под земли и посмотрим немного скульптуру - во всяком случае, ту, что мне особенно запомнилась или понравилась. Якопино да Традате, надгробие Марко Карелли (1394).



Viro Potens (Мадонна в силах, 1393).



"Апостолы" мастеров Кампионези (XII в.).



И до чего потрясающе смотрится рядом с ними "Алтарь Вознесения" - работа великого Лучо Фонтаны (1954-1955).



Свод капеллы Св. Джованни Боно в правом трансепте.



Ганс фон Фернах, люнет Южной сакристии (1391). А вот люнет Северной, работы Джакомо ди Кампионе (1389) так просто не увидишь: вип-паломническая зона.





Две чудом сохранившиеся фрески XV в., ломбардская школа.





Т.н. "крест из Сфорцеско" (XIII в.) в красной далматике. Считается, что его носили по городу во время эпидемий чумы.



Занятно, что в XIX в. он волшебным образом возникает на витраже работы Джованни Баттисты Бертини, повествующем об истории Свв. Гервасия и Протасия (давненько я их не упоминал), а именно об обретении и перенесении их мощей Св. Амвросием.



Памятная доска Джузеппе Брентано, архитектору, выигравшему конкурс на проект фасада собора: Брентано скончался в 1889-м, так и не увидев своего творения. Ему было всего 37.



"Окончание" меридиана - вот уж не знаю, почему итальянцы так любят меридианы, проходящие через большие соборы. Наверное, в России просто сама концепция солнечных часов не слишком популярна из-за отсутствия главной составляющей.



И наконец два самых выдающихся скульптурных шедевра: "Введение Девы Марии во храм" Агостино Бусти (Бамбайи, 1543), автора памятного надгробия Гастона ле Фуа в Сфорцеско (обратите внимание на полуцилиндрический свод - о нем мы поговорим в следующей части)...





...и "Св. Варфоломей" Марко д'Аграте (1562). Зайти в Дуомо стоит даже ради них одних.









"Non me Praxiteles sed Marcus finxit Agratis" ("Нет, не Пракситель меня изваял, но Марко д'Аграте"). Хвастливо - но справедливо, хотя мастер и остался в памяти "скульптором одного шедевра" (правда, чуть позже мы все-таки посмотрим еще одну его работу).



Думаю, я опять не охватил и десятой доли того великого искусства, что собрано в Дуомо. Но в данном случае глупо претендовать на всеохватность, тем более что оно и не нужно. Просто не поддавайтесь на разговоры о "попсе" и обязательно приходите посмотреть сами.

продолжение следует

italia, milano, lombardia

Previous post Next post
Up