Италия-9, день 5, часть 1: Brescia (Chiesa di Santa Maria dei Miracoli)

May 24, 2019 23:31

Выбор Брешии как места второго выезда в кои-то веки не вызвал у ни у одного нас (двоих) возражений. Если честно, мы хотели заехать сюда еще в 2013-м, по пути из Биббоны в Бергамо (какое счастье, что не заехали: за 2-3 часа, которые у нас были, осмотреть город решительно невозможно). А последний толчок дал пост shakko_kitsune про "рисунки золотом" - ну, о нем мы еще поговорим. В общем, Брешия, целый день, электричка (слава богу, город крупный, станция тоже, доехать из Милана можно за час, дешевые поезда-регионалки тоже ходят раз в час).
В чем еще большой плюс Брешии: при всей своей насыщенности она (за редким исключением) крайне компактна, в большинстве случаев от одного объекта до другого не больше 5 минут пешком. А главное - их можно выстроить в удобную цепочку. И первым звеном такой цепочки в 99% случаев станет Chiesa di Santa Maria dei Miracoli (Девы Марии Чудотворной, wiki) - она ближе всего к вокзалу, "а здесь в город одна дорога".
Удивительно, но внешне она больше всего напоминает свою венецианскую тезку: такой же характерный "сундучок", разве что местный совсем маленький. Построена она в конце XV в. в благодарность за освобождение города от чумы, поэтому в проект включены все самые модные на тот момент детали, в первую очередь - характерные для работ Леона Баттисты Альберти (хотя есть и отчетливое влияние Браманте или, скажем, Брунеллески). Однако, есть и предвосхищение эпохи барокко - я бы не удивился, узнав, что церковь перестраивал, например, Виньола (но нет). А еще - многочисленные околомиланские детали. Что и неудивительно, потому что фасад делал Джованни Антонио Амадео, автор фасада Чертозы, капеллы Коллеони в Бергамо, миланских Сан-Маурицио и Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро, Дуомо в Павии и много чего еще.





Сфотографировать церковь снаружи практически невозможно: даже отойдя на противоположную сторону узкой улицы, все равно в кадр не вместишь, приходится по частям. Заодно декор пилястр поглядим. А вот фриз покрупнее не получился: бой с Пересветом был проигран, практически не начавшись.



Совершенно очаровательная деталь - два дракончика на "притолоке" центрального (глухого) портика.



Работа Амадео великолепна, но даже снаружи совершенно очевидно, что такие сооружения вообще поискать. А когда заходишь внутрь, понимаешь, что это работа какого-то сумасшедшего гения. У церкви 4 купола, расположенных в форме латинского креста с основанием в апсиде: два больших по центральной оси и два малых со смещением от центра. Т.е. она не центрально-купольная, не крестово-купольная, не нефовая, а вообще непонятно что (это, в принципе, вообще характерно для Возрождения, но все-таки какая-никакая наследственная структура обычно присутствует, а здесь то, что можно назвать "полной самобытностью".
Вид на апсиду.



Вид на фасад (с сундучком).



А боковые купола - они вот здесь, за арками, в центрально-купольных капеллах (а-ля капелла Пацци Брунеллески - не случайно я его упомянул).



Внутренний декор в целом повторяет наружный (или наоборот - сейчас уже не поймешь).



Но есть и более архаичные отличия.



И маскароны, характерные для более позднего времени (не скажу, чтобы прямо барокко, но что-то барочное в нем есть)



В первом куполе чередуются ангелы (работы Таманьино) и апостолы (Гаспаро Каирано). Несмотря на то, что оба скульптора потом еще много где поработали, очевидно, что к лучшим мастерам эпохи они не принадлежат.



Кто автор декора апсидальных окон, ни один буклет не указывает, но подозреваю, что кто-то из вышеперечисленных. В принципе, с золотом неплохо получилось.









А это, собственно, та самая чудотворная икона - т.е. фреска, написанная неизвестным ныне художником прямо на фасаде одного из окрестных домов. Пожалуй, с точки зрения живописи она тут лучшая (хотя штук пять барочных картин, в принципе, нестыдные, но и ничего особенного).



Мне кажется, такие церкви обязательно должны быть. Чтобы вот на народные деньги, всем миром, что называется, и чтобы сумасшедшие гении строили нечто пусть неудобное, пусть не самое красивое, зато свое. И, кстати, крайне интересное. Хотя "широким массам" здесь, конечно, делать особенно нечего.

продолжение следует

italia, brescia, lombardia

Previous post Next post
Up