На самом деле капелла Скровеньи - часть "Городского музея в монастыре августинских братьев" (Musei civici agli Eremitani,
сайт,
wiki), куда также входят Археологический музей и Музей средневекового и современного искусства, расположенные в современном здании на месте бывшего монастыря, Музей прикладного искусства и нумизматический Музей Боттачин (палаццо Цукерман, ровно напротив), а также Музей объединения Италии и Выставочный зал современного искусства в историческом Caffè Pedrocchi (
wiki). Войти во все эти музеи, кроме Caffè Pedrocchi, можно по единому билету (на данный момент 13 евро). При этом музейная карта с весьма оригинальным названием Padova Card (16 евро на 48 часов) дает возможность посещения 12 музеев, бесплатный проезд на транспорте, скидки на экскурсионные автобус и теплоход, а также театральные постановки. Так что даже если вы собираетесь посетить всего лишь Musei civici agli Eremitani, баптистерий и Palazzo della Ragione, уже имеет смысл
задуматься.
Лично я рекомендую зайти в музей до Капеллы. Главная тому причина - после Джотто вы просто не захотите смотреть ни на что другое. А посмотреть стоит, уверяю, и это не на 10 минут. Что именно - тут каждый выбирает для себя. Мне лично очень захотелось увидеть кое-что в Музее средневекового и современного искусства (правда, для этого пришлось продраться через десяток помещений Археологического музея на первом этаже, а потом через столько же залов поздневенецианской тоски на втором. Чтобы не возбуждать нездоровый ажиотаж, я не буду это показывать. Хотя нет, пара бранзулеток интересная. Вот, например, "Сатир" Андреа Риччо.
А это символы четырех известных тогда континентов - Европы, Азии, Африки и Америки.
Если хотите, можете заглянуть в зал юного Тинторетто: вас ждут восемь приличного размера жутко бликующих холстов на мифологические сюжеты: от Париса и Ахилла до Венеры и Аполлона. Меня впечатлил только один, да и то сюжетом: "Керкопы превращаются в обезьян". Рассказ об этом я, если честно, подзабыл, а вы, наверное, и не знали никогда, так что поделюсь.
Никто не знает, как и когда появились злобные и лживые карликами-керкопы. Изначально упоминается о паре керкопов, потом уже о пяти парах, потом о целом народе (сразу представляются кендеры из Dragonlance), сыновьях Океана и титаниды Тейи (то ли народец немногочисленный, то ли Тейя была плодовита).
Наиболее известно упоминание о них в мифе о Геракле. Мать предупреждала керкопов не связываться с "чернозадым", поэтому они избегали людей с темным цветом кожи. Но однажды в лес поохотиться вышел Геракл, живший тогда в плену у лидийской царицы Омфалы (довольно странная ситуация, если вспомнить о том, что Омфала заставляла нашего культуриста ходить в женском платье и прясть). Наоохотился он, значит, и прилег отдохнуть, а тут керкопы: дичь сожрали, хотели уже оружие утащить. Но тут Геракл проснулся, переловил их (обоих), связал руки-ноги, подвесил на шест, как на коромысло, и понес в Эфес - а что, чем не закуска к пиву? (Правда, высказывались мнения, что он попросту перебил всех керкопов, но это вряд ли - иначе с чего бы возникло продолжение истории?) Вот
тут на метопе из Пестума Геракл их тащит - и не скажешь, что карлики.
Ну, свисают себе керкопы с шеста, вокруг поглядывают. А прозвищем Геракла, надо сказать, было Мелампиг, т.е. "чернозадый": кое-кто думает, что на древнегреческом это был эпитет храброго воина (эмм, я бы скорее решил, что наоборот), кое-кто - что повлияла привычка ходить в одной львиной шкуре и задница просто до черноты загорела, но серьезные исследователи считают прозвище "чернозадый" наследным у Персеидов, которые, как и многие дорийцы, были изрядно волосаты ниже пояса. В общем, увидели керкопы Гераклову черную... тыльную часть и давай хохотать (почти как я после матча с Борисом Оскаровичем Бурдой, с которым Мыша мне категорически велела не играть и которому я проиграл с разгромным счетом: типа, предупреждали же). Сперва Геракл не понял, что это они ржут, но керкопы не будь дураки рассказали, и Геракл тоже расхохотался, а после сжалился и отпустил .
Проблема в том, что встретившись с Гераклом, керкопы расслабились (типа, больше не надо бояться чернозадого) и как-то высмеяли самого Зевса. А у Зевса, как известно, с юмором было туго, и он обратил карликов в камень. Ну, или по более гуманной версии Овидия, в мартышек (латинское название сercopithecus), закинув их далеко на Запад:
"Древле родитель богов, рассердясь на обманы керкопов,
На нарушение клятв, на коварные их преступления,
Этих людей превратил в животных уродливых, - чтобы
Были несхожи они с человеком, но вместе и схожи.
Члены он их сократил; опустил и приплюснул им ноздри;
Избороздил им лицо, стариковские придал морщины
И, целиком все тело покрыв им рыжею шерстью,
В этих местах поселил; предварительно речи способность
Отнял у их языков, уродившихся для вероломства:
Жалобы лишь выражать дозволил им хрипом скрипящим".
И, собственно, вот вам результат:
Извините за долгий рассказ, просто люблю на досуге цитировать Овидия. Но пришли мы не за этим, а за Джотто и джоттесками, которых тут немало. К сожалению, большинство фресок в очень плохой сохранности, угадываются только контуры.
"Коронование Марии".
"Сошествие во Ад".
"Вознесение".
Посмотрите. какой чудесный фрагмент (видимо, еще одного "Вознесения").
Зато доски - в полном порядке.
Возможно, не лучшее "Распятие" Джотто - но очень хорошее (запомните лики в клеймах, мы к ним еще вернемся в Болонье).
Его же "Саваоф" - оригинал (в капелле мы увидим только копию).
Трогательные створки алтаря-триптиха (центральная часть, к сожалению, отсутствует).
Терракотовое "Оплакивание" Гвидо Маццони - неплохое, кстати, хотя явно под влияние Николо дель Арка, которого мы посмотрим в Болонье.
Крохотная "Нежная Мадонна" Мантеньи (Madonna della Tenerezza, 1491) - даже не знаю, есть ли еще подобный образ в живописи того времени? Разве что "
Мадонна с куропаткой" Пизанелло, но та в более традиционной позе.
Наконец, то, что мне хотелось увидеть больше всего: работы Гварьенто д'Арпо из Reggia Carrarese, резиденции семейства Каррара, правителей Падуи.
"Мадонна со святыми"
И, конечно, ангелы (кто ж вас так осветил, бедные?).
Только вживую они гораздо круче. Ну как, стоит сходить? Я считаю, стоит без всяких вопросов. Но все-таки - до капеллы Скровеньи.
продолжение следует