На последний день в Умбрии мы оставили самую ближнюю точку -
Перуджу. Вернее, как ни странно, это лишь формально была самая ближняя точка: фактически, с учетом ремонта RA6 вдоль всего города и традиционные пробки, на въезд у нас ушло чуть больше получаса, что несколько больше, чем доехать до Ассизи или Спелло и лишь пару минут не дотягивает до Губбио.
Опять же, формально в город можно въехать с нескольких сторон (в конце концов, это город, пусть и на холме), но фактически въехать можно только с юга, с уже упомянутой RA6. Дальше вопрос упирается в то, сколько денег вы хотите потратить. В Перудже есть несколько парковок (помимо уличных, надеяться на которые не стоит): например, на Piazza Partigiani (крытая центральная парковка, 1.50 первый час, 1.90 со второго. 17 евро в день) или у вокзала на Piazzale Europa (1.10; 1.50; 17 соответственно) - подробнее о платных парковках можно посмотреть на
сайте. Есть и бесплатная парковка - причем гигантская (более 3000 мест), на окраинной Piazzale Umbria Jazz, откуда до центра можно доехать на миниметро (
сайт, билет стоит 1.50, действует 70 минут, заплатить можно картой или наличными, автомат дает сдачу). Ну, а дальше считайте: если вы приехали на пару часов впятером, выгоднее встать в центре, если вдвоем и на весь день - на бесплатной и прокатиться на миниметро.
(Есть еще небольшая бесплатная парковка на Via Arturo Checchi (у метро Cupa, возле бассейна), это почти центр, но я бы не рассчитывал на свободные места.)
Миниметро - на самом деле, фуникулер: пусть он и меняет все время траекторию, и идет половину дороги под землей, но тащат-то его на тросе. Вагончики человек на 25, сидячих мест 8-10, ходят каждую минуту, без перерывов. Машиниста, естественно, нет: вся система полностью автоматизированная.
Центральная часть Перуджи располагается на холме, куда с разных сторон можно подняться либо по улицам-серпантинам, либо на эскалаторе (если подготовитесь и скачаете себе схему, типа
такой - удивительно, но ни на одном официальном сайте вы такой не найдете, только во всяких отелях, которые стараются заботиться о посетителях).
Мы приехали достаточно рано, чтобы успеть немного поснимать без людей. К сожалению, снова шел дождь - не такой сильный, как вчера в Ассизи, но надоедливый. Иногда он прекращался, иногда начинался снова, так что фотографий очаровательной Перуджи, которые частенько встречаются в разного рода обзорах, у нас практически нет.
Зато есть пустая Piazza IV Novembre: собор, Palazzo dei Priori...
Отдельно пощелкали фонтан (Fontana Maggiore,
wiki), творение Никколо и Джованни Пизано. Честно говоря, не могу осмыслить, что это 1278 год.
Грифон и лев, символы Перуджи.
Волчица, вскармливающая Ромула и Рема, и их весталка-мать.
Знаки зодиака с соответствующими сезону сельхозработами: обмолот (лев), топтание винограда (весы), переливание вина в бочонки (скорпион).
Саломея (а не Юдифь, как мы решили).
Св. Бенедикт.
Три нимфы, у каждой одна рука уперта в бок, вторая поднята, вместе получается очень интересное переплетение (оригинал сейчас в пинакотеке).
Via Maestà delle Volte в пасмурную погоду выглядит совсем не радостно.
Ух ты, а тут, оказывается, машины ездят... Прямо по ступенькам.
На распутье (консультации с Фросей).
Хочется и направо, и налево, а везде лабиринт и сверху капает.
Спускаемся к Via dell'Acquedotto, пешеходной улочке, проложенной по бывшему акведуку работы Бонинсеньи, снабжавшему водой тот самый фонтан на площади.
Они с фонтаном ровесники: вторая половина XIII века (напомню, большинство римских акведуков тогда лежало в руинах).
А сюда, сталбыть, вода уходила. Дверь, бывалоча, своим ключом открывала и уходила.
Теперь в стоящие рядом дома можно входить не только снизу, но и сверху (помнится, мы видели такие конструкции в Генуе).
Переходим в Borgo Sant'Angelo, студенческий район.
Оглянемся назад, на старую Перуджу. Разница разительна.
А мы, почти дойдя до ворот Сант-Анджело (
wiki), где сейчас расположен музей ворот и городских стен и довольно бессмысленная смотровая площадка, с которой ничего не видно,...
...сворачиваем чуть направо, туда, где, кажется, села летающая тарелка - церковь Св. Михаила Архангела (Chiesa di San Michele Arcangelo,
wiki).
Церковью здание стало в V веке, а до того здесь, вероятно, было святилище Митры.
Видно, что раньше стены не были сплошными: арки внешнего пояса заложены для большего соответствия христианской идеологии, а внутренние, наоборот, надстроены.
Кое-где видны росписи - в основном, XV века.
На полу надгробные плиты с гербами гильдий - так хоронили мастеров (по размеру плиты совсем маленькие, не то, что в больших соборах). Даты - 1493 год.
Небольшой баптистерий.
Колокола.
Крошечный алтарь в колонне
Титульный архангел.
Очень светлое и спокойное место, сюда обязательно стоит дойти.
Дождь перестал, и мы не спеша двинулись обратно, в сторону центра. Скажу сразу: если вы не готовы карабкаться вверх, лучше возвращайтесь по Via dell'Acquedotto. там меньше перепад высоты. Мы же, обрадовавшись солнышку (как же, в кои-то веки сверху не капает) пошли вперед, не замечая трудностей.
Что обращает на себя внимание: все до единой подворотни (т.е. входы во внутренний двор) в этой части Перуджи напоминают провинциальные российские - всюду руины, ржавчина, паутина и битые стекла. Ощущение, что за улицами хоть как-то присматривают, а за дворами - уже вот совсем никак. Нашли единственную фотогеничную.
Кто-то, устав от жизни в каменных джунглях, вырастил на подоконнике второго этажа настоящие деревья.
Даже с плодами!
Очередная арка Августа, она же Этрусская (Arco Etrusco,
wiki), - построена, как видно из названия, этрусками (Перуджа - этрусский город) в III веке до н.э. и перестроена после взятия города римлянами в ходе Перузинской войны (для ветеранов той войны была основана колония Julia Hispellum, нынешний Спелло, где тоже есть арка Августа). Как нетрудно заметить, одна башня, лоджия и фонтан достроены намного позже.
Начинаем восхождение. Тот еще кардиотренажер.
С разрекламированной некоторыми путешественниками смотровой площадки Porta Sole хорошо видно Borgo Sant'Angelo, откуда мы пришли.
А вот Borgo Sant'Antonio и другие районы города - не очень хорошо: вид закрывают деревья и торчащая колокольня церкви Санта-Мария-Нуова. Зато видна мрачная городская стена.
Ну, а мы тем временем уже вернулись на Piazza IV Novembre и были готовы осматривать музеи.
продолжение следует