Италия-2, день 1: Верона

Nov 17, 2011 18:11


Дисклеймер: для самых любознательных читателей, а также для тех, кому мое описание может понадобиться в практических целях, я снова буду приводить маршрут нашего движения по каждому городу. Поэтому если вы видите рядом с объектом надпись "точка G", не думайте, что этот объект удовлетворил нас лучше других. Также рядом со значимыми объектами я постараюсь указывать ссылку на их сайт и вики-информацию (если есть). Русскоязычные вики-ссылки помечены "вики", иноязычные - "wiki".

Города нашего маршрута до отъезда представлялись мне разделенными на 3 группы: "уже был и еще хочу" (Флоренция), "не был и крайне любопытно" и Верона. Верона представлялась городом, в котором надо бы побывать "по-настоящему", уж очень не повезло в прошлый раз. С другой стороны, в прошлый раз уж не повезло так не повезло: длинный переезд, дождь, закрытые музеи, хамство местных жителей - в общем, полный винегрет, попасть в который еще раз не хотелось. Так что мы решили побыстрее с этим разделаться и запланировали Верону на первый день.

Первый же день, чуть забегая вперед, подтвердил правильность тактического решения не менять часовой пояс и жить "по Москве": разница во времени составила 3 часа, что давало возможность подниматься полностью выспавшимися в 9 по Москве и в 8 по местному уже ехать в поезде. При этом в 17.00 местных уже совсем темно, "смотреть город" уже бессмысленно, а значит, можно с чистой совестью ехать домой, опять же, не выбиваясь из московского графика.

Утро в Болонье встретило нас прохладно: примерно +12. До вокзала действительно оказалось 8 минут - правда, мимо автостанции и заправки. Сам вокзал за полтора года изменился не сильно, но к лучшему (если не считать ремонта правого крыла). Во-первых, многострадальный лифт (правда, только центральный) теперь работает с 5:00 до 24:00, а не до 19:00, как раньше: инвалиды и тяжело груженые, о вас вспомнили. Во-вторых, обновили автоматы для продажи билетов: теперь они принимают не только монеты и купюры, но и пластиковые карты. Единственный минус: мне так и не удалось запинать их на семейный тариф, предлагался только базовый, поэтому пришлось занять очередь в кассу. В-третьих, в отличие от прошлого раза, в очереди в кассу я ни разу не простоял больше 3 минут: работает 5-6 окошек, общение с кассирами легкое как по-итальянски, так и по английски, скорость выдачи билета не зависит от наличного или "пластикового" платежа, а если есть дополнительные вопросы, тут же все объясняют и решают. В чем-то это напомнило мне лондонский опыт - кажется, раньше в Италии с этим было похуже.
Сами поезда и особенности тарифов подробно описаны мной в прошлогоднем обзоре, поэтому здесь я останавливаться на них не буду - только цены чуточку подросли. О ценах и вариантах маршрутов можно узнать на сайте Итальянских железных дорог Trenitalia.

Полтора часа, и мы в Вероне. Вокзал Вероны, надо сказать, не изменился: здесь по-прежнему толпы гоповатой молодежи и людей мигрансткого вида, приезжающих из пригородов и первым делом встающих в очередь в автобусную кассу, чтобы по 15 минут объяснять кассирше на ломаном итальянском, куда им надо. А ведь Верона - единственный город нашего маршрута, где для передвижения к центру произрастания благ нужно двигаться именно на автобусе! Даже у нас, уже бывавших в Вероне раньше, возник затык - что уж говорить о неофитах?

По счастью, для тех, кто хочет провести денек-другой в Вероне, активно осматривая достопримечательности, есть такая чудесная вещь, как Verona Card. Verona Card - это бесплатный доступ в большинство достопримечательностей на постоянные выставки, скидка на выставки временные и совершенно бесплатный проезд на автобусе по г.Верона. В прошлом году это чудо современной цивилизации стоило 10 евро на 1 день и 15 евро на 3 дня. С тех пор ребята поняли, что можно срубить еще немного денег: теперь карты есть на 2 и 5 дней, стоимостью, соответственно 15 и 20 евро. Впрочем, легко посчитать, что посещение хотя бы двух музеев и проезд туда-обратно от вокзала легко эту карту окупают. Легко догадаться, что покупают карты не только в музеях, но и в обычных газетно-табачных ларьках, которых на вокзале в Вероне, конечно же, не один.

Автобусных маршрутов в Вероне много, автобусных остановок возле вокзала - тоже, но на них на всех есть схемы движения (сразу подсказываю - в центр едут, в основном, с самой левой платформы, где больше всего молодняка). Автобусы, как водится, переполнены, поскольку пустить маршрут "вокзал-центр" власти Вероны ломает. Остановки объявлять их ломает тоже, а уж хамство местных водителей автобусов - факт, в который раз подтвержденный. Но, собственно, мы не кататься приехали.

Кстати, в принципе, билеты на автобус можно купить и в автомате в самом автобусе - несколько неудобно в толчее, но вполне реально. Автоматы принимают и монеты, и купюры.

Итак, первая точка нашего веронского маршрута - Пьяцца Бра (вики, точка А), а на ней - естественно, Arena di Verona (сайт, вики, точка B), куда нас не пустили в прошлый раз, закрыв ворота за час до официального окончания работы. Арена - местный аналог Колизея, считается третьим по размеру сооружением этого типа в мире: она вмещает около 30000 зрителей.

Не знаю, насколько Арену перестраивали, но если считать, что она построена в 30 году н.э., впечатление очень сильное - возможно, из-за того, что не очень представляешь себе, как это выглядит на самом деле и как это построено. Амфитеатр - это не просто каменные ступени, как, к примеру, в греческих городах (это, как раз, представить просто). Выходы на арену - это, конечно, арки, но кое-где есть и низкие проемы, откуда можно выпускать диких зверей (да и людей, наверное).






Всю Арену пронизывает длинная галерея с очень высокими сводами - кавея. Из нее, как и на современных стадионах, есть лестницы на первый и второй ярусы трибун.









На третий ярус нужно подняться по отдельным лестницам (какой идиот придумал, что в Древнем Риме не было маршевых лестниц?), ведущим сначала на внешние галереи с чудесным обзором, а уж потом на трибуны. А уж вид с них открывается - закачаешься.






Должно быть, здесь занятно было выступать с трибуны перед 30000 зрителей. А вот на самой арене, скорее всего, было жарко, даже при условии наполненной водой ямы (говорят, в ней держали крокодилов).





С внешнего парапета видны разные аспекты жизни города.









Очень разнообразны и трогательны балкончики и мансарды. Кто-то устроил себе практически вертикальный выход на балкон, кто-то пристроил многоэтажную веранду с большим зонтиком от солнца, кто-то развешивает цветы в горшках, а потом прячет по осени, чтоб не замерзли.







Итальянцам, видимо, удалось найти специальную породу гномов - гномов-реставраторов. Часть Арены - под их неусыпным контролем.




А мы закончили осмотр достопримечательности уровнями воды (надо сказать, до реки тут далеко, и по ее виду не скажешь, что она в состоянии залить весь нижний ярус трибун) и пошли себе дальше, в сторону самого известного дома Вероны. Надо сказать, указатель чересчур уж откровенный: нам надо к дому Джульетты, а не к "дому, где спали Джульетта и Ромео". Даже смутили.




В искомый дом (сайт, вики, точка C) мы, кстати, в прошлый раз тоже не попали, ограничившись взглядом издалека на бронзовую Джульетту в конце туннеля с увешанными письмами стенами. От таких домов многого, в общем-то, не ждешь, тем более, что снаружи он выглядит небольшим. Но, как говорится, войдем, раз уплочено.

Туннель отмыли от писем, оставив только граффити. Здесь, как и во многих других итальянских достопримечательностях, висят теперь только видеофоны, за монетку рассказывающие на разных языках (русского нет) об истории этого места. Разрозненные "любовные замочки" тоже упорядочили на одну решетку.





Искомый балкон. Искомая Джульетта. Искомая постель (с сертификатом).






Даже удивительно, насколько этот дом казался небольшим снаружи. В нем 5 этажей, куча переходов и лестниц, всевозможные росписи, оружие, керамика, камины. непременные окна во двор... Экспозиция не выдающаяся, но вполне впечатляющая. В отдельном зале можно написать Джульетте письмо - теперь электронное, чтобы двор не засорять. Говорят, некоторые получают ответы...










По соседству, во "Дворце Капитанов" (wiki, точка D) расположен Большой театр (честное слово), выставка, видны законсервированные археологические раскопки. А еще чуть дальше, за углом - "дом Ромео" (вики) - массивный городской замок с толстой стеной. Внутрь не пускают.




Напротив радостно скалятся на своих арках (сайт, вики, точка Е) Скалигеры - средневековые правители Вероны. Зачем они забирались так высоко - я сказать не могу. Может, и впрямь наводнения?






Задумчивый Данте хорош что на рыжем фоне, что на сером. Он и не знает, что за его спиной готовится страшное...





Здание Синьории, городской администрации (до сих пор, кстати!), не в пример Флоренции, бедновато. С другой стороны, зато росписи красивые. Богатый город Верона: часы у них с двумя стрелками, правителей хоронят высоко, а росписи осыпаются и не восстанавливаются.





В арке виден архитектурный шедевр: "где хочу, там и пол".




Вовсе не метро. А совсем даже Маркони.





Про церковь Санта Анастасия (сайт, вики, точка F) говорить сложно. Постараюсь ограничиться каким-то минимумом. Во-первых, это самая большая из веронских церквей - она даже больше местного Дуомо. Во-вторых, изначально она была посвящена местночтимому мученику Петру, известному тем, что будучи ребенком катаров, последователей "альбигойской ереси", стал самым главным оной ереси гонителем, за что и был убит в лесу, по дороге в Рим. Местные жители, однако, решили, что разрушать старую церковь Св.Анастасии, которая на этом месте стояла до возведения огромного храма, было не вполне правильно, и настояли на том, чтобы новая базилика тоже получила имя Св.Анастасии. Пришлось пристраивать небольшой храм и называть в честь Петра Мученика - веронское происхождение ему не помогло.

Как ни странно для веронской церкви, наиболее интересные росписи здесь - не барочные, а ранние и маньеристские. Все очень хвалят раскрашенные мраморные статуи святых - не знаю, как-то я не в восторге. Зато статуи грешников-горбунов шедевральны: большинство предпочитает левого, но мне больше нравится правый, с дырявыми коленями и локтями. Замечательны мраморный мозаичный пол и потолочные росписи. И, конечно, терракотовая стена в капелле Пеллегрини - нигде больше я такого не видел.

В сравнении со Св. Анастасией местный Дуомо (сайт, вики, точка G) впечатления почти не производит: находится на отшибе, вход сбоку, росписей почти нет. Разве что двойные часы (внутри и снаружи собора, причем с двумя стрелками с каждой стороны)...

Выйдя из Дуомо, мы обнаружили, что времени-то уже 13.30, а значит, пора обедать, пока не закрыли (о принципах итальянской сиесты в репортажах прошлого года). Однако, мы столкнулись с редким явлением: совершенно не могли понять, что имеется в виду в меню. Поверьте, нигде, кроме Вероны и Равенны, у нас не было проблемы прочитать меню даже на самом итальянском языке, а уж найти там разновидности пасты или супа - вообще без проблем. В Вероне же мы вдруг поняли, что ни мы, ни карманный словарь на 30 тысяч слов не в состоянии эту красоту понять. Поскольку Мыша соглашалась обедать только в том месте, где мы будем точно знать, что заказали, мы немного отклонились от курса и набрели на Cappa Cafè (точка H, сайт почему-то не работает, поэтому будет фотка). Заведение человек на 70, довольно приятное, интерьер довольно эклектичный: есть и диваны с подушками, и дастархан, и вполне себе столики, где под стеклом - орнаменты из специально засушенной еды (паста, мясо, овощи). Не экстракласс, но вполне съедобно и стильно. По вечерам играет живой джаз, а лето открыта единственная в Вероне веранда с видом на реку (и следующий наш объект). Кстати, в кафе русскоговорящих опять оказалось больше, чем остальных.

Собственно, через каменный римский мост (Ponte Pietra) мы двинулись только с одной целью: посетить местный археологический музей (сайт, wiki, точка I) и еще один античный амфитеатр (не забудьте, поездка у нас образовательная!). Амфитеатр, в общем, вполне симпатичный, но, в отличие от Арены, более-менее привычный: на склоне холма, того-самого, который мы так хотели поисследовать в прошлый раз. Снизу выглядит внушительной руиной, а люди - маловатыми какими-то. Пусто, кругом никого.










Потом же оказывается, что в основную часть музея (собственно, археологическую экспозицию) попадают на лифте, проложенном практически внутри скалы. Мы поднялись в тот самый симпатичный замок, наверху у которого - внутренние дворики и открытая галерея с чудным видом на город.








Здание музея отсюда кажется еще более покосившимся и полуразрушенным, чем снизу.




На галерее размещены архитектурные объекты: колонны, надгробные плиты и прочее. Очень тихо и красиво. Деревья растут и даже плодоносят.










Спускаться вниз можно на лифте, а можно - по вьющейся по склону лестнице, что неизмеримо приятнее: можно бросать взгляды то вверх, то вниз.








Внизу растет непонятное дерево: вроде, желуди, а не дуб.






Настоящего жука, да еще такого стильного, грех не снять.




Речка весьма быстрая, перекатики страшноватые.





Осторожно: местные кусачи.




Техника "сграффито" - большая редкость в Вероне.




Еще кусачая зверюшка.





Удивительное рядом. Это даже не "торгующих из храма"...





Балконные шедевры Боттичелли: богатый, однако, город Верона...








Часы напротив Кастельвеккио воспевают меня, любимого.




Сам Кастельвеккио (сайт, вики, символичная точка J) с его знаменитыми "кремлевскими" стенами был нами в прошлый раз осмотрен снаружи. Внутри музея - традиционные беленые стены, мраморные скульптуры и малоинтересная коллекция веронской живописи, три шедевра которой (1, 2, 3) глядят со всех календариков и магнитов. А еще - выход на те самые стены.








Один из Скалигеров забрался в башню





Внутренний двор и что-то модерновое






Забавные шарики




Вид за реку





Самый знаменитый Скалигер






И вот туда мы залезли?




На этом наша прогулка по Вероне закончилась. Мы добрели до автобусной остановки - но нас вполне хватило на то, чтобы осознать. что есть дома нечего, и совместить это с пакетиками Pam в руках окружающих. Через некоторое время у нас был и ужин.

О взаимоотношениях итальянцев с супермаркетами и нашей собственной политике в этом вопросе я расскажу чуть погодя, а пока - просто запомните: прямо рядом с Piazza Bra в Вероне, в переулочке, есть большой и уютный Pam (точка К). Заходите и не сочтите за рекламу.

продолжение, как обычно следует...

italia, verona, veneto

Previous post Next post
Up