Эта часть отчета примерно наполовину посвящена недовольному ворчанию. Другая же половина не лишена, как мне кажется, приятности.
День в Вероне был, пожалуй, самым неудачным в Италии. С утра нас ожидал двойной переезд - сначала из Флоренции в Болонью, потом из Болоньи в Верону, а это не просто 250 км - сначала полтора часа на поезде Intercity, потом еще столько же ожидания и столько же на электричке: не самое большое удовольствие.
Но все оказалось ерундой по сравнению с погодой. Приехав в Верону, мы обнаружили, что идет дождь - не то, чтобы очень сильный, но крайне неприятный. От вокзала (точка А нашего
маршрута) до ближайшей к нашей гостинице остановки ходит автобус - правда, его надо еще найти, поскольку здесь 4 автобусных терминала, как и в Сиене, и понять, откуда нужный тебе автобус пойдет в нужном тебе направлении, не всегда легко: расписание движения имеется, а вот схема маршрута отсутствует.
Дождавшись автобуса, нужно в него войти. Верона, в отличие от других виденных нами городов, помимо населения в 250 с лишним тысяч человек, обладает практически плоским ландшафтом, что позволяет активно использовать городской транспорт. Но додуматься до того, чтобы сделать одну из главных точек прибытия, вокзал, конечной остановкой идущего в город транспорта (это при наличии большого терминала), местные власти, видимо, не смогли - за исключением пары крайне редко ходящих автобусов, весь транспорт здесь проходящий. Это означает, что приезжие должны втиснуться в уже полный автобус со всеми своими чемоданами, а в нашем случае - еще и с коляской.
Чем еще поразила Верона - совершенно не по-европейски потрясающим хамством в транспорте. Видя, что ты входишь с чемоданом, человек, стоящий возле двери (и собирающийся стоять так еще минут 20), даже не пошевелится, чтобы дать тебе пройти. В ответ на вежливую просьбу посторониться, чтобы можно было переместиться к выходу - нулевая реакция или поджатые губы. Но больше всего убил водитель одного автобуса, который, видя, что в дверь входит человек на костылях, спокойно дал "малый газ", а потом попытался зажать дверью коляску. По-моему, даже в Москве с ее гастарбайтерскими маршрутками такое поведение - редкость.
Еще одна особенность Вероны - улицы. Как я уже сказал, они достаточно широкие для оживленного автомобильного движения, зато тротуары на них - наоборот, очень узкие: почти ровно на ширину коляски. При этом вымощен тротуар не широкими гранитными плитами, как во Флоренции, а "когда как" - то брусчаткой, то чуть побитыми плитами из песчаника, то еще чем. Тротуары высокие, практически везде есть скаты, но это только усложняет и без того трудную задачу, поскольку эти скаты "отъедают" у тротуаров еще сантиметров по 30 полезной ширины. То же касается мусорных урн: там, где они не утоплены в какой-нибудь нише, проезд коляски затруднен. В пешеходном центре и на оживленных улицах с широкими тротуарами ситуация попроще, но в доставшемся нам районе коляску мог катить только сильный мужчина. Ну, т.е. я. Одновременно это значит, что я, прилагая серьезные усилия к коляске, не могу ни нести, ни везти ничего больше - а количество нашего багажа, как я уже упоминал, велико.
Естественно, для усиления эффекта к моменту нашей выгрузки из автобуса (точка В) моросящий дождь превратился в сильный, повсюду появились лужи. Я и в принципе-то не выношу дождь, хожу только под зонтом - а здесь даже зонтик над собой не мог подержать: нечем. В результате, сложная конструкция из меня, везущего коляску с отцом, держащим на коленях сумку, а в руке зонтик, прикрывающий, в т.ч., и мою спину, двигалась очень медленно.
Все бы было ничего, но голова нашей колонны слегка запуталась в карте. Путем консультаций с местным населением был достигнут эффект второго хронометра: теперь уже никто не был ни в чем уверен. Через 20 минут рысканья туда-сюда по щиколотку в воде было принято решение встать в сухом месте и отправить гонца на поиски гостиницы (точка С). Еще через полчаса (и пару поворотов не туда на уже разведанном пути, точка D) мы, наконец, прибыли в пункт назначения - гостиницу с гордым названием
Best Western Hotel Armando (точка Е).
Не скажу, как говорится, за всю Одессу, но эта гостиница, по моему скромному мнению, оказалась лучшей на нашем маршруте в Италии с точки зрения жизнеобеспечения: помимо того, что номера оказались вполне симпатичными (
здесь можно виртуально осмотреть номер
Птицы и
Янки, а
здесь - зеркальное отражение нашего номера), в них были и чайник с чашками, и часы с будильником, и не освещающие всю комнату ночники (встроенные в верхнюю панель прикроватной тумбочки), и бесплатный wi-fi (за паролем на который, правда, пришлось бегать на ресепшн каждые 2 часа - при этом wi-fi работал далеко не так стабильно, как хотелось бы, и не в каждой точке номера). О сейфе и минибаре, сносно заменяющем холодильник, я даже не упоминаю - это в порядке вещей. Скажу также, что здесь мы получили отличный по объему и разнообразию завтрак (5 видов колбасы/ветчины, к примеру). Но самое главное - в номере был единственный за всю нашу поездку нормально работающий полотенцесушитель, что для нас было особенно актуально, учитывая погоду.
Немного о полотенцесушителях. Работают они, если кто не знает, простейшим образом: горячая вода, подведенная к крану в ванной, проходит через полотенцесушитель, естественным образом его нагревая, а регулятор устанавливает уровень заполнения и, как следствие, нагрева. Вообще говоря, этими приборами должны быть оснащены все номера всех гостиниц - хотя бы для того, чтобы полотенца не мокли и не пахли плесенью. Да и постояльцам что-то постирать, а потом просушить, бывает нелишним. На деле же, в части гостиниц их нет вообще, и намокшие/выстиранные вещи сушить не в жару бессмысленно, они просто не высохнут. В других местах они просто не работают - не зима ж (подозреваю, что зимой они отключены, "чтобы не было аварий"). Я понимаю, хозяевам и персоналу это только лишние траты, но можно же и о людях подумать! Встретился нам и еще один тип полотенцесушителей: вода в них заливается только в то время, пока вы ею пользуетесь. Соответственно, тепло от них примерно полчаса-час после пользования душем/ванной, потом, для достижения нужного эффекта, необходимо открыть горячую воду и держать ее проточной хотя бы минут 5. Без этого важного действия регулятор температуры можно крутить хоть до второго пришествия.
В нашем случае, как я уже сказал, полотенцесушитель работал, вещи мы повесили сушиться, но встал вопрос: а что же делать дальше? Дождь продолжал поливать, лужи на улицах были повсеместно, а взять с собой суровую непромокаемую обувь на всех мы не догадались - в Италию ж едем, там тепло. Так то
Мыша отправилась в магазин... за резиновыми сапогами для Нюши, благо, резиновые сапоги нынче в Европе - тренд. Не буду рассказывать то, чего не видел - Мыша утверждает, что покупка состоялась далеко не в первом магазине и была достаточно нервической. В итоге, красные резиновые сапоги с белыми сердечками все-таки были куплены, и все, кроме меня, двинулись обедать и, насколько возможно, осматривать город - я же остался отогреваться и ожидать окончания дождя.
Вместе мы собрались под местной башней с часами Torre dei Lamberti (
wiki, точка F) уже около 5, когда дождь, наконец, прекратился. Начали мы осмотр с Piazza dei Signori, главном административном центре (точка G) старой Вероны, где установлен очередной памятник Данте - на сей раз, без орла. Неподалеку - почтовый ящик для "доносов на гетмана, злодея". Ну, и неизменный лев Св.Марка - куда уж без него?
Cовсем рядом Chiesa di Santa Maria Antica (старая церковь Девы Марии,
вики) и арки Скалигеров (
вики), монументальные надгробные памятники правителей города XIII-XIV веков.
Прежде, чем описывать перейти дальше, скажу о полезной опции: все музеи Вероны можно посетить бесплатно, приобретя т.н.
Verona Card. Карточка на 1 день стоит 10 евро, на 3 дня - 15 евро. Учитывая, что входные билеты в музеи - от 3 до 7 евро, уже 3 любых музея дают существенную экономию - что уж говорить, если вы решили серьезно изучить местные достопримечательности? Verona Card можно приобрести в турбюро, в информационном центре на вокзале и в большинстве музеев. (Забегая вперед, скажу, что мы этой карточкой не воспользовались - просто не успели.)
Поглядев на часы, мы решили попробовать успеть осмотреть хотя бы что-то, поэтому двинулись к Кастельвеккио. По дороге туда не миновать римских ворот Порта-Борсари (
wiki), выполнявших также функции казармы - именно этим объясняется странноватый вид их "серого" фасада.
Напротив, в магазинчике - занятного вида инсталляция из футбольных мячей.
Кастельвеккио (Старый замок,
вики). На специальном балкончике находится оригинал статуи основателя замка и покровителя Данте, Кангранде I делла Скала, перенесенный с арок Скалигеров (там установлена копия).
Замок и Ponte Scaligero (мост Скалигеров,
вики, точка Н) были построены в XIV веке и являются типичными строениями той эпохи - как и многие здания Вероны, они украшены "фирменными" зубцами гибеллинов - "ласточкиными хвостами". Знакомые зубчики, не правда ли?
Гранита и мрамора в Вероне поменьше, чем во Флоренции - мост вымощен известняковыми плитами с остатками древних окаменелостей.
В центре моста расположена бывшая сторожевая башня (ныне - просто деталь стены), где можно подняться наверх и обозреть окрестности. Река Адидже кажется очень быстрой.
Вдоволь нафотографировавшись, мы двинулись в сторону местного Колизея - Arena di Verona (
сайт,
вики, точка I), считающегося третьим по размеру сооружением этого типа в мире: он вмещает около 30000 зрителей. Площадь, на которой он находится - Piazza Bra - является центром нынешней Вероны, а в летнее время - и самым большим ее торговым центром. С юга она ограничена еще одними римскими воротами - I Portoni della Bra. Именно на этой площади Джузеппе Гарибальди произнес свою знаменитую речь "Roma o morte" ("Рим или смерть"), однако, памятник стоит Виктору-Эммануилу II, первому королю единой Италии.
Здесь должно быть лирическое отступление о пунктуальности итальянцев - по крайней мере, в тех местах, что мы были. Если бы итальянцы знали, что бывают таблички типа "Скоро буду", у каждого было бы не по одной, настолько они не любят конкретики в отношении времени. Если магазин работает до 20:00, единственный продавец с легкостью может уйти не только в 19:30, но и в 18:00: "У меня дела". Сиеста, объявленная с 13:00 до 17:00, может длиться с 12:00 до 18:00. Несколько раз мы натыкались на ситуацию, когда, проходя с утра через магазин, мы спрашивали, до какого часу он работает, и получали ответ "До вечера, до 21:00", но в 19:30 тот же магазин был закрыт. При этом ладно бы ситуация касалась только маленьких лавочек - крупные универмаги делают то же самое. Возможно, именно поэтому на дверях большинства итальянских магазинов не указывается время работы - какой смысл писать то, что все равно не будет соблюдаться?
Но магазины магазинами, а встретить такую же ситуацию в государственном музее - это нечто новенькое. Прибыв к Арене за 40 минут до закрытия, мы увидели, как охранники закрывают двери за последними посетителями. На переговоры был отряжен коллектив относительных полиглотов, остальные сгрудились кучкой на краю площади.
Надо сказать, что мемориальные здания всегда были удачными местами для всякого рода исторических ряженых, официальных или нет, с которыми можно фотографироваться "на память". Были такие ребята и здесь: один в зимней форме средневекового наемника, один - в летней римской "легионерке". Учитывая, что температура окружающей среды была в районе 13 градусов тепла, провести весь день без штанов - почти что подвиг. Впрочем, ребята, судя по всему, активно поднимали внутреннюю температуру тела путем потребления горячительных напитков: пасло от них за версту. "Легионер", услышав русскую речь, подошел поговорить: как оказалось, он знал порядка двух десятков русских слов. Дальше на ломаном английском он жаловался на свою жизнь: хорват по рождению, образования нет, нормальную работу не получить. "А ведь я", - говорил он, пошатываясь, - "ношу такую знаменитую фамилию, только никто не верит. Вот, смотрите: видите, написано - Абрамович". (Справедливости ради, написано было "Абрамовиц", но разве это важно?) А несчастный однофамилец продолжал жаловаться: "Приехал сюда, в Верону, потер грудь Джульетте - на счастье... И что же? Женился на местной. Какое уж тут счастье? Будьте осторожны со своими желаниями!"
Ну, как вы уже догадались, внутрь Арены нас не пустили, несмотря на усилия "переговорщиков" и стояние под табличкой, четко указывающей время работы, заканчивающееся теперь уже через полчаса. "Не судьба", - таков был смысл их объяснений. "Ладно, хрен с вами", - подумали мы и пошли гулять дальше, мимо модных магазинов и постепенно закрывающихся ресторанчиков. по дороге Нюшу чуть не приняли в местные - уж больно знакомыми выглядели красные резиновые сапоги.
Дом Джульетты (
вики, точка J) тоже закрывают на ночь. Там, за аркой, во дворике под балконом, стоит памятник Джульетте - тот самый, которому надо (или не надо?) тереть правую грудь. Все стены здесь увешаны посланиями Ромео и Джульетте от современных влюбленных. Говорят, внутри есть и специальные терминалы электронной "Почты Ромео и Джульетты".
Еще несколько зарисовок вечерней Вероны.
Дойдя до реки (точка К), мы попрощались со "старшим отрядом", отправившимся в гостиницу, а сами решили еще погулять и пофоткать - скажем, Palazzo e Giardino Giusti (дворец и сад Джусти,
вики).
Дальнейший наш путь - если так можно это назвать, потому что мы куда больше стояли, чем шли - пролегал совсем маленькими улочками, живо напомнившими Флоренцию. Но здесь совсем другой колорит - более римский, что ли?
Уже в сумерках мы дошли на еще одного римского сооружения, старых ворот Porta Leoni (Ворота львов, они же средневековые Porto San Fermo,
вики, точка L). Сейчас ворота в руинах, они расположены метра на 2 ниже уровня современной мостовой, а одна из двух надвратных башен встроена в стену более нового здания. Три разных эпохи Вероны легко входят в один кадр.
Однако, я вдруг осознал, что при отсутствии обеда неплохо было бы хотя бы поужинать. В округе, кроме довольно большой траттории, находящейся в здании нашей гостиницы, открыты были только откровенные забегаловки - большая разница с Флоренцией, где в 9 вечера ресторанчики только заполняются. Однако, нам неслыханно повезло: буквально за углом мы обнаружили чудесную пиццерию
Ristorante Pizzeria Leon d'Oro (точка М), недорогую и экстремально вкусную - хотя это, все-таки, пиццерия и бар-закусочная, а не полноценный ресторан. Расположена она во
дворе неизвестного палаццо - во всяком случае, так это выглядит: высокая стена с зубцами, большая арка ворот, двор с поворотным кругом для карет, около 40 фонарей, расставленных по периметру - с настоящими свечами внутри... И, что меня окончательно покорило - огромная поленница дров: печь топится по старинке. Внутри интерьер не менее стильный: несколько залов с камином, длинной стойкой и настоящими коваными аксессуарами, огромные черно-белые фото знаменитых "стильных" итальянцев, от Физикеллы до Ферре и Габанна, красивая униформа, идеальное обслуживание. В общем, "пять с плюсом" по полной программе.
Правда, лично меня здесь ждал лингвистический сюрприз. Мы заказали для Нюши чашку чая. Поскольку заказ делался на итальянском (надо ж учиться - перед отъездом я по-итальянски знал слов 5, тем интереснее было к третьему дню делать общаться с официантами и кассирами на их языке), со словом tè (чай) проблем не возникло. Однако, официантка переспросила: "Calde?" Сверившись со своими познаниями и, по старой структурно-лингвистической привычке, проаппроксимировав данные, я нашел слово "cold", осознал, что холодного не надо, и четко ответил: "No". И только получив, в результате, Lipton ice-tea, мы осознали, что английское cold и итальянское calde значат прямо противоположное: что англичанину холодно, итальянцу очень даже горячо. А "холодный" по-итальянски "freddo". Век живи - век учись.