minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin">У меня недавно спрашивали, какую позицию должен и может занимать психолог по отношению к своему клиенту, вроде как на равных или «сверху» - такую авторитарную. В ответ мне вспомнились слова Юлии Алёшиной из книги «Психологическое и семейное консультирование». Хоть и сами слова «позиция», «сверху», «снизу» мне кажутся не очень удачными, потому как, во всяком случае, меня лично, уводят куда-то в другую сторону, но не в психологическое консультирование как таковое, но всё же они позволяют как-то понятно и очень доступно объяснить про процесс консультирования. В связи с этим позволю себе процитировать кое-что из обозначенной книги: «В принципе, можно представить себе три возможные позиции консультанта по отношению к клиенту: позиция равенства, позиция “сверху” и позиция “снизу”. В разных теоретических ориентациях консультанту приписываются различные позиции, но, пожалуй, наиболее традиционной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту, хотя и в этом случае направляющая и определяющая роль остается за психологом. Рассмотрим данную позицию более подробно.
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin">В случае равенства позиций с психологом в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит собеседника. В сущности, в позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать. Конечно, занимая позицию равенства, консультант не только выигрывает, но и теряет: ведь с авторитетом, занимающим позицию “сверху”, больше считаются, к нему больше прислушиваются. Именно в непререкаемом авторитете состоит секрет успеха многих гипнотизеров - и действительных профессионалов, и шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие.
minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin">Не следует представлять позицию психолога во время приема и его поведение как нечто застывшее, неизменное. Хороший профессионал - это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию “сверху”, говоря о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или “снизу”, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет».