Цыбасов Михаил Петрович. группа Филонова. Ревизор

May 03, 2018 16:00



М.П.Цыбасов. Автопортрет. 1926. Бумага, акварель. 17х12,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

Цыбасов Михаил Петрович 1904 - 1967
график, художник театра, художник кино



М.П.Цыбасов. Олени. 1930-е. Бумага, акварель. 18,8х27
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

Биография
Михаил Петрович Цыбасов родился 18 ноября 1904 года в городе Великий Устюг Вологодской области. Первые художественные навыки будущий художник получил в Изостудии Пролеткульта, а также на ювелирной фабрике "Северная чернь", где работал его отец.



М.П.Цыбасов. Портрет матери. 1929. Бумага, акварель. 33х28
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

Искусное владение ремеслом северной черни по серебру помогало ему выживать в дальнейшем. Его первыми учителями были такие русские художники, как Е.А.Шильниковский (ученик всемирно-известного гравера В.В.Матэ), возродивший на Севере искусство северной черни, и А.А.Борисов (ученик А.И.Куинджи). Им он показывал свои ранние произведения, от них получил напутствие учиться дальше.



М.П.Цыбасов. Цветы Востока (Портрет Веры Покровской). Конец 1920-х. Бумага, акварель, тушь цветная. 41х44,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

В 1924 году Михаил Цыбасов приехал в Ленинград и поступил в Художественно-промышленный техникум, где учился у П.А.Мансурова и Н.И.Дормидонтова.



М.П.Цыбасов. Композиция со всадником. 1920-е. Бумага, акварель. 26х32,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

А в 1926 году Цыбасов вошел в одно из крупнейших ленинградских объединений - "Мастера аналитического искусства", именуемого иначе Школой Филонова. Филонов был уверен и убеждал своих учеников в том, что "искусство - это могучее средство преобразования жизни". На протяжении всех 15 лет пребывания в коллективе Михаил Цыбасов отличался особой преданностью Филонову и неукоснительно следовал основным принципам системы аналитического искусства. Школу Филонова он признавал "единственной школой искусства".



М.П.Цыбасов. Портрет Филонова. 1966. Бумага на картоне, акварель, карандаш цветной. 43,5х32
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

Отличительной особенностью личности начинающего художника были самодисциплина, работоспособность и тщательность исполнения всего, за что бы он ни брался. Эти качества переросли в профессионализм и позволили блестяще освоить принцип "сделанности" - один из важнейших в системе аналитического искусства, разработанной Павлом Филоновым.

Первой творческой работой художника было участие в совместном коллективном труде филоновцев по оформлению костюмов и декораций к постановке "Ревизора" Н.В.Гоголя, осуществленной в 1927 году режиссером И.Г.Терентьевым в экспериментальном театре при Ленинградском Доме печати. Тогда же он впервые участвовал со своими эскизами в выставке мастеров аналитического искусства, которая принесла всему творческому коллективу широкий успех.

РЕВИЗОР

Группа Павла Филонова в оформлении спектакля "Ревизор" (1927)

В 2016 году на Фестивале "Ленинград Алисы Порет" в Санкт-Петербурге издательство "Барбарис" представило уникальные репродукции эскизов группы Павла Филонова МАИ (мастеров аналитического искусства) к постановке "Ревизор" (1927). Постановку осуществил режиссер Игорь Терентьев (1892-1937). Премьера уникального спектакля состоялась 9 апреля 1927 года в ленинградском Доме печати (Шуваловском дворце), после чего подверглась оглушительной критике в прессе.

В это же время Алиса Ивановна Порет (1902-1984) и Татьяна Николаевна Глебова (1900-1985) в составе филоновской группы принимали участие в оформлении Дома печати и написали свое знаменитое панно для фойе "Люмпен-пролетариат/Тюрьма". 1926-1927.

Из воспоминаний Татьяны Глебовой
Цит. по книге "Алиса Порет. Записки. Рисунки. Воспоминания". М.: Барбарис, 2017

В конце 1926-го, в начале 1927-го года директором Дома печати был Николай Павлович Баскаков, человек замечательный, пытавшийся в стенах Дома печати насаждать и давать свободное поле деятельности всему новому в искусстве. Он заказал школе Филонова с Павлом Николаевичем во главе украсить живописью залы Дома печати, помещавшегося тогда в бывшем особняке Шувалова на Фонтанке. К тому же надо было оформить спектакль «Ревизор», который ставил режиссер Терентьев со своей труппой. Музыку написал композитор Кошницкий. На стенах главного зала были расположены самые большие холсты... Наверху, на хорах, были узкие горизонтальные картины меньшего размера... В фойе тоже были картины... Вокруг распределения холстов, конечно, была толкотня и возня. Кому не досталось холста, работали по театру. Это были: Цыбасов, Евграфов, Ляндсберг, Сашин, Левитон.


Николай Иванович Евграфов (1904-1941). Эскиз костюма почтмейстера. СПГМТиМИ


Александр Тимофеевич Сашин (1927-1962). Эскиз костюма Осипа. ГРМ


Александр Тимофеевич Сашин (1927-1962). Эскиз костюма трактирного слуги. ГРМ


Александр Тимофеевич Сашин (1927-1962). Эскиз костюма пристава. ГРМ


Александр Тимофеевич Сашин (1927-1962). Эскиз костюма городничего. ГРМ


Артур Мячеславович Ляндсберг (1905-1963). Эскиз костюма попечителя богоугодных заведений Земляники. СПГМТиМИ


Артур Мячеславович Ляндсберг (1905-1963). Эскиз костюма купца. СПГМТиМИ


Артур Мячеславович Ляндсберг (1905-1963). Эскиз костюма мамки. СПГМТиМИ


Николай Иванович Евграфов (1904-1941). Эскиз костюма городничихи. СПГМТиМИ


Афиша к спектаклю "Ревизор" в Доме печати. 1927

В 1928 году по заданию Института истории партии он берется за создание большой сюжетной картины "Обоз на Северной Двине". В ней художник использовал многие приемы аналитического искусства, подводя своеобразный итог учебы в Школе Филонова. В основу содержания картины были положены драматические события из жизни северной деревни времён гражданской войны. Цыбасов избрал для работы острый в социальном плане сюжет продразверстки.

Картина принесла молодому мастеру широкую известность. Она экспонировалась на таких заметных выставках той поры, как "Современные ленинградские художественные группировки" (1929) и "Художники РСФСР за 15 лет" (1932, ГРМ). Из многочисленного коллектива учеников Филонова только трое - Цыбасов, Глебова и Порет - получили приглашение участвовать в выставке Государственного Русского музея. Рядом с "Обозом на Северной Двине" экспонировалась еще одна работа, принесшая известность Цыбасову - "Кондострой".

Художник отправился в 1929 году в Карелию на одну из новостроек тех лет - Кондопожскую ГЭС. В результате его поездки были созданы два живописных варианта "Кондостроя" и серия графических работ на эту же тему. Все они экспонировались в 1934 году в Петрозаводске на выставке ленинградских художников "Карелия в изобразительном искусстве". Тогда же в Петрозаводске он побывал и на Онежском заводе, где выполнил серию натурных работ с зарисовками рабочих, цехов.

Михаил Цыбасов не стремился в своем творчестве к большому разнообразию мотивов, но много внимания уделял созданию автопортретов, а также портретов его современников. Более поздние работы Цыбасова свидетельствуют о нарастании реалистических черт в его живописи. Он интересуется проблемами связи портрета и окружающего его пейзажа, внимательно изучает натуру.

Самыми трудными для художника оказались 1930-е годы - время замалчивания и гонений. В 1930 году Цыбасов выступил в защиту учителя с довольно резкой статьей в ленинградской "Красной газете", в которой шла речь о том, что почти два года в залах Русского музея была развернута, но так и не открыта для публики персональная выставка картин Павла Филонова.

Это было сложное время: в коллективе "филоновцев" произошел раскол, двадцать учеников вышли из объединения. М.П.Цыбасов, А.И.Порет, Т.Н.Глебова, П.М.Кондратьев и другие верные последователи, составлявшие ядро творческой группы, остались с Филоновым.

В 1931 году издательство "Academia" по предложению полпреда СССР в Финляндии И. Майского решило выпустить книгу финского этнического эпоса "Калевала". Оформление эпоса поручили П.Филонову, но он отказался, желая привлечь к работе над иллюстрациями своих учеников. В результате, "Калевалу" оформляло тринадцать художников. П.Н.Филонов, строго контролировал все иллюстрации, добиваясь стилевого единства книги. Цыбасов сделал для "Калевалы" 8 больших работ.

Издание "Калевалы" стало вершиной графического искусства филоновской школы, войдя в сознание филоновцев, сформировало их взгляд на мир, их графическое перо, определило на долгие годы тематику и манеру их творчества. Выход книги вызвал резкую критику в прессе и одновременно одобрение в дипломатических кругах - половина тиража ушла в Финляндию.

Однако в 1935 году Михаила Цыбасова исключили из Союза художников за "формализм", это была реакция на его преданное отношение к П.Н.Филонову.

После отлучения от Союза художников Михаил Петрович попробовал реализовать себя в качестве художника-постановщика на киностудии "Ленфильм". Он принял участие в оформлении таких известных кинолент, как "Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и других.



М.П.Цыбасов. Финские бойцы. Эскиз к к/ф "За Советскую Родину" (Выпуск 1937 г.). 1936. Бумага, карандаш, акварель. 27,5х24,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК


М.П.Цыбасов. Красноармеец. Эскиз костюма к к/ф "За Советскую Родину" (Выпуск 1937 г.). 1936. Бумага, акварель, карандаш. 31,5х19
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК


М.П.Цыбасов. Красноармейцы на лыжах. Эскиз костюмов к к/ф "За Советскую Родину" (Выпуск 1937 г.). 1936. Бумага, акварель, карандаш. 31,5х21
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК


М.П.Цыбасов. Красноармеец в маскхалате. Эскиз костюма к к/ф "За Советскую Родину" (Выпуск 1937 г.). 1936. Бумага, акварель, карандаш. 31,2х19,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК


М.П.Цыбасов. Инвалид. Эскиз костюма к к/ф "За Советскую Родину" (Выпуск 1937 г.). 1936. Бумага, акварель, карандаш. 30,5х18,7
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК


М.П.Цыбасов. Командиры (Рапорт). Эскиз костюмов к к/ф "За Советскую Родину" (Выпуск 1937 г.). 1936. Бумага, акварель, карандаш. 32х21,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК
Когда началась Великая Отечественная война, Цыбасов был в Монголии на съемках кинофильма "Его зовут Сухэ-Батор". Он вернулся в Среднюю Азию и оттуда ушел на фронт. Боевой путь художника отмечен многочисленными наградами, ему довелось освобождать узников концентрационных лагерей. Тогда же, во фронтовом альбоме начала создаваться серия "Фашизм". Победу Цыбасов встретил в Берлине.


М.П.Цыбасов. Узники. Из серии "Фашизм". 1943. Бумага, карандаш. 21,5х15,5
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК


М.П.Цыбасов. Смерть. 1943. Бумага, карандаш, тушь. 16,4х11,2
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК
В последние годы жизни мастер работал на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов, оформлял киноленты, посвященные теме космоса - "Вселенная", "Дорога к звездам", "Циолковский" и другие.

В 1966 году, за год до своей смерти, Михаил Петрович создал серию портретов Павла Николаевича Филонова, отдав тем самым дань памяти и уважения своему учителю, которому всегда оставался верен.


М.П.Цыбасов. Автопортрет. 1940-е. Бумага, карандаш. 29х21
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

В 1967 году, после смерти художника, более восьмидесяти живописных и графических произведений М.П.Цыбасова было передано в дар Музею изобразительных искусств Республики Карелия его вдовой.


М.П.Цыбасов. Мужчина с лошадью. 1920-е. Бумага, тушь, карандаш графический. 16,4х11
Фото: из коллекции Музея изобразительных искусств РК

источник 1
источник 2

театральный костюм, иллюстраторы - художники - 20 век, история в кадрах

Previous post Next post
Up