Третьяковка. Мостик между Средневековьем и Новой живописью.

Sep 28, 2017 12:46


 В Европе период Средневековья относительно короткий.
В России - бесконечно долгий, герметичный, вплоть до 17 в. Конец  Средневековья в европейских странах - это Возрождение. Это мост между  средневековой культурой и новым временем. Этот мост выстраивается  постепенно - где-то долго, где-то короче. Но выстраивается эволюционно, и  врастает в светское искусство.
В России этот переход занимает всего несколько десятилетий.
Что такое средневековое искусство? Это идеальный мир. В центре его -  высшее существо. Если это икона - то она двухмерна, потому что это  изображение духа, а у духа нет плоти. Если это постройка - то это дом  высшего существа - Бога.



Что такое светское искусство? Это отражение реального мира. В его центре стоит Человек. Не Бог.
Это конкретный трехмерный мир. И Художник учится изображать в  пространстве человека и предметы. Складывается новая художественная  система.
Потихоньку и Россия к ней подготавливается. Так не бывает, чтобы человек  заснул в Средневековье, а проснулся в новом времени. И в России  возникает свой мостик. Он называется "парсуна".
Если мы вернемся в последний зал иконописи (там представлен 17 век), то  увидим, что в этом веке пока еще главенствует искусство сакрального.
Но. Наряду с изображением святых появляется изображение конкретного человека.
Замечательным примером является парсуна Михаила Васильевича Скопина-Шуйского.


Еще правит первый Романов, и еще вся художественная культура России не  готова к принятию изображения человека, и допускает такое изображение  только в том случае, если это посмертное изображение.
Первые парсуны на Руси - первые изображения человека пишутся не с  натуры, а по памяти, по впечатлениям от этого человека. Размером они  были примерно с комнатную икону. Почему?
Вот эта удивительная парсуна написана на золотом фоне. Фон осыпался. А  золотой - любимый цвет в иконописи. Он считался божественным. Золотой  фон - это идеальный мир. И из этого идеального божественного мира на нас  смотрит конкретный человек. Но мы помним, что иконописец изображает  горний мир. Он изображает душу. И поэтому от этой парсуны остается  острое ощущение, что душа, которая не потеряла еще свою телесную  оболочку, смотрит на нас с небес.
Так, перекинув свой мостик - от иконы к парсуне - мы готовы идти к  "началу экспозиции" в залы светской живописи. Потому что первые картины,  которые вы там увидите - это парсуны.
Писали парсуны только с высокопоставленных людей. Многовековая традиция  приучила людей поклоняться тому, что изображено. Если изображено, значит  достойно поклонения.. и первым парсунам поклонялись, как иконам.
Писалась парсуна, как икона - по канону. Канон - это правило, где раз и  навсегда установлено значение каждого цвета, каждого жеста.
Вот Михаил Федорович, первый Романов.


Изображение написано по канону. Это не индивидуальность, а персона,  функция. Поэтому изображать надо подробно, выписывать каждый элемент  этой функции. Лицо узнаваемо, но и только. Это не Михаил Федорович, а  царь, которого так зовут. А царь - это шапка Мономаха (царский венец),  скипетр и держава. И обязательно - животворящий крест.
Эти царские регалии обязательно входили в состав Большого царского  наряда. Царь являлся в нем народу в самых торжественных случаях. Символы  монаршей власти - скипетр и держава - кажется нам, были всегда. Но нет.
Скипетр, как символ власти, известен еще во времена Древнего Рима.  Однако в русскую жизнь его ввел Иван Грозный. Он основывался на легенде о  том, что русские князья произошли от римского императора Августа. И  держава появилась тоже совсем незадолго до Михаила Федоровича - при  Борисе Годунове. Во время коронации патриарх вручал царю державу со  словами: " Сие яблоко - знамение твоего царства".
Крест царский был особенным. Он включал в себя частицы дерева того  креста, на котором был распят Христос, и который, по преданию, мог  оживить мертвого.
На подобном изображении часто присутствовала, как бы висела в воздухе  надпись, картуш. Особо бестолковым она сообщала, кто изображен на этом  портрете.
Посмотрите, никакое пространственное мышление художнику еще не  свойственно. Он не знает анатомии: у царя одна рука длиннее другой. И он  еще не интересуется лицом человека.
17 век - золотой век парсуны. Она сохранилась до 19 века, но ушла из  Москвы и Петербурга в провинцию, где долго еще была популярна.

И вот пришло время Петра. 14й ребенок Алексея Михайловича начал  самостоятельное правление в 1689 г. Его бурное царствование можно  разделить на 2 половины:
- в первую он расчищал место для будущей России, и смыслом этого времени  стало разрушение, а главным орудием - насилие, которое и стало главным  символом эпохи. Насилие надо всем и разрушение всего.
- и вторая половина - созидание. Она начинается приблизительно с момента  основания Санкт-Петербурга. Созидал он Новую Россию. И нужно было  зрительное изображение того, как прекрасен мир Петра, да и он сам со  своими соратниками.
Но кто мог это изобразить? Русского - нового - искусства пока нет. Оно не существует. Пустота.
А всякая пустота стремится втянуть в себя извне то, что ближе лежит. Ближе всего было придворное искусство Западной Европы.
И начался массовый завоз иностранцев в Россию. Их нужно было много:  картины писать, строить здания, лить пушки. И хлынули в Россию всякие - и  талантливые, и бесталанные, и порядочные, и авантюристы.
Петр в искусстве ничего не понимал, но понимал, что в нем - великая  сила. Живопись играла роль СМИ. Люди узнавали, что носить, как себя  вести - по картинам.Любимейшим становится язык аллегорий.
Вот Петр в латах.


Портрет необычный, фантазийный. Русские воины никогда лат не носили.  Латы - атрибут средневекового рыцаря. Так что этот Петр - это рыцарь без  страха и упрека, сражающийся за свои убеждения. Притом европеец!. ТО  есть аллегория выполняет ту же функцию, что картуш в парсуне - функцию  объяснения.
В русском искусстве пока творят иностранцы - Каравакк, Гроот, появляется  первое серьезное русское имя - Никитин. Это время парадного портрета.  задача у него одна: показать статус изображаемой персоны. Для этого  персона изображается в полный рост, в анфас, и со всеми регалиями,  свидетельствующими о положении персоны в обществе. Речь о внутреннем  мире пока еще не идет.
После смерти Петра начинаются тяжелые годы. Жизнь человеческая ничего не  стоит. Эпоха доносов, предательства, нищеты, пыток, казней без суда и  следствия.
Смертную казнь отменила в свое правление Елизавета Петровна. Придя к  власти, она поклялась, что при ней "никто не будет казнен смертию". Вот  она перед нами, дочь Петра.


Это официальный портрет, изображающий ее неподвижной куклой, при всей ее природной красоте.
Ее время - время барокко. Оно так и называется - "елизаветинское барокко".
Барокко - значит "причудливый".
И барокко было во всем. Не только в архитектуре или живописи. Оно было в душе. Оно стало мироощущением.
Мир во времена барокко представлялся изменчивым, надо было успеть жить, наслаждаться всем, что тебе дано.
Так люди барокко и жили. И самая главная из них - Елизавета. Модница, а  мода - это тоже часть культуры. Женские платья с глубокими вырезами  обещали чувственные наслаждения, при этом открыть постороннему взору  щиколотку считалось неприличным..ну только если этого постороннего  хотелось..подразнить..и намекнуть..
Лицо покрывали свинцовыми белилами, быть белокожей - это так  аристократично!.А веера! Они так много могли рассказать..и позвать..
Роскошь двора при Елизавете Петровне превзошла французский двор.
Мой любимый портрет - "Елизавета Петровна с арабчонком".


Гуляя по Третьяковке в ЭТОТ раз, я была несказанно удивлена, что его  больше нет в залах постоянной экспозиции. Между тем портрет невероятно  хорош, весь он - о том, какая была Елизавета Петровна.
Вот она сидит на "лошадке" (именно на лошадке, в данном исполнении), и  вытянула ножки, потому что они были прелестны, и она об этом знала, и  любила устраивать маскарады, на которых дамы должны были переодеваться в  кавалеров (ах, как это забавно! да, Елизавета Петровна была тщеславна,  ведь самые красивые ножки были - у нее!), одета в мундир полковника  Преображенского полка, что говорит о ее статусе, на заднем плане - море с  кораблями ( но честно скажем, несерьезное это какое-то море, больше  похоже оно на лужу). Это - императорский конный портрет. Но не до  императорских дел Елизавете Петровне, она, человек барокко, и жить  торопится, и чувствовать спешит. Таков и портрет, отражает ее характер  прекрасно!
Между тем у Елизаветы не было наследников. И из немецкого княжества  привозят мальчика, ее племянника, внука Петра Великого. Его готовят в  наследники шведского престола и воспитывают в ненависти к России.
Но его судьба выкидывает фортель - ему уготовано стать российским императором, и его женят на немецкой принцессе.
Принцессу зовут София Федерика Августа.
Эта принцесса станет главным действующим лицом 18 века, вдохнет в него  воздух свободы, любовь к искусствам и стремление к милосердию.
Ей дадут русское имя Екатерина (Алексеевна).
18 век, век Просвещения, век Екатерины - волшебное время. Время веры в человека. (Мой любимый век, по секрету!)
Идеями просветительства увлечена не только Екатерина, но вся верхушка общества.
Суть просветительства такова: лишь обогащенный знаниями, разумный человек может считать себя человеком.
Человеческий род делится на сословия: император, воины, купечество,  ремесленники. Каждое сословие занимает свою нишу и выполняет свою  задачу. Каждый человек в каждом сословии стремится быть идеальным. А  идеален тот человек, который наиболее последовательно и регулярно  исполняет свои обязанности. Идеальный крестьянин ничуть не хуже  идеального аристократа, но только при условии, что он идеально выполняет  свои обязанности. Только тогда он считается идеальным членом общества!
Каждый должен делать свое дело. Каждый имеет круг своих обязанностей,  которые обязан исполнять. И чем выше по социальной лестнице находится  человек, чем больше ему дано, тем больше с него и спрашивается. А во  главе общества стоит просвещенный монарх, подающий пример.

А мы с вами идем в зал Рокотова, чтобы взглянуть на великую императрицу -  и увидеть, какие изменения за это время произошли в обществе, что  портреты стали таковы..какими мы их сейчас увидим.
В 1762 г. художнику Рокотову поручено написание коронационного портрета Екатерины.


Это было уникальным событием.
Русский художник, не иностранец, пишет главное произведение искусства  своей эпохи. При этом - полностью порывает с традициями классического  парадного портрета. И этот портрет так понравился Екатерине, что стал  эталонным, пока она была у власти.
Его так иногда и называют: "рокотовский тип парадного портрета".
Но почему он ей так понравился?
Вот она держит скипетр. Но держит так, как будто обращается к кому-то. Рядом с ней можно представить какого-то человека.
То есть она правительница, но она доступна для общения. Она не божество. Она человек, исполняющий свои обязанности.
И она сидит. Потому что ей так удобно. Она же человек, ей нужен комфорт!
Но при этом снижения ее образа нет.
Она написана в профиль - и мы думаем: "Античная камея перед нами".
Живой человек НО полна достоинства и величия.
Прекрасная царица. Икона, написанная новыми средствами.

Между тем Рокотов, находясь на самом пике славы после написания этого  портрета уезжает из Петербурга в Москву. Уезжает, чтобы никогда более  парадных портретов не писать. Он уезжает навсегда. и никогда более в  Петербург не вернется.
В это же самое время другой художник, его ровесник буквально - они  родились в один и тот же год, 1735, - переезжает из Москвы в Петербург. И  тоже навсегда.
Зовут его Левицкий.
И перед нами пары:
Рокотов - Левицкий
Москва - Петербург
Масоны - и просветители.
В этих парах сокрыта эпоха и разные темпераменты: Рокотова и Левицкого;  Москвы и Петербурга; и разное понимание - для чего человек на этой  земле, как ему постигать мир, как он должен жить.

Екатерина издала жалованную грамоту дворянству. Впервые русское  дворянство освобождается от обязательной военной службы. Дворянин имеет  право решать сам - пойдет он в армию или будет заниматься тем, к чему  лежит у него душа. Впервые между интересами государства и интересами  личности проходит разделение.

Неслужилые дворяне уезжают в Москву. И в Москве эти люди активно  самореализуются. Они строят поместья, устраивают крепостные театры,  создают коллекции искусства. Москва расцветает, становится центром  вольнодумства. Здесь почти нет надзора, здесь живет духовная элита  страны: Новиков, Херасков, Фонвизин.
Складывается прообраз знаменитой русской интеллигенции.
В Москве уже не так уж важно, какой у человека чин и статус. Отношения строятся по чисто человеческим качествам.

Это идеальная атмосфера для Рокотова. Он находит в Москве то, чего нет в столичном Петербурге.
И в Москве рождается интимный портрет.
Тот портрет, где нет социального порога между моделью и художником.  Художник смотрит на свою модель не снизу вверх, а глаза в глаза. Они  равны. И даже если между ними есть социальная грань, они оба ее  игнорируют.

Первый портрет, который Рокотов написал в Москве - это портрет Майкова.


Майков состоял в лейб-гвардии Семеновского полка. Мог бы сделать  успешную карьеру. Однако, когда Елизавета Петровна умерла, его выгнали -  очень ленивый был. Майков обосновался в Москве и "Сознался я со  Аполлоном и музам сделался знаком", т.е. стал поэтом.
Но не только поэтом. А и масоном, членом московской масонской ложи.  Главное в масонах того времени - их философия. Их пристальное внимание к  человеку, к его душе. Суть их философии проста:
Познай самого себя.

Каждый человек - это капля воды, в которой отражается весь мир.  Бесконечно познавая себя - ты познаешь весь мир, не выходя из комнаты.
Ты познаешь и земное, и божественное. Потому что мостик между земным и  божественным - человеческая душа. Совершенствуй душу - и тебе откроются  божественные тайны.
Люди приходили к масонам по зову сердца, желая постичь мир вокруг себя.
Рокотов подружился со многими из них.
Вот Артемий Иванович Воронцов, будущий крестный отец Пушкина.


Контуры его фигуры как будто немного расплываются. Тело как будто растворено в воздухе.
Интересно только одно - духовный мир человека, а конкретные физические  черты становятся неважны. И нет даже намека на социальную  характеристику.
В каждом человеке, которого пишет Рокотов, он видит (чувствует)  богатейший духовный мир. Богатейший и очень сложный! И потому  прекрасный!
Развитый духовный мир - а значит многозначный и многослойный.
И самые лучшие его портреты, те, которые "удались" - это те, которые изображают человека, способного к духовной жизни.
Ничего нет в Рокотове от иконы и от парсуны, но он пишет то же, что и  иконописцы русского средневековья: душу и дух. Физические черты  изображаемого - не важны.
А сейчас давайте найдем портрет Николая Еремеича Струйского.


Висит от нынче, доминируя, как и при жизни, над портретом прекрасной  жены своей Александры Петровны. Когда-то много лет назад я неизменно  радовалась, что хотя бы их образы висят в Третьяковской галерее  раздельно, на приличном расстоянии друг друга. Потому что - ну сколько  можно, при жизни-то? Но кураторы галереи, видимо, посчитали, что их  разделять нельзя.
Итак, Струйский. Служил с Державиным, но ушел из гвардии и поселился в  Пензенской губернии. Поэт-графоман. Страстно любил Екатерину, да так,  что когда она умерла, случился с ним удар, и через два дня и он умер.  При этом страшный, жестокий человек, "страшный барин", на портрете его  диковатые глаза вполне его выдают. Когда читал слушателям свои стихи, в  экстазе щипал их до синяков, впадая в исступление. Пытал своих крестьян.
При этом преклонялся перед Рокотовым, как перед гением.
Вторая жена Николая Еремеича - Александра Петровна, урожденная Озерова, вышла за него замуж в 18 лет, и родила ему 18 детей.
Была необыкновенно хороша собой, умна, нежна, образована, могла  составить отличную партию любому молодому человеку из высшего  общества..что толкнуло ее на этот брак? Уехать в глушь, поселиться с  мужем в большом мрачном доме, в котором множество пустых, безмолвных  комнат?


Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
с портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас...

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрыты мглою неудач.

В одной из гостиных этого большого дома и висели эти портреты супругов в золоченых рамах.
И, как вспоминают их соседи, в усадьбе Николая Еремеича стоял дом без  окон. Это была тюрьма. Хозяин держал там провинившихся крестьян. После  его смерти Александра Петровна выпустила несчастных. Среди них было  много безумных.
оставшись вдовой, Александра Петровна осталась жить в том большом  мрачном доме, в имении мужа. Жила она уединенно и никуда не выезжала.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук..

Как же рассказывает нам об Александре Петровне Рокотов? Как понять его язык?
Его композиция всегда очень проста: полуфигура на темном фоне. Ему не  нужны эффектные позы и жесты. Ему нужен только цвет. Все, что он хочет  сказать, он говорит цветом и его градациями. Насколько глубок человек,  настолько богаты оттенки одного тона, которые использует художник.  Духовный мир человека един с цветом портрета. Цвет портрета, как цвет  души. Какого цвета прекрасная Александра Петровна? Какого цвета ее душа?  Каков цвет этой живописи? Все такое туманное, облачное, тающее,  ускользающее..
Часть лица сильно затемнена, другая часть сильно осветлена. Темное и  светлое. Человек между мраком и светом. Боковой свет разделяет эту душу  на метания между днем и ночью, истиной и ложью..и сами продолжите этот  ряд..
Такова не только Струйская..оглядитесь, всмотритесь в эти лица..Они  чем-то неуловимо похожи друг на друга, контуры их размыты, они вот-вот  ускользнут в свою цветную мглу, они тоже ЗНАЮТ, но нам не говорят..В  каких астральных мирах они пребывают?..смотреть на них можно  бесконечно..
Дама в розовом, Неизвестный в Треуголке, Орлова, Новосильцева...придите в зал Рокотова и загляните в их глаза!

https://www.otzyv.ru/read.php?id=203892

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up