Умные головы и объективная реальность Первой мировой

Jan 07, 2020 07:40


Ознакомился с книгой В.Н. Прямицына «Отечественная гидрометеорология в годы Первой мировой и Гражданской войн (1914-1921 гг.)». Автор благожелательно относится к Российской Империи, что само по себе не грех, скорее наоборот. Здоровая доза патриотизма не вредит, даже помогает, если не заслоняет собой научный метод.

Но иногда любопытно бывает сравнить общие слова про «мировой уровень», «изучение с энтузиазмом» и конкретные проявления в ходе Первой мировой.

Стр. 38 «Накануне ПМВ Россия входила в число передовых мировых гидрометеорологических держав. Она обладала выдающимися достижениями в фундаментальной и прикладной науке, системой подготовки кадров, производством приборов, широкой наблюдательной сетью».

Стр. 66 «Александр Михайлович (великий князь- прим. мое) горячо поддержал предложение Голицына (кн. Б.Б. Голицын (1862-1916):  «Я понял, что ГФО желала воспользоваться авиационными ротами как промежуточными станциями для своих наблюдений, тем более что во всех авиационных ротах метеорологические станции уже существуют и надо только систематизировать наблюдения и прибавить несколько приборов. Александр. 10 октября 1915 г.». За формулировкой августейшего заведующего «прибавить несколько приборов» скрывалась значительная потребность в средствах наблюдения для множества вновь открываемых пунктов.



Если ранее метеорологические приборы в основном приобретались за границей, то интересы военного времени обусловили необходимость их массового изготовления в России под эгидой ГФО. С началом войны Б.Б. Голицын выделил денежные средства для расширения деятельности механической  мастерской Аэрологической обсерватории в Опталово, получившей условное наименование мастерской № 1. В декабре 1915 г. для ГФО была приобретена механическая мастерская братьев Петуховых, ставшая мастерской № 2. В начале 1916 г. Голицын добился передачи во временное управление ГФО мастерской Мюллера.»

Т.е. мы видим, как быстро происходит импортозамещение. Всего-то через полтора года, после согласия великого князя, просто князь ДОБИЛСЯ.

Стр. 83 «Главной причиной стремительного сокращения наблюдательных станций стала мобилизация гидрометеорологов мужского пола на фронт. Благодаря этому за годы войны до 40% наблюдательных станций лишились персонала и прекратили рабту. Если в 1914 г. в России насчитывалось 1416 станций 2-го разряда, в 1915 г. - 1393, то в 1916 г. осталось лишь 850».

Далее описывается, как сменивший Голицына А.Н. Крылов «прикладывает значительные усилия», чтобы ценные кадры не оказались перемолоты фронтовой мясорубкой. Здесь прекрасно всё -  в особенности призыв незаменимых специалистов в условиях, как нам теперь говорят пропагандисты, незначительного числа призванных в годы Первой мировой. Те же пропагандисты любят еще и коммунистов 1941-го этим попинать. Замечу, что к автору книги Прямицыну данное замечание отношения не имеет. Так, мысли на тему.

На стр. 85-87 читателя ждет интересный и поучительный рассказ, как работу метеорологов временно парализовала военная цензура.

Пара слов о знаменитых «Муромцах». В книге данному вопросу посвящена часть главы 5 (5.4. Метеорологическое обслуживание Эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец»).

Стр. 128. «Боевая работа самолетов эскадры отличалась интенсивностью»- отмечает автор, и далее ссылается на записку, где тренировочные полеты запланировано проводить 3(ТРЕМ) машинам.

Стр. 129 «Летный состав отечественной авиации того времени был крайне слабо подготовлен в вопросах метеорологии и часто пренебрегал условиями погоды. В отличие от других авиационных подразделений, в Эскадре воздушных кораблей офицеры относились к изучению метеорологии с энтузиазмом, а к погодным условиям - с большим вниманием. Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, эскадры была укомплектована лучшими выпускниками Гатчинской авиационной школы, имеющими высокую теоретическую подготовку.»

Однако несмотря на энтузиазм, внимание и высокую подготовку, результатом было:

Стр. 132 «Боевые потери бомбардировщиков были минимальны по сравнению с многочисленными авариями, связанными с погодными условиями, изношенностью материальной части и ошибками пилотирования».

«Осенью 1916 г. из-за сложных метеорологических условий Эскадра воздушных кораблей понесла тяжелые потери. На летное поле Пскова, где размещалась значительная часть бомбардировщиков и истребителей, налетел шквал. Сильный ветер сорвал и унес с места большие палатки, использовавшиеся как ангары. Порывами ветра были разрушены 11 бомбардировщиков и несколько легких самолетов. По воспоминаниям очевидцев, в считанные минуты боеспособное соединение превратилось в груду досок и полотна».

Комментарии излишни. В качестве завершения небольшого обзора, еще одна цитата:

Стр. 115 «На завершающем этапе войны И.П. Семенов-Тян-Шанский инициировал реформирование метеорологической службы сухопутных войск, однако его взвешенные предложения не были реализованы».

Всем к тому моменту было уже не до пустяков. Умные головы никогда не победят отвратную организацию и систему.

Книга любопытная, на малоизученную, но вместе с тем важную  тему.

Previous post Next post
Up