Писанина

Dec 15, 2010 02:31

«Акция-провокация»:
современный герой, уличная романтика,беседа, в которой больше вопросов, чем ответов


 Часть Первая. Описательная.

Акция.

Сочетание «Город + человек» дает очень разные результаты.  Это размышление будет посвящено результату «уличный художник».
Потирая руки, начинаем поиск современного героя. Кажется, вот он. Все геройские признаки имеются:
  1. Трудно найти.
  2. Многие о нем знают, но не все видели.
  3. Подобно  Zorro, он оставляет после себя знаки, «следы».
  4. Не может жить без своего любимого дела.
  5. Стремится найти свой путь.
  6. Прост и героически забавен.

 «Ну вот! У меня же нет ни одних чистых штанов. Все вещи в краске».

Все друзья называют его Moff. По паспорту Слава.Он улыбается. Искренне, широко.Он никогда не сидит на месте. Не любит болтать попусту.Он не любит дни без рисования.Он создает свой фантастический мир.Он - художник.
Вытащить Moffa на разговор не так-то просто. Пришлось на время погрузиться в среду граффити и стрит арта (о терминологии позже).
По всем законам жанра найти его лицо в мировой паутине (которая, поговаривают, знает всё и про всех) нелегко. Принято в среде стрит арта и граффити скрывать свою личность (правильнее будет сказать, лицо и паспортные данные). Своеобразная мифология со своей системой ценностей, ориентиров, лексикой, правилами, масками и табу.
Поймать его удалось только на рабочем месте - на переходе Старцева-Ива, где на опоре моста силами Moffa, его команды Street-Art Studio  и приглашенных райтеров из Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Нижнего Новгорода, шла подготовка «самого большого граффити в России» - около 500 кв.м. (телевизор об этом уже сказал, все СМИ отметились, в ЖЖ обсудили).

Широкую огласку этому событию почему-то придала не художественная ценность полотна, не многодневный труд и харизма райтеров, а участие в проекте властьимущих. У современных райтеров есть следующие обозначения:  заказ, коммерция и творчество, искусство. К заказам они относятся так же, как певцы к корпоративам: «Это нам для поддержания штанов».

Поэтому устремимся в другую сферу, свободную от коммерции, в сферу самовыражения.
К тому же мы, кажется, забыли о самом важном для любого героя пункте: «Делать мир лучше».
В каком-то смысле, наш герой занят именно этим важным делом. Серый город, серые здания, серость в мыслях и настроениях вдруг разбавляется яркими, насыщенными цветами, новыми формами, выдуманными персонажами и фантастическими мирами. Творческая позиция Moffa проста: «Баллончик - мой инструмент познания мира. Надо просто жить и радоваться жизни».
Наверное, многим до сих пор непонятно, кто такой Moff. Тогда следующая информация: благодаря его трудам (в том числе) в Перми появился нашумевший портрет Есенина. Сам Слава радуется только полученному опыту и размеру этого полотна. «В этом рисунке талант и креативность выражены меньше всего», - пишет он в своем ЖЖ. Продолжаем говорить о его личном творчестве.

А тебе не страшно, что тебя не поймут? Твой мир?
А почему мне должно быть страшно?
Насколько ты ориентирован на зрителя, когда ты что-то делаешь?
Ни насколько. Я же ни для кого-то делаю…
Тебя вообще кто-нибудь оценивает?
Команда моя. Самая важная для меня критика - либо от моей команды, либо от других рисующих, чье мнение для меня значимо.

Из названия команды Moffa «Street Art Studio» пытаемся вычислить суть.
Чем отличается стрит арт от граффити?
Граффити - это часть стрит арта и стрит арт - часть граффити. Это два имени одного и того же человека.
Правда ли, что в стрит арте должна быть заложена важная тема?
Нет, вообще не обязательно. Если её нет, то это еще более подталкивает на мысли, чем если она есть. Не обязательно указывать на какую-то идею, можно просто направить тихонечко на размышления.

Так интерес к явлению пересилил интерес к личности. Это явилось поворотным моментом в работе над материалом.

Для того, чтобы говорить на одном языке, обратимся к терминологии. Различные «подписи» и непонятные буквы на домах - это теги.Разноцветные рисунки на различных поверхностях - это граффити.Всё это мы видели.А вот термин «стрит арт» для нас всего лишь на слуху. Дословный перевод «уличное искусство». Обращаемся к накопленному человеческому опыту. Читаем: «Стрит арт в отличие от граффити более интеллектуален и сложен для восприятия, мировой стрит арт сейчас воспринимается не как антикультурное и хулиганское действие, а как особый вид искусства. Уличный художник, рисующий в стиле street art, это отнюдь не хулиган, а творец, стремящийся обратить внимание всех на многие социальные проблемы. В первую очередь стрит арт это борьба с обывательским безразличием, городской серостью и унынием урбанистических пейзажей».

Наш герой с унынием урбанистических пейзажей справляется без труда.Но мысль идет дальше: «А острые углы кого-нибудь интересуют? Есть кто-нибудь, кто  хочет не просто раскрасить мир, а нажать на его болевые точки?»

И вот уже смотришь на хохлому в центре города, и все вопросы сами собой отпадают.

Часть вторая. Дискуссионная.

Провокация

Разочарование настигло, когда вдруг стало ясно, что искали мы несколько другую уличную романтику: свободную (точнее, свободолюбивую); вопреки, а не благодаря; спорную, а не однозначную.

Или мы, простые люди, думаем так по инерции, и никакой уличной романтики, мифологии «движения» нет?

Так ведь часто бывает: узнал о каком-то явлении, ноги которого, к тому же, растут с запада; у нас оно, само собой, появилось не так давно, существует в каких-то базовых формах, а изначального смысла уже давно не имеет. И ты по привычке (или же по наивности) продолжаешь искать в явлении ту самую суть.

Наш пермский стрит арт (странное сочетание слов), к сожалению, становится легальным, официальным. Базовая составляющая мифологии - протест, выражение своей открытой позиции, обращение внимания людей на острые проблемы современности - перестает быть значимой. А когда нет основного, можно ли говорить о наличии явления вообще?

Изменить мир для стрит арта - реальность или утопия? Возможно, вообще утопично требовать от искусства таких вершин. Ведь, к примеру, «Утро в сосновом бору» к политике или «призывам к лучшей жизни» не имеет никакого отношения. Но мы говорим об уличных художниках, изменяющих городское пространство, как правило, в тайне; о людях, которые находятся в андеграунде, в подполье, сохраняют свою анонимность, а, следовательно, мы ждем от них «акций-провокаций». Новых Робин Гудов хочется. Сама мифология «движения» подразумевает это (имя одного из самых известных Робин Гудов от стрит арта называть не станем, PR ему итак не нужен, в анналы современного искусства он уже попал).

Как бы в подтверждение грустных выводов - в глаза бросается следующее высказывание, которое датируется 2009 годом:Существование уличного искусства, как и любой другой субкультуры в России весьма сомнительно. Культура, утратившая большую часть традиций, принципиально не может воспитать полноценную субкультуру (igor_ponosov. "Russian street-art is dead",/ Web: www.visualartifacts.ru / ).

Вот так от поиска современного героя в пермском городском пространстве, мы перешли к поиску явления вообще.

Может, просто всё дело в терминологии? Назвать это не измученным определением «стрит арт», а другим словом, и всем станет легче? Уличным художникам это позволит быть просто уличными художниками, а зрителям позволит не мучить свое сознание в поисках смыслов, а просто смотреть.

Да и вообще, что это мы тут рассуждаем…Большинство, видя граффити или стрит арт у нас (разница есть, но кому до неё дело) скажет: «Не портите дома, их ведь строили не для этого».

ворк и трэвэл, душеньки-фрэндушеньки

Previous post Next post
Up