Apr 14, 2015 12:39
Мы осознаем только верхний слой своих мыслей и мотивов, что там варится в глубине, мы можем только предполагать. Как возникла таблица Менделеева? Как пишутся стихи? Как совершаются научные открытия? Не всегда можно объяснить логически путь к результату, особенно выдающемуся. Ваш ребенок индивидуален, он обязательно в чем-то талантлив, достаточно ли учтены в унифицированном образовательном процессе его индивидуальность и таланты? Ни он сам, ни родители, ни школа, никто точно не знает, в чем и как он может стать лучшим, реализуя в полной мере генетические способности и имеющиеся для этого возможности окружения.
Рецепт №1: найдите у рассеянного ребенка таланты и помогите ему их реализовать. Но, попутно обязательно делать всё возможное для социальной адаптации, социум не поддерживает талант, он ему противостоит, ломает. Реализуя талант сложнее выживать в социуме, да и между талантами всегда жесткая конкуренция. К этому надо быть готовым, надо уметь выживать и побеждать.
Рассеян ли рассеянный человек? Есть предположение, что напротив, он более других сосредоточен. Его доминирующий внутренний мотив и связанная с ним невидимая работа в некоторые моменты забирают ту часть энергии и внимания, которые необходимы для поддержания "стандартной модели поведения". Отсюда и сбои участия в унифицированном процессе коллективного обучения, который лишь отчасти учитывает органику "среднестатистического ребенка" и в большей степени обусловлен экономическими возможностями и сегодняшним уровнем "прогресса" образования. Что уж говорить об учете индивидуальности каждого ученика. У некоторых детей мозг органически настроен на более глубокую аналитическую проработку информации, слушая то же, что все, он познает на порядок больше, но скорость унифицированного процесса ориентирована на неглубокий анализ, поэтому мозг "врожденного аналитика" не успевает, перенапрягается и "виснет".
Рецепт №2: прирожденному аналитику надо мочь и уметь "возить аналитическую тележку". "Мочь" достигается тренировкой, «накачкой» умственных сил, играйте в шахматы вместо «стрелялки». "Уметь" - значит осознать и взять под контроль аналитическую работу, соизмерять груз по силам, добиваясь скорости, требуемой внешним процессом.
Не забываем и об «эмоциональном интеллекте», который есть воспитанность и сбалансированность эмоций и чувств, достигающаяся их многолетним избирательным развитием. Врожденный и привитый окружением эмоционально-чувственный аппарат надо совершенствовать, неустанно уделяя внимание внутреннему эмоциональному фону, контролируя и настраивая его. Надо блюсти внутренний эмоциональный баланс, отлавливать и искоренять негативные мотивы, сглаживать эмоциональные всплески, следствием которых может стать не желаемое отключение внимания. Даже хороший психолог ограничен в возможностях воздействия на эмоциональные процессы другого человека, поэтому наилучший путь, это аккуратно и постепенно с малых лет настраивать человека на самостоятельную внутреннюю работу над эмоциональным климатом. Для начала надо добиться осознания необходимости такой работы, достичь целенаправленной устремленности в этом направлении. «Что такое хорошо и что такое плохо» мы знаем, наша проблема в том, это мы не организованы и это знание на практике не работает. Когда необходимость осознана и есть минимальная готовность к работе можно начать с простых вещей. Как правило, нас энергетически опустошает и дезориентирует избыточный эмоциональный негатив. Надо уменьшить его груз. Наблюдая внутренний эмоциональный фон, фиксировать возникновение патогенного негативного мотива и переключать сознание на заранее заготовленный позитивный образ - «вовремя включать любимых котиков». В случае дезориентирующих эмоциональных всплесков хорошо помогает восстановить равновесие контроль дыхания, заметив атаку стресса, надо мгновенно среагировать - принять благородную осанку и начать ровно, спокойно и глубоко дышать. Окончательную победу над стрессом обеспечит микроусилие улыбнуться. Вспоминаем и практикуем простые истины. Чтобы в чем-то достичь успеха, именно в этом самом надо тренироваться. Проблема с отвлечением внимания во время школьных уроков? Устройте игровую тренировку. Например, Глеб рассказывает стих, а его раз в десять секунд щипают или говорят ему на ухо смешное слово или закрывают руками глаза. Пофантазируйте и придумайте эту игру так, чтобы сознательно настроившись, он противостоял отвлекающим вызовам и боролся за сосредоточенность внимания на главном предмете. Полгода по 15 минут такой игры ежедневно, и он выработает чемпионский рефлекс «отбоя отвлекалок», сможет, как опытный теннисист мастерски отбивать мяч, уже не задумываясь о «подшаге», «замахе», «резке».
Рецепт №3: используйте тщательно подобранные и настроенные под конкретного человека игровые упражнения, вырабатывающие нужный поведенческий рефлекс.
P.S. Когда родители сетуют на детские проблемы, мне вспоминается афоризм: не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас, воспитывайте себя!