Кто-то ждал, я помню.

Dec 28, 2015 23:26

Originally posted by tanja_tank at Деструктивные женихи Нади Шевелевой. Ипполит

Ипполит - не менее деструктивный типус. Но деструктивен он несколько иначе, чем нарцисс Женя. Он - параноид, один из четырех типов психопатов по классификации американского исследователя Джо Наварро, которая мне очень близка.

Правда, по фильму непонятно, каков уровень личностных неполадок Ипполита - поэтому к психопатам относить его не буду. Если он параноид невротического уровня, это еще куда ни шло. Но сдается мне, то, что мы видим у Ипполита - это уже уровень расстройства личности. Ведь Ипполит дезадаптирован, по меньше мере, в одной значимой сфере - личных отношений. В свои сорок, при своей импозантности, статусе и доходах он одинок.

...В жизни мы узнаём параноидов, в первую очередь, по «ощетинившести» (подозрительности), отсутствию чувства юмора и очевидно завышенной самооценке. Это мрачные, порой зловещие люди, всегда в агрессивном миноре. Они вообще не улыбаются и не смеются. В крайнем случае - вымученная кривая улыбка. Параноид - мизантроп, подозревающий каждого в заговоре против себя. Паранойя бомбит любого нарцисса, но для параноида она - его всё.

Это одиночки по жизни, стремятся к «серьезным» отношениям, не склонны к гаремности, часто слывут однолюбами. Например, Сталин был весьма воздержан в отношении с женщинами - в отличие от того же Берии, который был более социопатичен и(или?) нарциссичен.


Параноидами мне видятся такие герои, как Рогожин («Идиот»), Борис («Налево от лифта»), месье Бопертюи («Соломенная шляпка»), Мартин («В постели с врагом»), в какой-то мере - Людмила Прокофьевна («Служебный роман»).

Как же устроены параноиды и что ими движет?

«Сущность параноидной организации личности состоит в привычке обращаться со своими качествами, которые воспринимаются как негативные, путем их проекции; отчужденные характеристики впоследствии воспринимаются как внешняя угроза. Процесс проекции нередко сопровождается (а может и не сопровождаться) сознанием собственного величия», - пишет Нэнси Мак-Вильямс.

Попробую перевести. Все то плохое, что параноид приписывает окружающим - это его же собственные черты, которых он стыдится, за которые чувствует вину и в качесиве защиты - не осознает их. На обывательском уровне об этом говорят так: мол, больше всего насчет «пидоров» ярятся латентные гомосексуалисты, а претензии к верности жен чаще всего высказывают мысленно распутные мужья.

«Параноидный мужчина, забывая о своих собственных фантазиях о неверности, становится убежденным, что его жена опасно притягательна для других. Часто в подобного рода ревность включается бессознательное томление по близости с людьми того же пола. Поскольку параноидные личности путают это стремление с гомосексуальностью, и данная ориентация их пугает, желания признаются отвратительными и отрицаются», - пишет Мак-Вильямс.

Жизнь в стыде, вине и страхе

Нэнси Мак-Вильямс описывает состояние параноида, как комбинацию страха и стыда. Но этот стыд параноид переживает иначе, чем нарцисс.

«Нарциссические личности, даже самого надменного вида, подвержены осознаваемому чувству стыда, когда каким-то образом с них снимается маска. Их энергия претворяется в усилия произвести на других такое впечатление, чтобы обесцененное собственное “Я” не было ими замечено.

Параноидные личности, наоборот, используют отрицание и проекции настолько сильно, что стыд остается совершенно недостижимым внутри собственного “Я”. Поэтому энергия параноидной личности направляется на провал всех усилий тех, кто стремится устыдить или унизить их.

Люди с нарциссической структурой пугаются, обнаруживая собственное несоответствие; люди же с параноидной личностью пугаются недоброжелательности других людей».

Параноиды могут производить впечатление энергичных и активных людей, но очень тяжелы в общении, поэтому неудивительно, что мало кто горит желанием дружить с ними и любить их. «Обида и зависть, иногда в бредовых количествах, омрачают их жизнь, - пишет Мак-Вильямс. - Они справляются с ней путем проекции (…) - “другие бросают меня из-за тех моих качеств, которым они завидуют”.

«Где-то в глубине души, так, что это незаметно» параноиды ощущают себя «плохими», греховными, виноватыми. Но эти чувства они сами не осознают. «Невыносимое бремя бессознательной вины» - говорит об этом Мак-Вильямс.

«Они живут с ужасом от мысли, что терапевт, когда об этом узнает, будет шокирован их грехами и развращенностью, отвергнет или накажет за совершенные ими преступления. Бессознательно эти люди ожидают, что будут разоблачены, и трансформируют страх в постоянные изматывающие усилия распознать в поведении других “действительно” злые намерения по отношению к ним».

Бей первым, Фредди

Поэтому его тактика - бить первым.


«Тенденция параноидной личности - нападать, а не терпеть тревогу, связанную с ожиданием неизбежного дурного обращения (“Я сражу тебя прежде, чем ты сразишь меня”)», - пишет Мак-Вильямс. Такое поведение мы видим и у Ипполита (налетает на Надю и Женю с агрессивными претензиями и не желает их слушать), и у Рогожина, и у Бориса.

Несмотря на то, что параноиды выглядят как люди с большим самомнением («грандиозы»), на самом деле они, подобно нарциссам, имеют о своей личности два полярных представления.

«Импотентный, униженный и презираемый образ собственной личности, расположенный на одном полюсе, и всемогущий, оправдываемый и торжествующий - на другом. Напряжение между этими двумя образами затопляет их внутренний мир. Кошмарно, но ни одна из позиций не дает какого-либо утешения: страшная жестокость и презрение преследуют слабую сторону полярности, тогда как сильная сторона влечет за собой уничтожающее чувство вины», - пишет Нэнси Мак-Вильямс.

Параноид, как и нарцисс, выглядит зацикленным на себе. Психиатр Ганнушкин назвал это «сверхценной идеей об особом значении собственной личности». И нарциссам, и параноидам кажется, что мир вращается вокруг них, что они - объекты всеобщего недоброго интереса. И если на улице засмеялись, то это явно над ними.

Какие признаки характерны для параноида?

1) Сочетание завышенной самооценки с неспособностью переживать неудачи, отказы и критику вызывает у параноида эмоциональный шквал в виде гнева, физической и вербальной агрессии, злопамятства. Параноидные психопаты очень тяжело прощают даже самые незначительные обиды.

2) постоянное недовольство другими людьми, склонность не прощать оскорбления, пренебрежительное отношение, причиненный ущерб;

3) подозрительность и стойкая тенденция к искажению пережитого, когда нейтральное или дружественное отношение других неверно истолковываются как враждебное или пренебрежительное. Однообразное, нелогичное мышление, «перекручивание всего на свой лад», по словам Ганнушкина.

4) бранчливость, сварливость, неуживчивость и стойкое, неадекватное ситуации отстаивание собственных прав. Упрямство, прямолинейное выражение агрессии.

5) пренебрежительное, надменное отношение к окружающим,

5) частые неоправданные подозрения в неверности супружеских или сексуальных партнеров;

6) повышенная оценка собственной значимости с тенденцией относить происходящее на свой счет;

7) частые необоснованные мысли о заговорах, субъективно объясняющих события в близком или широком социальном окружении.

8) чрезмерная педантичность.

9) односторонние интересы. То есть, параноиду свойственно фокусироваться на одном-двух занятиях, жить с одной женщиной. Если человек сегодня увлекается Носовским и Фоменко, завтра - Левашовым, а послезавтра - Герасимовым, если стиль его поведения - «политическая проститутка», то это не параноид.

Хотите воспитать ребенка параноидом? :) Почаще подавляйте и унижайте его. Критикуйте и наказывайте - неважно за что. Самое лучшее - по велению своей левой пятки, чтобы маленький человек постоянно жил в «ощетиненном» состоянии, не зная, с какой стороны ожидать подвоха. Побольше капризов, требований, которые нельзя удовлетворить. И унижайте, унижайте, унижайте.


В идеале - сделайте ребенка козлом отпущения и мишенью для выпуска пара остальных членов семьи. И к 20-25 годам будет вам параноид пограничного, а то и психотического уровня (Мартин из «В постели с врагом»).
Смягчающий фактор, дающий шанс, что параноик вырастет относительно безобидным - «в диапазоне невротик - здоровый человек» - если ребенок будет получать хоть какое-то тепло.

Такая странная любовь


Можно ошибиться, приняв параноида за социопата. У них и правда немало общих черт. Вот Хитклиф, роковой герой «Грозового перевала» - он кто: социопат или параноид? Вообще, при его «воспитании» он мог вырасти и тем, и другим. Возможно, он и вырос гибридом - в таблице коморбидности (сочетаемости) расстройств личности антисоциальное (диссоциальное) и параноидное расстройства вполне себе сочетаются. Как и нарциссическое, и все прочие.

Но если предположить, что детская и юношеская теплота к Хитклифу со стороны Кэти внесла существенный вклад в формирование его личности, то он вырос все же не социопатом, а параноидом. Но разве много радости от этого различия? Ведь Хитклиф деструктивен, кошмарен.

«Решающее различие (социопатов и параноидов) состоит в их способности к любви, - пишет Мак-Вильямс. - Они способны к глубокой привязанности и к продолжительной верности. Несмотря на преследование и неприятие, которое они испытывали со стороны тех, кто о них заботился в детстве, очевидно, что в их ранней жизни было достаточно участия и последовательности, чтобы у них сформировалось чувство, что о них заботятся.

Там, где психопаты абсолютно неэмпатичны, параноидные личности глубоко связаны с объектом. Главную угрозу для продолжительной привязанности представляет не недостаток чувствительности к другим, а, скорее, опыт предательства; фактически, они способны прекратить отношения, продолжавшиеся 30 лет, когда чувствуют, что с ними поступают несправедливо.

Эти люди связаны с другими на основе аналогичных чувств исходной морали, следовательно, ощущают, что они сами и их объекты любви едины в понимании того, что хорошо и правильно. Любые моральные нарушения со стороны личности, с которой они идентифицируются, ощущаются как порок в себе, который должен быть искоренен посредством изгнания виновного в преступлении объекта. Но история прерванных взаимоотношений - это не то же самое, что неспособность к любви».

Но я бы, честно говоря, не спешила радоваться. Да, способны к привязанности и верности. Но вам нужна такая любовь, как у Рогожина или как у Мартина из «В постели с врагом»? Насколько приятно быть любимой человеком типа Бориса из «Налево от лифта» - хотя он и его Ева, безусловно, «едины в понимании того, что хорошо и что правильно»?

Словом, если это и эмпатия, то опять же - альтернативная. И если любовь, то навряд ли конструктивная. Жить рядом с человеком, который постоянно сканирует вас на предмет угроз - это неспадающее напряжение, ходьба по минному полю, жизнь под прицелом испытующего, сомневающегося, подозревающего взгляда.

«Параноидные люди ничего не пропускают. Ни один изъян терапевта не защищен от их испытующего взгляда. Мой друг утверждает, что обладает бесценным качеством для проведения психотерапии: умеет непревзойденно “зевать в нос”. Но (спорю на мою кушетку!): даже он не сможет провести хорошего параноида. Моя пациентка никогда не ошибалась, когда замечала мою зевоту - сколь бы неподвижным ни было мое лицо», - пишет Нэнси Мак-Вильямс.

То есть, вы зевнули - а к вам уже вагон претензий. Вам неинтересно, что ли, скучно? А, может, вы его не любите? А, может, у вас уже запасной вариант появился? И как давно вы изменяете?

И это еще более-менее мягко...

И какая может быть эмпатия, если говорить о психотичном и пограничном параноиде, который воспитывался в холодной и унижающей среде? Откуда бы у такого человека взяться способности к любви? И откуда у него возьмутся ресурсы для любви, если все силы тратятся на распознавание опасности в режиме нон-стоп?

И лишь параноид, находящийся в диапазоне «невротик-здоровый человек», не будет совсем уж потерян для непростых, но все же временами теплых отношений.

Чем параноид «лучше» нарцисса?

1. Его сразу видно. Это «прямолинейный» тиран. На этапе Обольщения он не искрится и не переливается, как нарцисс. Он угрюм, мрачен, немногословен. Но… тем и обольстителен в глазах многих женщин! Он видится им «серьезным», «основательным», «обстоятельным», «брутальным», дает ощущение надежности, "мужского плеча". И в значительной мере это так - параноид стремится к «серьезным» отношениям, заточен на брак. А то, что он с первых же встреч выказывает ревность, подозрительность стремится контролировать - многих женщин это, наоборот, подкупает как доказательство серьезных намерений человека.

2. Есть принципы, некая честь. Это не «пустой» человек. Для меня в этом плане показательно, как социопат Гитлер «провел» параноида Сталина своим внезапным началом войны. Сталин, видимо, не допускал, что возможно нарушить письменную договоренность такого уровня - пакт о ненападении. То есть для него было нечто святое.

Для Гитлера же подписание пакта было шагом по усыплению бдительности Сталина. Что для Сталина было бы позором (нарушение договора), то для Гитлера - чем-то само собой разумеющимся, эффективным тактическим ходом.

Зато когда Сталин обратил Гитлера в бегство, тут уж он как истинный параноид крушил врага до последнего.

Ну а теперь перейдем к Ипполиту.

Ипполит чрезмерно подозрителен и постоянно «сидит на измене», заставляя Надю то и дело убеждать его в своей благонадежности.

«Надя. Ипполит, давай не будем портить друг другу новогодний вечер. И не заставляй меня все время оправдываться, я ведь ни в чем не провинилась. Какой-то забулдыга попал ко мне в квартиру… (…) Этот тип противен мне так же, как и тебе!

Одной рукой идеализируя Надю, другой он обесценивает ее: «ты безалаберная… молчи… ты непутевая… У меня в доме или в моей лаборатории он бы не мог появиться».


В фильме образ Ипполита смягчен. В сценарии он параноиднее. Вот пример:

«Ипполит. Сегодня, Надя, в последний час старого года, я намерен поставить вопрос ребром. Хватит водить меня за нос!
Надя. Чем ты недоволен?
Ипполит. Своим холостым положением. И я предлагаю…
Надя. Ну честное слово, ты - симпатяга, и я влюблена в тебя по уши! Но я такая… несовременная, наверное… Я не могу скоропалительно… Я должна привыкнуть… Не обижайся, Ипполитушка…
Ипполит. Значит, ты меня не любишь!»

И не любит, да. И не случайно «не может скоропалительно». С нарциссом-Женей смогла, а с параноидом-Ипполитом - нет. Потому что параноид сходу гнетет, с ним «нечем дышать». Поэтому Надя и не решается сказать Ипполиту «да», хотя он и «серьезный», и интересный внешне, и статусный, и к ней неравнодушен. А он с параноидной подозрительностью и резкостью называет это вождением за нос.

И правильно Надя делает, что не говорит «да». Какая жизнь ждет партнера параноида? Очень тревожная и тяжелая. В черно-серых тонах, с очень незначительными проблесками света - и то на стороне: в кругу друзей, коллег, с любовником (вот парадокс: что ни жена параноида, то обязательно при любовнике!).

«Люди с параноидной психологией не склонны давать подтверждение в форме словесного признания или видимого принятия», - расписывает Мак-Вильямс тяготы своей работы.

То есть, терапевту, которому с параноидом не детей крестить и которому параноид платит деньги, и то тяжело с ним. А вам с этим жить. Вы будете выбиваться из сил, дабы снискать улыбку или ласковое слово от параноида, а он будет смотреть немигающим взглядом и молчать. Неделями дуться, молчать и «наказывать» вас невесть за что. И сильно ли это отличается от нашего «заслуживания» нарциссовой любви? От нарциссовых бойкотов? По мне, так это очень похоже, и для жертвы принципиального значения не имеет.

Параноид - это тотальный, удушающий контроль, это шпионаж, это стремление максимально изолировать жертву (от людей, из профессии, финансово), обесценивание путем неглекта, висхолдинга и бланкинга, вероятна физическая агрессия. Параноид - это всегда сильный прессинг, это жизнь по его планам, его расписанию, хождение на цыпочках по половичке. Это всегда только одно мнение - «его и неправильное».

В такой обстановке муштры и холода жертва либо постепенно утрачивает личность, полностью подчиняя себя требованиям параноида и отказываясь от своих желаний, либо реализует их на стороне, и так сохраняет себя.

Так же, как социопаты и нарциссы, параноиды любители подлых обрюхачиваний - потому что у них в голове есть свое представление о количестве детей и времени их появления на свет, и мнение жены по этому поводу их не интересует. Так, параноидный психопат из «Дьявольского острова» прячет таблетки жены, мой знакомый параноид обрюхатил жену обманом, именно тогда, когда она только начала свой бизнес. Отсрочка в деторождении на 3-4 года между ними была официально согласована. Тем не менее, параноид положил с прибором на желание жены.

Но даже если дети уже не нужны (они рождены), параноиды не заморачиваются предохранением своих партнерш от беременности. Я наблюдала три брака параноидов, у жен там в анамнезе множественные аборты.

Параноид - педант, повернут на чистоте и порядке. Маниакальная страсть к порядку показана в фильме «В постели с врагом». Ипполит говорит о порядке в своей лаборатории - не то что дома у «непутевой» Нади.

И, конечно, не забываем, что параноидное расстройство личности отлично уживается почти со всеми прочими. Деструктивность того или иного параноида будет зависеть от «прицепа» в виде сопутствующих расстройств. Например, параноид-нарцисс - это, конечно, более токсичный партнер, чем параноид + тревожное расстройство. А параноид-социопат особенно опасен в плане физического насилия, мести. Параноид не любитель гаремов, как нарцисс и социопат, но более опасен как упертый, мстительный сталкер. Что мы, собственно, и видим в фильме «В постели с врагом».

Каких женщин предпочитают параноиды? Веселых, душевных, коммуникабельных, творчески одаренных, «непутевых» и «безалаберных». Которых потом всячески любят изолировать от любимого занятия, запрещать петь, танцевать и т. д. Понятно, что от нахождения под таким прессингом жертва блекнет, хиреет и в итоге теряет себя как личность.

Или, что нередко, протестует!


- жена параноида Мартина в «В постели с врагом» сбегает от него - ценой невероятных ухищрений и риска для жизни.

- то же самое делает и героиня фильма «Дьявольский остров» - правда, убив своего параноида.

- мадам Бопертюи (Екатерина Васильева в «Соломенной шляпке») ищет и находит предлоги, чтобы оставить мрачный дом и ревнивого брюзгу-мужа, вечно парящего ноги в комнате за темными шторами, и весело проводит время с любовником.

- героиня моей статьи, обожавшая петь, но которой муж запрещал это, после его смерти стала… ведущей дискотек в сельском клубе.

- другая моя знакомая, жена физически агрессивного параноида, очень жизнерадостная и общительная женщина, ведет активную жизнь вне дома: фитнес, кафешки-дискотеки с подружками, мужчины… А дома ходит по струнке.

Лечится ли это? Очень долго и с большим трудом. Параноид не доверяет терапевту. Нэнси Мак-Вильямс пишет, что если параноидный пациент начал доверять врачу - это означает, что лечение успешно закончено. Если что, это шутка. Речь может идти лишь о снижении подозрительности или хоть о каком-то самоконтроле, но не о перековке личности.

женское, полезно

Previous post Next post
Up