читательский дневник 2012-2013

Oct 08, 2013 00:06

- Прошел год, и я снова подвожу его книжные итоги. Удивительно, но в этом году я прочитала рекордно маленькое количество книг. С другой стороны, за этот год я посмотрела рекордно большое количество фильмов, так что одно с грехом пополам оправдывает другое. Итак, я объявляю прошедший год годом кино, годом Шахназарова и Соловьева, годом регулярных киновстреч с милым другом Ондатром. И все-таки о книгах.

1. С.Рушди, "Ярость". Пример постмодернистской (я не ошибаюсь?) литературы, который я оказалась не в состоянии оценить. Я ждала, что она затянет меня, как сартровская "Тошнота" и расскажет мне что-то новое обо мне самой, что будет в ней персонажей мало, а размышлений и самой ярости - много, и я жестоко обманулась. Ярости и желчи в романе достаточно, но для меня эта книжка оказалась погружением в огромную разноцветную кучу каких-то отвратительных атрибутов современности, тошнотворных персонажей и акробатического нагромождения слов. Этот заплыв я, тем не менее, закончила, с радостью вынырнула и в дальнейшем повторять его не намерена.

2. К.Исигуро, "Не отпускай меня". Мое знакомство с Исигуро состоялось несколько лет назад, с "Остатка дня".  В прошлом году я описывала его тонкий и очень японский роман "Художник зыбкого мира". В этом году прочитала и эту книгу - известную, пожалуй, больше других. Когда в начале книги еще не понимаешь, что  происходит, я была уверена, что разгадала сюжет, и, надо признаться, моя версия была куда более фантастичной и, между прочим, более гуманной. И вот когда тайна окружающего открывается тебе - и героям - становится невероятно больно и страшно, и ждешь, что все закончится хорошо, что не может быть, что эти мальчики и девочки тоже обречены на блуждание в темноте, пока не кончится отведенный им срок. И возлагаешь на финальные сцены надежды, такие, как будто это не только их, но и твоя жизнь на кону. Честно-честно. Потрясающая вещь.

3. Р.Брэдбери, "451 по Фаренгейту". Да, как ни странно, я не читала раньше эту книгу, и вот теперь она мне понравилась. И удивило обманутое ожидание, что вот ты ждешь, сколько всего эта милая юная мудрая героиня сделает и скажет... а нет.

5. Л.Дэлби, "Гейша". Собственно говоря, если кто-то помешан на теме института гейш, как я, то стоит начать с этой книги. Лиза Дэлби - американка, которая в 70-е годы жила в Понтотё и прошла школу майко, а впоследствии написала диссертацию о гейшах в современной Японии, впервые подняв занавес над совершенно непонятным  и таинственным миром гейш. Если ждете романтического сюжета в японском антураже, читайте лучше "Мемуары гейши" (к которым, кстати, Дэлби была консультантом), потому что тут ничего подобного не будет. Будет много "теории" и описаний.

6. А.Конан Дойл, "Затерянный мир". Тоже прошла в детстве мимо меня. Читала, готовясь к урокам у школьников. Прочитала легко и с удовольствием, хотя всякие истории, связанные с динозаврами, меня не очень интересуют (в отличие от всякого, подобного событиям "Таинственного острова"). Для меня самым приятным в книжке был великолепный сарказм Челленджера, а самым гадким - самовлюбленность Глэдис и откровенный идиотизм Мелоуна в начале истории. Какие дурацкие у меня выходят комментарии в этом году, у моих шестиклашек получается куда лучше.

7. Дж.Р.Р. Толкиен, "Хоббит". В раннем детстве у меня было замечательное издание "Хоббита", большого формата, с очень простенькими и сказочными картинками, и книжка эта была для меня одной из лучших сказок. Книжка, к сожалению, потерялась, причем давно, так что я не перечитывала всю эту историю много-много лет. А тут перечитала и поняла, что большую часть сюжета я вообще не помнила, так что читала практически заново. И книжечка хороша, но совершенно непонятно, как из нее недавно исхитрились наснимать столь эпичный кинофильм и как ее можно было растянуть аж на три части (ведь их будет три?). Когда выйдут, я посмотрю, интереса ради, а по частям как-то неохота.

8. Я.Кавабата, "Стон горы". На самом деле, прочитала я не только "Стон горы", но и несколько других произведений, "Танцовщицу из Идзу", например, и "Снежную страну", но роман стал для меня настоящим открытием и даже откровением. Я уже писала про эту книгу отдельным постом, так что здесь упомяну просто, что это очень и очень, возможно, самое японское произведение из того, что я читала. Что, кстати, вполне соответствует тому факту, что Кавабата стал лауреатом Нобелевской премии именно за достоверное изображение ментальности японцев.

9. Фумико Энти, "Маски". Ну, это была моя попытка ознакомления с японской литературой последних десятилетий. В целом, попытка не самая удачная. Романы Фумико Энти в Японии пользуются большим успехом, у нас их только-только стали переводить, но для меня они событием не стали. Вроде бы, всего понемногу есть в этой небольшой книжечке: и детективного сюжета, и семейной тайны, и жестокости, и раздумий, и тонких японских умопостроений, и исторического экскурса, но - нет, увы.

10. Ф.М.Достоевский, "Идиот". Впервые читала этот роман потому, что хотелось, потому что была возможность не торопиться, перечитывать фрагменты и смаковать сцены. Читала и думала: для кого-то ты всегда будешь Настасьей Филипповной, для другого - Аглаей Ивановной. И князь Мышкин всегда будет выбирать Настасью Филипповну. Сцену встречи Настасьи с Аглаей перечитывала несколько раз, и не могу сказать, чего было больше: непреодолимого восхищения Настасьей Филипповной, обиды и неловкости за Аглаю Ивановну, внутренней уверенности, что сцена эта не могла бы кончиться никак иначе. Вообще, читала очень напряженно, сравнить за последнее время не с чем.

11. В. Обручев, "Земля Санникова". Еще в копилку детского нечитанного. Если быть краткой, то все отлично в этой книге, кроме чудовищного стилистического приема, по которому я опознаю Обручева из  сотен, да что там, тысяч других писателей. Ему очень нравится слово "последний", которым он заменяет слова во избежание повторов. Причем это случается по нескольку десятков раз на страницу, и порой сидишь и пару минут расшифровываешь смысл предложения, ужасно затуманенного этим "последним". Когда я заметила за Обручевым эту особенность, этот несчастный "последний" бросался мне в глаза с удвоенной силой, и я не могла удержаться от усмешки.

12. Ф.С.Фитцджеральд, "Великий Гэтсби". В этом году, по-моему, все перечитывали (и впервые, как я, читали) этот свежеэкранизированный роман. Интересно, что в моем случае это была случайность: я выбирала, что бы почитать, выбрала "Гэтсби", а на следующий день увидела по телевизору рекламу нового фильма. Пока читала, мне казалось, что очень нравится, а вот сейчас пишу - и не знаю, что сказать. С фильмом проще: по-моему, очень красиво сделан контраст между карнавальной первой частью и драматической второй, прекрасная операторская работа и вообще красивая картинка. И Дэзи, в отличие от книги, почему-то вызывает нестерпимое раздражение (в книге тоже раздражала, но как-то сносно).

13. Ф.С. Фитцджеральд, "По эту сторону рая". А вот этот роман мне понравился куда больше "Гэтсби". Я даже не буду ничего о нем писать, он великолепен, и точка. Так что всем рекомендую настоятельно.

14. У. Теккерей, "Ярмарка тщеславия". Что за напасть, второй раз читаю, второй раз восторгаюсь первые страниц 150-200, а потом читать становится невообразимо скучно, и я забрасываю книгу. Не знаю, почему так. Эта история у меня с завидной регулярностью происходила с книгой "Поющие в терновнике" и с фильмом "С широко закрытыми глазами".

15. Д.Быков, "Борис Пастернак". С невероятным энтузиазмом взялась за пастернаковскую биографию, завязла странице на двухсотой, не пройдя, кажется, и пятой части жизни поэта. Мне опус Быкова показался обстоятельным, но чересчур многословным и каким-то неопределенным: то ли художественная биография, то ли филологический анализ. Не имею ничего против таких сочетаний, но тут оно для меня выглядело каким-то механическим.

16. Х.Ли, "Убить пересмешника". Все, что я помнила об этом - совершенно непонятый черно-белый фильм, просмотренный на английском энное количество лет назад. И вот я добралась до книжечки, и так хороша она оказалась, и так красиво раскрываются в ней метафоры и заглавие.

17. Б.Янгфельдт, "Любовь - это сердце всего". Перечитывала на досуге переписку Маяковского и Брик, и очень странно было, что то, что умиляло в прошлый раз, оказалось таким болезненным и надрывным. Вот главная сила слова - быть всегда способным адаптироваться к тебе самому, к твоей реальности, звучать по-разному в разные моменты твоей жизни. Читаешь - и понимаешь, как меняешься сам.

18. Л.Улицкая, "Зеленый шатер". Признаюсь, я вообще большая поклонница Улицкой. И "Зеленый шатер" - книга замечательная, тяжелая, атмосферная, живая и больная. У прозы Улицкой есть одна особенность, которую я очень люблю: она как будто сминает время своей сокрушительной поступью. Бытовая мелочь у Улицкой важнее эпохи, и ты разглядываешь какие-то безделушки, следишь за детскими влюбленностями, хоронишь каких-то родственников, а вот уже университет пролетел, а за этим и не заметил, что историческое время и пространство стало уже совсем другим, вот кого-то забрали за самиздатские книжки, а вот уже почти совсем перестройка, и все это летит перед читательским внутренним взором, и успевай только, как в жизни, припомнить - кто этот человек, о котором упомянули? - ах да, тот самый, про которого рассказывали еще дедовы друзья, с ним давным-давно случилась забавная вещь...

19. Т. Янссон "Летняя книга", "Честный обман". Перечитывала впервые со школьных времен и осознала, что тогда ничего толком не поняла. "Летняя книга" очень яркая и сочная, очень тувеянссоновская, разве что без муми-троллей, какая-то очень мудрая и добрая, и очень неспешная, и красивая, и по-настоящему летняя. А "Честный обман" поражает меня не только отличным сюжетом, но и совершенно невероятной кинематографичностью.

20. И самый внезапный пункт. Да, на 25-м году жизни я сподобилась прочитать все семь книжек про Гарри Поттера. Я не читала их до этого, точнее, читала, кажется, первые две, когда мне было лет 12-13, и они не произвели на меня особого впечатления. Но вот теперь я посмотрела все фильмы и прочитала все книжки и могу сказать, что они по-настоящему волшебные. И что тот, кто не хочет их читать, говоря, что не желает читать всякие сказки (как моя мама), очень много теряет. Это настоящий, до мелочей продуманный и прекрасно описанный мир. А еще здорово наблюдать, как от книжки к книжке растет мастерство Роулинг: усложняется сюжет, усложняется язык, растут описания, растет психологизм. В общем, очень здорово.

Ну, ждем следующего октября для новых итогов.
Previous post Next post
Up