(no subject)

Apr 11, 2015 08:08

Хочу написать о книге Александра Дудина "Ню"

Всегда интересно почитать как пишет худпрозу художник, встречается это нечасто. Но оказывается Александр Дудин пробовал писать ещё в отрочестве, о чём и рассказал в рассказе "Как я не стал писателем".
Чтобы не отвлекаться от текста скажу сначала,что книга издана шикарно: небольшой формат, твёрдый переплёт, глянцевые страницы, прекрасная вёрстка и много-много ню-набросков -- прозрачных, обескураживающе-упоительно-успокаивающих. Об этом же автор пишет в первом рассказе "Вдохновение". Переходя от рассказа к рассказу мы наблюдаем взросление героя. Всегда интересно, как видит мир художник. И конечно же проза Александра Ду (именно такой псевдоним взял Александр Дудин для книги) -- это необыкновенный мир художника-наблюдателя. Даже в самой реалистической истории проявляется мир не совсем привычный, мир, переломленный линзой блестящего рисовальщика. В рассказе "Первый поцелуй" мальчик готов всё сделать для своей девочки, но женская психика -- это же разрушающая всё и вся катастрофа, о чём мальчик пока не догадывается. В рассказе "Люськины глаза" герой, гуляя с девушкой по ВДНХ, ловит её взгляд и мучается: где он видел такие глаза, такое настроение. Но с воспоминанием приходит не удовлетворение и успокоение, а горечь. Вообще многие рассказы о женщинах, и нет привычного мужского картонно-схематичного цинизма, которым грешат иногда и маститые современные писатели. Александр Ду чувствует женщину. Эта черта, помноженная на жизненный опыт, переводит героинь рассказов на уровень типажа, а иногда и символа. В рассказе "От великого до смешного" забалованная дочь командира воен.части, не замечающая срочников, муза всего гарнизона, оказывается в неловком положении перед героем. Не подумайте ничего такого -- просто у девушки ломается каблук. Но эта в общем-то ерундовая неприятность хирургическим скальпелем оголяет чёрную душу "ангельского создания". Именно такой -- злой, отвратительной-- героиня будет, когда молодость и красота уйдут от неё, а в остатке останется -- развращённое давнишним успехом ничтожество. Вообще проза Александра Дудина всегда сюжетна, всегда это история. Иногда и мистическая, иррациональная, нереальная. В рассказе "Жизнь в доме №13" мы видим такую осовремененную графиню из "Пиковой дамы". Графиня и её дочь, вроде бы обычные соседи обычной "сталинки", не отпускают героев, они грозно напоминают о своём присутствии, пугая и истощая жизненные соки жертв, подпитываясь ими.
От прозы Александра Ду веет семидесятыми. Именно в такой стилистике написан самый длинный, самый традиционный рассказ сборника "Вася и его триппер" -- рассказ о спокойной молодости и бесплатной медицине (которая,между прочим, лечила!) -- такой рассказ "ретро", лучший рассказ сборника. Тут и студенческое общежитие, и подмосковная дача, и южный курорт, и спокойные врачи диспансеров, в которые попадает незадачливый герой. Рассказ уравновешан, закольцован, очень цельный и очень атмосферный -- такой ответ современной скачущей с пятого на десятое прозе "пост".
В 90-е года автор путешествовал по Индии, что и изобразил в самых, на мой взгляд, автобиографичных рассказах "Индийская мозаика". Здесь уже -- желание героя уйти от ненужной суеты цивилизации, очиститься и воспарить над бытовухой. В зарисовке "Художник из Ришикеша" герой встречает индийского художника. Два художника общаются практически без слов. Один -- создал себе мир, живёт на вилле, окружил себя красотой, а другой благодарен собеседнику за то, что тот не показывает свои работы. Герой боится, что впечатление от работ индийского коллеги может разрушить необыкновенное волшебство общения в атмосфере если не райского сада, то оазиса идеальной гармонии.
Через все рассказы проходит взгляд на мир как на чудо, на волшебство, как на релаксирующее ню-наваждение и спокойствие.
Книга выпущена издательством "Стерх" в 2014году.

рецензии, Александр Дудин, отзывы, живопись

Previous post Next post
Up