(no subject)

Mar 03, 2015 10:25

Прошёл второй день фестиваля "Маленькая премьера". Пять читок и пять обсуждений прошли вчера в Театре "А-Я" в режиме нон-стоп

Я не посмотрела последнюю читку. К сожалению, не смогла. Расскажу вкратце о том, что видела.

Режиссёр Виктория Печерникова показала почти спектакль "Зубная фея по имени Мотя" по пьесе Елены Кисельковой. Традиционные герои -- гномы и эльфы -- как две типичные среды современного общества -- сначала ссорятся, а потом объединяют свои силы и противостоят Дракону. Дракон исправляется. Много было высказано разных мнений о спектакле. Актёры -- прекрасны, костюмы -- супер,режиссёр -- замечательная, к ней претензий не было . А к пьесе, понятное дело, были. Какой по счёту Дракон, какие по счёту гномы и эльфы? Но надо сказать, что гномы говорили иногда современным языком, гномы были совершенно узнаваемы. Эльфы же проповедовали ценности офисного планктона -- так мне показалось, что в общем-то занятно. По всей видимости, детям понравится спектакль. И об этом много говорили люди, которые работают в театре. Например, Алёна Чубарова. Высказались в защиту пьесы и педагоги. Лев Яковлев был против пьесы. В споре конечно же схлестнулись две эстетики.
Честно, я тоже не люблю ни гномов, ни эльфов, ни три загадки напоследок. Но такие спектакли идут везде на "ура" и собирают кассу. И ситуацию переломить нереально, я так считаю, потому что ровно то же мы видим и во многих современных прозаических сказках. Но в пьесе безусловно хороший язык и легко считывается современные взаимоотношения даже ребёнком.

Валерия Приходченко показала эскиз -фантазию по пьесе Марии Зелинской "У(точка)".
-- Мы не можем вместить всю пьесу в показ. Мы ограничимся эскизом в полчаса. Многие персонажи не вошли в наш показ, -- сказала Валерия, извиняясь перед автором. -- Мы только обозначим основную линию сюжета.
Стая уток при перелёте останавливается на пруду на отдых. Девочка приходит с бабушкой кормить уток. Утёнок и девочка знакомятся и начинают дружить. (Прекрасно это сыграно в показе Валерии). Стая задерживается на пруду, в ней происходят разные конфликты, даже смерть, сменяется вожак --всё это из-за знакомства утёнка с девочкой. В общем-то тут показана ситуация, когда из-за ребёнка близким взрослым и просто окружающим приходиться перекраивать, менять свою жизнь, мне так показалось. Очень много было дискуссий, обсуждений. Лев Яковлев пьесу и драматурга хвалил.

Хочется сказать о показе Валерии Приходченко. Показы Валерии по современным детским пьесам-- всегда романтичны, нет дурновкусия и сюсюкания, что конечно очень мне нравится. Это честный разговор с ребёнком на жизненные темы предательства и дружбы, взаимовыручки и приспособленчества. Я так понимаю, Валерия имеет чёткий взгляд на современную детскую пьесу и я верю, что рано или поздно ситуация переломится в пользу таких показов и пьес.

Дальше режиссёр Антон Бебин представил театрализованную читку пьесы Ксении Жуковой "Котлеты с зелёным горошком". Главный герой, мальчик, был с саксофоном и играл на нём, иллюстрируя настроение героев и показа в целом! Соседка тётя Нюся одинока, но прекрасно жарит котлеты, сосед дядя Гена одинок, питается консервированным горошком, накалывая его на вилку. Тётя Нюся скучает и мучает своими визитами семью мальчика, родители мальчика ссорятся. Дядя Гена тоже скучает, но в своей квартире, никуда не ходит, ничего не знает, даже не может предположить, что такая прекрасная тётя Нюся может быть не замужем. Мальчик решает познакомить одиноких соседей и тем самым спасти своих родителей от надоедливой соседки. Тоже долго обсуждали пьесу, говорили о стиле "ретро", доброжелательно указывали драматургу на недоработки. В общем-то интересный показ и интересная пьеса. Я думаю, что если родитель приведёт ребёнка на такой спектакль, то все будут довольны.

Это были пьесы для детей 5+ и 10+ А дальше начались показы пьес для подростков.
Полностью была прочитана пьеса Марины Мелексетян "Помехи связи". Режиссёр Александра Протасова сделала театральный показ, была введена даже большая кукла, которая показывала ненастоящего глянцевого героя, мальчика 12-ти лет. Таким он представлялся бабушке. А бабушка общается с семьёй дочери по скайпу, она жалуется на своё здоровье и при этом воспитывает и деятельно, как ей кажется, принимает участие в воспитании и 33-летней дочери и её сына. А бабушке всё врут, потому что бабушка -- бывший педагог, проработала 40 лет в школе и говорит , что человек должен жить по принципу "а сегодня, что для завтра сделал ты" ))) Хочется отметить актрису, которая играла 12-летнего мальчика. Абсолютно современный получился мальчик, типичный такой: сидит во вконтакте, говорит междометиями, поёт рэп и не заморачивается из-за разной фигни.
На обсуждении говорили, что мама перетащила на себя внимание в пьесе. Что главным героем получилась бабушка. Я же считаю, что мальчик -- главный, пусть у него даже не так много слов. Мне очень понравилась сцена, когда мальчик пришёл к своему отцу, который давно развёлся с матерью и живёт один, точнее со своим компьютером. У 12-летнего героя происходит -- перелом. Он вдруг понимает, что надоедливая мама и навязчивая бабушка -- в сто раз лучше безразличного отца. Это открытие -- серьёзное открытие для героя. Оно к сожалению очень типично в наши дни. Серьёзная пьеса для подростков -- помехи связи -- как желание не пускать в свой личный мир семьи, как желание выстроить другую реальность для людей, которые тебя не понимают. В пьесе -- счастливый конец, есть смешные моменты.
На обсуждении пьесу хвалил режиссёр Андрей Покатилов за интересные повороты, смешные реплики. Но начали говорить о том, что пьеса О подростках, а не ДЛЯ подростков. Алёна Чубарова считала пьесу подростковой, другие же нет. Думаю, здесь опять столкнулись разные понимания и театра и того, каким должен быть спектакль для подростков, а спектакль должен быть разным. Я всегда за психологизм и настоящие проблемы на сцене. Я была со своей 14-летней дочерью. Дочь сказала мне : "Конечно же это для подростков". А вот взрослые на обсуждении были против. Я вспоминаю "Премьеру" 2008 года, когда на пьесу, где исходным событием было то, что у старшеклассницы произошёл выкидыш, привели человек десять подростков. Тогда тоже многие говорили, что это пьеса О подростках, а не ДЛЯ (сами подростки высказались, что это именно ДЛЯ них). А автор даже переписал пьесу. Но там всё равно как был жесткач, так и остался. Тогда это было в тренде. Ещё и в 2011 году я видела жёсткие показы на "Премьере", и тогда на обсуждении тоже сказали, что пьеса ПРО подростков. Но та пьеса была жёсткая, со смертями.
Сейчас с этими цензурами, нулями плюс и родительскими комитетами начался крен в другую сторону. Зачастую в очень робком намёке на что-то такое сразу ставят маркировку 16+ Может и правильно я не знаю. Я же вспоминаю круглый стол несколько лет назад на канале Культура. Когда режиссёра Владимира Абдрашитова спросили взрослый или подростковый фильм его "Плюмбум", режиссёр ответил: "Не знаю. Но просмотрело фильм огромное количество людей".
Я думаю, что в произведении должно на первое место выходить художественная ценность, а потом уже всё остальное. Если сильная проза и сильная пьеса -- а сильная вещь всегда будет полемичной и острой -- надо ставить и надо печатать. Но за это, тем более сейчас, по голове не погладят.

Маленькая премьера на этом не закончилась. В апреле состоятся показы пьес по мотивам и инсценировок.
Я очень благодарна Светлане Кочериной, жюри конкурса за фестиваль. Я верю, что фестиваль и конкурс "Маленькая Премьера" продолжится и будет поддержан. Ребёнку и подростку нужна современная пьеса.

Светлана Кочерина, подростковый нигилизм, детская драматургия, Маленькая Премьера

Previous post Next post
Up