На вечере в Доме Кино я посмотрела фильм Галины Евтушенко "Дальше, дальше, дальше..." о Михаиле Шатрове. И фильм такой трагический, и как-то я вдруг поняла, что я ж ничего не знаю о Шатрове и решила восполнить пробел.
Когда он гремел мне было лет 16 наверное. Я конечно слушала по первой программе радио передачи о театре, где какой-то великий критик с придыханием рассказывал о пьесе "Брестский мир" (а может она и не так называется). Помню, что тематика вся эта Ленин и т.д. меня не трогала абсолютно, отталкивала даже, но вот конфликт -- во что бы-то ни стало добиться мира меня как-то тронул, я не выключила радио и дослушала передачу до конца. Я часто ходила мимо МХАТА в конце 80-х, мимо афиш с пьесой Шатрова о Ленине -- мне было параллельно. Родители мои ни разу не ходили на пьесы Шатрова -- было наверное сложно билеты достать, я не знаю.Помню ещё приезжала наша знакомая, наша родственница, году так в 86-м, и всё твердила: "Шатров. Шатров". И по-моему ходила на спектакль. А потом эта же знакомая в 90-х приезжала, и всё твердила:"Рерихи, Рерихи" и стояла в огромной очереди в Манеж.
В Лите на теории драмы лектор упомянула о Шатрове как-то скривившись и вскользь.
И я вдруг думаю: надо узнать что ли о Шатрове побольше. И полезла в интернет.
Оказалось. Начинал он как драматург,пишущий о проблемах молодёжи. Самый гад в его первой пьесе -- комсорг. Оказалось, что есть у Шатрова такая пьеса что-то "Красные кони на синей траве" или что-то наподобие. Мне это сразу напомнило одно современное название. Думаю: надо найти пьесу почитать. Не фига! Ни одной пьесы нет в сети! Я как-то так напряглась: думаю -- в чём дело-то? И прокопалась в интернете дня два. Узнала много интересного. Шатров оказывается вёл семинары в СП, хвалил молодых драматургов. Жаль конечно, что Шатров умер в 2010 году, о чём я тоже не знала.
И я вот что поняла. Как-то сложилось у меня такое впечатление, что о Шатрове стесняются теперь говорить. И, чтобы почитать пьесу драматурга, которого больше всего ставили в СССР, теперь, мне надо идти в театральную библиотеку.
Касаемо вот этой проблематики "коммуниста с человеческим лицом" и образа Ленина. Я вообще не очень понимаю, когда на сцену выводится известная личность. Будь то Пушкин, Лермонтов или Ленин. Сразу получается, что это коммерчески выгодно или в случае с Лениным в СССР ещё и коньюктурно. Зритель на пьесу про Пушкина пойдёт более охотно, чем на пьесу про Васю Пупкина. Но по всей видимости драматург или литератор так видит. Видит известную личность в пьесе, ну как Тынянов видел декабристов. Я читала где-то, что Тынянов уверял, что он видит ту эпоху.
Конечно вся эта лениниана в СССР приносила большие барыши литераторам. Все эти рабочие и крестьяне прошли мимо меня в детстве, я про это не читала. Но, блин, почему пьес-то Шатрова в сети нет? И нашла только всего несколько интервью -- одно с гримёром МХАТа, другое с актрисой, звездой совр. сериалов, которая в молодости играла в пьесе Шатрова и не постеснялась об этом рассказать.
И вот что ещё нашла в интервью Шатрова 2007 кажется года себе в утешение. Завет так сказать Шатрова:
-- Сейчас весь театр ниже пояса, а кто напишет пьесу про то как Ельцин развалил страну?!
И пусть я прочитала, что Шатров был важный и высокомерный -- на смену ему пришли ещё более важные и более высокомерные, со своей не менее жёсткой цензурой, агрессивным неприятием не то что политики в драме, а идеологии несогласия с новым курсом, и пусть до сих пор замалчиваются и искажаются события 90-х, но всё равно мне хочется прокричать духу Шатрова:
-- Я! Я написала пьесы о том как Ельцин развалил страну!