За неэффективность издателей расплачиваются авторы

Mar 29, 2012 10:47



Позвонили из знакомого издательства (и до него дошла «электронная лихорадка», которая постепенно охватывает бумажные издательства). Спросили как насчет посотрудничать по моим ранее выходившим книгам. Я, конечно, только «за» - чем больше партнеров тебя продает, тем больше ты книг продаешь в целом. Но…

Но прочитал я договор и немало удивился. Мне предлагали 25% роялти. Сказал:

- Не согласен я.

Представитель издательства очень удивились:

- Мы всем авторам 25% даем. Это же стандартная ставка.

Я возразил:



- Почему это стандартная? У меня другие договора и на 30% и на выше есть. Не устраивает меня 25%.

Аргументация менеджера была предсказуема:

- А мы на можем вам выплачивать больше 25%, это нерентабельно. У нас же столько затрат. Мы себе не можем позволить платить больше на новом рынке.

Только представьте себе добывающую компанию. Она нанимает шахтеров и говорит им:

- Вы работайте, но платить Вам будем полцены. Потому что шахта новая, и прибыли пока не дает.

То есть в инвестиционных проектах автор должен работать за минимум. Но когда издательство начнет получат прибыль, она что поделится с автором, компенсирует его «затянутый» пояс?

Почему-то Амазон может выплачивать 70% роялти, а наши издательства не могут. Конечно, у Амазона нет расходов на редактуру, на корректуру, на перевод в E-Pub. Но выплачивать большое роялти позволяет также и экономия на издержках. На Амазоне все автоматизировано. Там не держат кучу ненужных сотрудников и не платят зарплату тому, кто ее не заслуживает.

А данная ситуация как раз очень похожа на ситуацию с Амазоном. Издательство-то собирается продавать уже готовые книги - и с редакторской, и с корректорской работой, и уже хорошо знакомые целевой аудитории.

Так что фраза менеджера про рентабельность меня изрядно повеселила. Так как я по работе тесно связан с отечественным издательским миром, то прекрасно знаю уровень маркетинга и менеджмента в нем. И я спросил:

- Если вы не можете работать так как Амазон, если ваше предприятие работает низкоэффективно, то почему Вы свои издержки гасите за счет авторов?

Менеджер был весьма удивлен. Ведь это же так естественно в ситуации, когда нужно как-то минимизировать расходы, думать не о том, как сократить управленческие, технологические расходы, а том, что можно урезать роялти автора и дело в шляпе.

Это самый простой способ. Наши издательства просто развращены авторским бесправием. Сегодня они за бумажные книги выплачивают чаще всего 10% от издательской цены, а не от конечной как во всем мире. И льют при этом крокодильи слезы, мол, жалко вас - авторы, но в таком положении дел распространители виноваты. Но что мешает в таком случае платить не 10% от издательской цены, а скажем 25%? Жадность или неумение сводить концы с концами?

Эта порочная практика обворовывания бумажных авторов сложилась в лихих 90-х и ее, к сожалению, в ближайшем будущем вряд ли удастся изменить. Но авторам грозит новая опасность. Как я написал выше, издательства, наконец, проснулись и пошли на электронный рынок. И теперь между издателями складываются новые «электронные» отношения.

Издательства идут по проторенному пути - взять у автора как можно больше. Но от последнего зависит отдать или не отдать существенную часть своего заработка.

К сожалению, из разговора с менеджером издательства я понял, что авторы, массово подписывая договора на свои электронные книги, безропотно соглашаются на 25%. А могли бы потороговаться. Потом будет поздно. Наши издатели, как мы видим уже говорят и будут говорить дальше:

- Мы не можем дать больше 25%. Это же стандартная практика.

Стандартная, увы, с согласия самих авторов.

P.S. Да, в этом издательском договоре было еще одно замечательное предложение «При этом для целей расчета вознаграждения Правообладателя сумма, полученная от покупателей, уменьшается на вознаграждение (комиссию), выплаченную посредникам.»

И даже эти свои деловые издержки издатели опять же хотят переложить на автора: «Не обеднеет, снесет, а у нас - рентабельность…»

электронные книги

Previous post Next post
Up