Уважаемые коллеги, авторы, редакторы и издатели.
Предлагаю обсудить авторский договор с точки зрения взаимодействия интересов автора и издателя. Выбрал несколько принципиальных вопросов в авторском договоре и высказываю свое мнение. Подчеркну сразу - я не юрист, не издатель, и не автор.
А как Вы думаете или знаете?
1) Права использования. Автор передает издательству все исключительные права на издания.
Стоит ли в нынешних условиях передавать автору права на произведение в электронном виде. Издательство, все равно, много на этом не заработает. А автор может легко продавать свое произведение в электронном виде интернет-магазинах.
2) Право перевода Произведения на любые языки и право использования произведения за рубежом.
В большинстве случаев никаких перспектив заграницей российские переведенные произведения не имеют. Так стоит ли вписывать в договор передачу прав перевода? От этих прав в 99% нет никакого смысла? Лучше заключить отдельный договор или дополнительное соглашение в случае появления перспектив.
3) Срок действия договора.
В большинстве случаев указывается 5 лет. Издательству выгоден такой большой срок, потому что в случае востребованности произведения, переиздания можно печатать на условиях первоначальных и платить автору минимальные гонорары (7%-10%). А автору выгоднее минимальный срок 1 год, для того чтобы в случае удачи уже на второй год получить более выгодные условия.
А как на практике, кто что подписывает?
4) Переиздание
Преимущественное право издательства на переиздание действует только в период действия договора, или оно действует неопределенное время и после окончания договора. Видел, что в договорах, что эти временные факторы не оговариваются.
5) Обязанности автора
Обязательства автора заключаются в создании или предоставлении произведения к определенному сроку, а также гарантированию, что это произведение создано самостоятельно, в нем нет плагиата и автор владеет правами на передачу исключительных прав издательству.
А вопрос такой. Какую ответственность должен нести автор за обеспечение этих трех условий. В договорах издатели часто прописывают, что в случае возникновения финансовых обязательств со стороны издательства по решению суда за нарушения авторских прав (например, плагиат) все должен выплатить автор.
Казалось бы, все правильно - ты украл, значит должен понести указаний. Но дело в том, что для того чтобы, к примеру, привести цитату автор должен не только привести источник цитаты и «заручиться письменным разрешением на использование».
Вопрос: в договоре должно быть прописано, что автор полностью покрывает убытки издательства по судебным решениям, или финансовая ответственность не должна превышать гонорара.
6) В договорах издательства прописывают, что они самостоятельно (без согласования с автором) определяют «художественное оформление, переплет/обложка, формат, качество бумаги, способ печати, продажи, рекламы, цены».
Понятно, что издательство хочет самостоятельно в соответствии с собственными представлениями о рынке хочет изготовить тираж. Но автору, хочется согласовать, как в итоге должно выглядеть произведение.
Поэтому, видимо, без согласования лучше издательству передавать только « способ печати, продажи, рекламы, цены».
7) Авторское вознаграждение.
Здесь два момента: размер и порядок выплаты. Размер вознаграждения не один раз уже обсуждался: для новых авторов 7%-10% от оптовой цены издательства в художественной литературе, для востребованных авторов до 15%-20%. Для нон-фикшна и бизнес-литературы не знаю.
Не один раз уже упоминалось, что издательства добавляют в текст договора фразу «за минусом 25%-45% от оптовой цены», подразумевая, что на оптовую цену предоставляется скидка покупателям. Думаю, это как раз тот случай, когда пора кричать: «Караул, грабят средь бела дня».J Итак, МТА получает 7% (20-30 тыс. рублей), так еще и скидку вычитают 25%-45%.
Но не менее важным вопросом является порядок выплаты. Издательства хотят выплачивать по мере продажи тиража и поступления денег на счет и один раз в квартал. Это означает, что автор получит свои средства в неопределенный срок и не известно получит ли.
Видимо, стоит прописывать это условие в договоре «выплаты по изданию тиража», и прописывать ответственность издания в случае не выполнения условий выплаты гонорара - штрафы или разрыв договора.
8) Авторские экземпляры.
В договорах написано «издательство передает бесплатно автору» столько экземпляров. Сколько? Поделить мнением у кого сколько.
И самое главное, что значит «передает»? Если автор из Владивостока ему в Москву ехать за своими экземплярами? Может лучше прописать обязательство издательства отправить почтой авторские экземпляры?