Украина получила Евроассоциацию

Apr 25, 2016 12:19



Выступая на пресс-конференции в Киеве, еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан Хан сообщил: «27 членов ЕС уже ратифицировали соглашение об ассоциации с Украиной. Нидерланды предварительно ратифицировали. Поэтому мы можем сказать, что соглашение предварительно вступило в действие».

Несколькими днями ранее, игнорируя результаты консультативного референдума, на котором 61% избирателей проголосовали против соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, а также немсмотря на то, что премьер-министр страны Марк Рютте настаивал на пересмотре соглашения по ассоциации ЕС с Украиной, парламент Голландии отклонил предложение по отмене ратификации и внесению каких-либо изменений в текст документа.

Комментирует ситуацию Алексей Анпилогов:

Вопрос с так называемой Евроассоциацией был одним из краеугольных камней в процессе Майдана. Президент Янукович достаточно долго и продуктивно маневрировал во внешнеполитическом плане, то говоря о том, что подписывает Евроассоциацию, то отказываясь от подписания, что и стало одной из формальных причин Майдана. Хотя, конечно, глубинные причины были гораздо более прозаичны. Сам по себе текст Евроассоциации на Украине практически никто не читал и не воспринимал как документ, обязывающий, в первую очередь, Украину. Его восприятие сводилось к достаточно глупым, недальновидным, пропагандистским штампам, по которым Соглашение об Ассоциации чуть ли не принимает Украину в качестве полноправного члена в Евросоюз. Однако это совсем не так.

Достаточно вспомнить, что многие страны существуют в режиме Евроассоциации на протяжении десятилетий, при этом отнюдь не приближаясь к вступлению в Евросоюз, а скорее наоборот. Для Евросоюза это достаточно выгодная модель, когда страна под мифические обещания открытия рынков, неограниченного доступа рабочей силы, обмена технологиями и инвестициями, приводит свою внутреннюю экономику в убогое состояние, фактически неоколониальную зависимость от корневых структур ЕС, как экономических, так и политических. Именно по этому пути и пошла Украина, когда практически не глядя, не обсуждая, не пытаясь выговорить для себя преференции, подписала Соглашение об Евроассоциации, в котором - на секундочку! - более девятисот страниц убористого текста. Экономические, политические, общественные, культурные аспекты по Соглашению приводятся к стандартам ЕС, которые во многом противоречат законам Украины, противоречат украинскому культурному коду, противоречат технологической сфере. И все эти достаточно жёсткие для Украины положения прописаны максимально детально. В то время как различные преференции Украины, украинской экономики, украинских граждан увязаны с массой последующих, не прописанных в определённые сроки, решений властей ЕС с различными юридическими заковырками и пр. Что мы и наблюдали даже в процессе ратификации этого Евросоглашения. Всё оказалось совсем не так безоблачно-прямолинейно, как это представлялось.

А когда Украина попробует применить положения этой Евроасооциации, то столкнётся с серьёзным противодействием, если эти положения будут нарушать интересы тех или иных европейских стран. И это уже можно сейчас видеть на примере украинской сельскохозяйственной продукции, которая, несмотря на продекларированный свободный доступ на рынки ЕС, по-прежнему подвергается квотированию, лицензированию и другим мерам ограничения. При этом, поскольку Украина подписала все процедуры ЕС в качестве обязательных для себя, то попытки апеллировать, допустим, к жёстким, но защищающим обе стороны равноправовым положениям ВТО - не пройдут. Во взаимоотношениях с ЕС Киев вынужден пользоваться именно положениями Евроассоциации.

Именно в этом и состоит опасность для России, поскольку Украина достаточно тесно интегрируется в ЕС, в первую очередь, в экономическом плане. Более того она становится серой зоной, через которую может осуществляться транзит европейских товаров минимально прошедших какое-то дополнительное изменение в рамках Украины, то есть переупаковку, косметическую доделку и так далее, и тому подобное. То есть в данной ситуации никто не запрещает получить некий конечный продукт на Украине из полностью европейского сырья и отправить его на продажу в РФ, пользуясь беспошлинным режимом. Именно поэтому Россия заняла достаточно взвешенную позицию, по которой любые движения Украины в сторону ЕС будут находить своё отражение в ужесточении правил в зонах свободной торговли между странам СНГ. Украина успешно пользовалась этими преференциями, но теперь может их обоснованно потерять, «благодаря» своей непоследовательной политической позиции.

Так что глобальной пользы Евроассоциация Украине не принесёт, поскольку европейские рынки плотно поделены между существующими игроками, как внешними, так и, что очень важно, внутренними. Украину там не ждут. А вот воспользоваться украинским рынком, воспользоваться Украиной для торгового проникновения в Россию, ЕС, безусловно, готов, как любой экономический игрок, применяющий любые ходы для получения прибыли. Тем более, в этом случае они являются легальными.

По поводу референдума в Нидерландах и решения голландских властей. Европейская демократия - это старая, облупившаяся и прошедшая несколько раз покраску витрина, в ней совершенно не осталось первоначального смысла. В настоящий момент ЕС управляется мощной и самодостаточной прослойкой брюссельской экономической и политической бюрократии. Когда мы говорим, что Брюссель принял то или иное решение, речь идёт о решениях Еврокомиссии. Дистанцировавшись, например, от вопросов безопасности, политического устройства, Еврокомиссия осуществляет последовательную и очень жёсткую политику экономической власти. Экономика в ЕС часто рулит политикой. И демократия, как некий механизм публичной политики, оказывается в таких же заложниках бюрократии и экономических интересов, как это произошло с национальными государствами ЕС.

Достаточно посмотреть на проблему беженцев. С одной стороны, они позволяют решать экономические проблемы ЕС: стареющее население, потеря некоторых ключевых квалификаций коренными жителями ЕС, которых, как ни странно, замещают мигранты. С другой, все попытки политического воздействия на проблему упираются в то, что политический суверенитет практически всех стран за последние двадцать лет нахождения в ЕС во многом утрачен. Голландцы потешили своё самолюбие, показав, что являются достаточно сплочённым гражданским обществом. Но ожидать чего-то большего от референдума было наивно.

http://zavtra.ru/content/view/ukro/

Украина, кризис на Украине

Previous post Next post
Up