Александр Проханов: Сталин не нуждается в монументах, он скорость света

Dec 24, 2015 15:09



С. КОРОЛЁВ: Понедельник, и как всегда в студии Александр Проханов. Здравствуйте.

А. ПРОХАНОВ: Добрый вечер.

С. КОРОЛЁВ: Александр Андреевич, мы в прошлом часе подводили первый итог года, у нас их будет много на РСН, но мы начинаем со слова года, сегодня целый день его выбирали. Вы слышали? Ваши варианты слова года 2015?

А. ПРОХАНОВ: Они уникальные для меня: «Сталин скорость света».

С. КОРОЛЁВ: Под знаком этого слова прошёл 2015 год?

А. ПРОХАНОВ: Под знаком этого слова прошла история человечества.

С. КОРОЛЁВ: Мне кажется, Вы сейчас ответили так на вопрос, потому что сегодня его день рождения, коммунисты решили создать Сталин-центр или Вы осмысленно считаете, что весь 2015 год под знаком Сталина прошёл?

А. ПРОХАНОВ: Весь год прошёл под знаком кризиса, падения экономики.

С. КОРОЛЁВ: «Хрупкое дно» - пожалуйста, есть слово.

А. ПРОХАНОВ: Противоположностью всех этих ужасных событий, связанных с нашей действительностью, этим кошмаром, является краткое мощное энергичное слово - «Сталин». Будь Сталин, ничего этого не было бы. Сталинизм, Сталин, сталь, огненное слово, слово Победы, слово преодоления краха, слово возрождения великого государства, возвращения нас на Ближний Восток, Украину, наши поруганные, отброшенные республики - всё это Сталин.

С. КОРОЛЁВ: Но ведь в обществе отношение сложное. У нас десталинизация официально проходит.

А. ПРОХАНОВ: У нас импортозамещение и десталинизация. Десталинизация первая прошла у нас в 1956 году, её провёл Хрущёв, по существу - выбросил Сталина из Мавзолея. Вторая чудовищная десталинизация прошла во время перестройки. Третья, ещё более страшная, прошла в 90-е годы, четвёртая - совсем недавно. Телевидение наполнено антисталинскими фильмами, а Сталин всё равно есть, жив; сегодня до 5 тысяч его поклонников прошли вдоль Кремлёвской стены. Загадка, которую я пытаюсь разгадать, не тривиальная.

С. КОРОЛЁВ: Кто сегодня боится Сталина?

А. ПРОХАНОВ: Сталина боится коллективный Троцкий.

С. КОРОЛЁВ: Кто такой коллективный Троцкий сегодня?

А. ПРОХАНОВ: Все те силы, которые боятся мощного имперского централистского, русского интернационального государства, те силы, которые врываются сюда под видом «красных энергий», а на самом деле являются мощнейшим империалистическим интернационалом.

С. КОРОЛЁВ: Валерий Рашкин и Сергей Обухов считают, что проект «Сталин центра» достоин не меньшего финансирования, чем строительство центра Бориса Ельцина, ставят их в один ряд и сравнивают.

А. ПРОХАНОВ: Это меня немного раздражает. Если бы это предложение последовало три месяца назад, до открытия «Ельцин центра», я бы его приветствовал, а Сталин возникает как тень Ельцина. Сталин не нуждается ни в каких монументах, мемориалах, конференциях и поминовениях, потому что Сталина убивали, уничтожали, выбрасывали.

С. КОРОЛЁВ: Он сам убивал и уничтожал.

А. ПРОХАНОВ: Да, для того, чтобы в 1945 году водрузить алое знамя Победы над рейхстагом. Мы с Вами сейчас ведём передачу на русском языке, а станция называется «Русская служба новостей» - вот что сделал Сталин в итоге. Сталин лишь отчасти человек. Если бы он был человеком в полной мере, его бы давно затопили, забили, опоганили, осквернили, а он выходит как светоносный сгусток энергии. Я вывел для себя мысль, что Сталин не нуждается в монументах, он скорость света. Он описывается знаменитой формулой Планка: e равняется mc2, где с является Сталин, e - человечество, а m - русский народ.

С. КОРОЛЁВ: Сегодня день рождения Сталина, это ваш праздник (Александр Андреевич кивает, он ответит именно так на этот вопрос), это ваш день, или «нет, что вы, чур меня, много плохого, репрессии, убийства, террор»? Запускаем голосование.

А. ПРОХАНОВ: Это шарнир, вокруг которого вращается всё сегодняшнее человечество. По отношению к Сталину можно судить о глубинном направлении личности: государственник он или нет, готов ли он жертвовать собой во имя российского государства или готов рассматривать страну как добычу и рвать её на куски. Сталин - камертон, мощнейший тест.

С. КОРОЛЁВ: Между кем Вы бы поставили знак равно со Сталиным?

А. ПРОХАНОВ: Я боюсь показаться человеком кощунственным, сделаю очень рискованное сравнение, оно относительное, но я бы его сравнил с Христом. Христос, зайдя на крест, искупил греховности человечества, и спас его от тьмы, которая надвигалась на него, готова была его поглотить. Господу невозможно было не принести эту страшную жертву воздействия на крест своего собственного сына, и человечество было спасено от тьмы. Сталинская победа сделала то же самое: спасла человечество от тьмы, от той страшной тьмы, которая готова была перекодировать его раз и навсегда, перечеркнуть Господа Бога.

С. КОРОЛЁВ: Сталинская победа или победа советского народа?

А. ПРОХАНОВ: В Ялте заседали трое: Рузвельт, Черчилль и советский народ.

С. КОРОЛЁВ: И Сталин.

А. ПРОХАНОВ: Сталин и есть советский народ. Более того, сталинская победа и сложила все наши народы в советский. Это была победа, преобразившая его - растерзанный народ, рассечённый на мучителей и мучеников, раскулаченных крестьян и тех, кто раскулачил, на интеллигенцию, которая ушла за границу, Деникинская армия оставалась здесь - пришла в красные ряды. До войны мы были ещё терзаемы страшным эхом гражданской розни, после 1945 года мы вышли из Победы окровавленные, в дыму, в разорванные плащ-палатках - вышли единым народом.

С. КОРОЛЁВ: А сегодня?

А. ПРОХАНОВ: А сегодня мы опять распались.

С. КОРОЛЁВ: Нет единого русского народа?

А. ПРОХАНОВ: Нет единого российского народа.

С. КОРОЛЁВ: Как правильно нас сегодня называть? Вы говорите, что Победа как раз и сковала советский народ.

А. ПРОХАНОВ: Преобразила. Пролитая кровь, мученичество, жертвенность и победа - а нынче мы ожидаем всё это.

С. КОРОЛЁВ: Мы ожидаем войны?

А. ПРОХАНОВ: Мы ожидаем преображения любой ценой. Если вас спросят, хотите ли вы спасти жизни жертв ленинградской блокады и пустить немцев в город или будете защищаться до последнего ленинградца? Так вопрос и сегодня стоит, мы стоим на пороге истребления. Какую цену мы готовы заплатить за сбережение нашего государства?

С. КОРОЛЁВ: 92% аудитории признались, что день рождения Сталина для них сегодня - праздник.

А. ПРОХАНОВ: Я поздравляю РСН, это станция плюралистическая, не выявленная, во многом таинственная - и вдруг сквозь РСН проступил огненный сталинский цвет.

С. КОРОЛЁВ: Сообщение Александра: «Сталин был создателем и вождём советского народа, а кем для вас является Путин: лидером российского государства или лидером российского народа, что по факту не одно и то же?».

А. ПРОХАНОВ: Для меня Путин является таинственной силой, таинственным человеком, который, как и Сталин, возник в абсолютно непредсказуемых условиях. Сталин не должен был возникнуть: кругом были бухарины, троцкие, зиновьевы, витали антирусские, русофобские энергии и силы.

С. КОРОЛЁВ: Ветер перемен - песня была такая у группы Scorpions.

А. ПРОХАНОВ: Сталин возник как тайна, и он не был предсказуемым, затерялся среди них как меньший, слабейший, плохо говорящий по-русски. И вдруг из Сталина возникло гигантское громадное красное государство, покрывшее в красный цвет всю планету. Путин тоже возник из ничего, из слабо-мерцающей точки. Его вырезали из ельцинского сюртука, он был плоским и, по существу, был не более чем продуктом Ельцина. И вдруг эта плоскость стала приобретать объём, вдруг он расшвырял тех, кто его поставил у власти, вдруг он из ничего и из никого превратился в созидателя, возрождающего наше государство - это огромная его заслуга. В последнее время, когда я думаю, как он возрождал государство, мне приходит одна странная мысль: не он его возрождал, а государство российское вселилось в него и формирует его как личность, Путин постоянно меняется, мы видим, как он меняет речь, обличия.

С. КОРОЛЁВ: Путин 2015?

А. ПРОХАНОВ: Путин 2015 - очень нервный, резкий, тревожный, который постоянно ведёт сражение, борьбу, отчасти, с самим собой. Одна из главных задач России в условиях вызовов, борьбы, бомбардировок - провести модернизацию. Мы не можем жить в условиях падения, угнетения - страшного кризиса. А чтобы сломать этот вектор, надо сбросить гайдаровский экономический курс, разогнать сидящих в правительстве экономистов, которые устраивают нам дефолты, постоянные кризисы, которые не смогли нашу экономику из нефтяной превратить в полиэкономику.

С. КОРОЛЁВ: Вы сейчас говорите вещи, противоположные тем, о которых говорил президент на пресс-конференции на прошлой неделе. Он поддержал экономический курс, похвалил правительство, сказал спасибо Набиуллиной и Центробанку.

А. ПРОХАНОВ: Путин борется с самим собой. Эти задачи на пороге, если мы их не осуществим, то погибнем. Путин их не осуществляет, он медлит, я не понимаю, почему он это делает, он чего-то боится, к чему-то присматривается.

С. КОРОЛЁВ: Была пресс-конференция, фильм Соловьёва и интервью «Первому каналу» - сразу несколько публичных заявлений, действ, в которых участвовал президент. Зачем?

А. ПРОХАНОВ: Повторяю: это мощнейшая информационная волевая атака на общественное сознание. После Крыма, когда мы возликовали, когда мы молились на русское чудо, солнце, сегодня это солнце потускнело, оно в дымке, вокруг него - смог. Общественное сознание мучается, корчится, народ недоволен, ропщет, дальнобойщики протестуют, врачи. Путинское стремительное троекратное вторжение в общественное сознание - результат этой тревоги, которую он хотел погасить, ворваться и показать, что пройдём, прорвёмся. Кому-то это показалось восхитительным, многие остались недовольны, что поделаешь - такое русское историческое время. Сегодня Россия вошла в сверхплотные слои русского исторического времени, которое жжёт вокруг сегодняшней России, это плазма. Я убеждён, что мы пролетим сквозь это плотное время.

С. КОРОЛЁВ: Тревожные сообщения поступают из Донбасса: Кремль обвинил Киев в невыполнении Минских договорённостей, в ДНР сообщили о подготовке наступления украинскими батальонами. Чего там ожидать?

А. ПРОХАНОВ: В этом есть своя логика. Сирия - это один конфликт, Донбасс - замороженный конфликт, который должен быть разморожен, мы должны получить вторую войну. Третий конфликт - ОДКБ собиралось, в Средней Азии должны вспыхнуть конфликты, возможно, на Кавказе. Россия ведёт сложнейшую геополитическую войну, которая началась, но не известно, когда закончится. Я жду развязывания украинского, донецкого узла, там должны начаться боевые действия.

С. КОРОЛЁВ: Нефть обновила минимум с июля 2004 года, опустилась почти до 36 долларов за баррель, бюджет свёрстан на 50 долларах. Как проживём следующий год?

А. ПРОХАНОВ: Я не знаю. Но уверять нас, что кризис позади, что самое сложное пройдено, что впереди развитие, рывок вверх - крайне неосторожно. Я думаю, нас впереди ждут ещё более тяжёлые и худшие времена. На фоне понижений придётся опять апеллировать к русскому чувству, стоицизму, русскому терпению.

С. КОРОЛЁВ: «Вы должны потерпеть, сможете меньше купить на свои деньги, потому что курсы, инфляция, у вас меньше работы будет, потому что предприятия будут не выдерживать, закрываться, уже сейчас закрываются, сокращают штаты». Люди должны понимать, ради чего терпеть.

А. ПРОХАНОВ: Они должны при этом не видеть по телевизору роскошных мерзавцев, сыновей наших вельмож, наших элитариев, которые жируют, хамят, танцуют свои семь сорок на столах - тогда наш народ не будет терпеть. Мы будем терпеть, если все будем в блокаде. Если дети нашей элиты идут воевать в Сирию, на фронты, если сын генерального прокурора или председателя Следственного Комитета сидит за штурвалами Су-24 и атакует ДАИШ, тогда мы поймём и будем терпеть. Русский народ может терпеть, только если кругом справедливость, во имя справедливости можно терпеть удивительные вещи. А если одни должны терпеть, а другие на наших горбах танцевать канканы, никакого терпения не будет, будет отвращение, разнос, восстания или огромное уныние и падение национального тонуса.

С. КОРОЛЁВ: Возвращаюсь к нефти. Вопрос от слушателя: «Советский союз развалили низкой ценой на нефть, развалят ли тем же самым Россию?»

А. ПРОХАНОВ: Советский Союз развалили мерзкие элиты, а не низкие цены на нефть. При низких ценах на нефть у СССР оставался золотой запас, уголь, сталь, хлеб - всё было.

С. КОРОЛЁВ: Есть мнение, что за нынешними низкими ценами напрямую стоит Вашингтон.

А. ПРОХАНОВ: Ради бога. Низкие цены понизят наш уровень жизни, но не развалят нас. Развалят нас элиты. Они могут опять организовать нехватки, грызню, сепаратистские схватки на Кавказе, у нас очень плохие, скверные элиты, не патриотические, они не будут жертвовать собой ради сбережения государства в тяжёлый период нашего существования. И переродившийся Советский Союз - тоже красная элита, когда-то сталинская, потом хрущёвская, андроповско-брежневская, не спасла СССР, сдала нас врагу. Блокада Ленинграда - какие там цены на нефть! Мы выдержали страшный напор фашистов, и Советский Союз выдержал бы это, если бы не было чёртовой перестройки.

С. КОРОЛЁВ: Я понимаю всё, что вы говорите, только не понимаю, что делать с элитами, которые нас развалят?

А. ПРОХАНОВ: Поэтому я и не понимаю президента, который медлит с чистками.

С. КОРОЛЁВ: Чистки - это репрессии?

А. ПРОХАНОВ: В какой-то степени да.

С. КОРОЛЁВ: Масштабы 1937 года?

А. ПРОХАНОВ: Зачем? Сингапур поднялся через репрессии, преследование взяточников, коррумпантов, воров, создание мобилизационного проекта. Репрессии - да, но вовсе не расстрелы.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Игорь, Сочи. У многих сталинизм ассоциируется с неизбежностью миллионов невинных жертв, многие считают, что повторение неизбежно в том же направлении. Учитывая это, по Вашему принципу (лес рубят - щепки летят) - оправдывает государственный порядок по Сталину, не слишком ли дорогая цена, учитывая, что самое ценное - человеческая жизнь?

А. ПРОХАНОВ: На этот вопрос очень трудно ответить. Что важнее: государство или человеческая жизнь? Стоит ли пожертвовать государством, чтобы спасти человеческую жизнь или стоит пожертвовать человеческой жизнью, чтобы спасти государство? Казалось бы, западное либеральное миросозерцание говорит в пользу человеческой жизни, но когда над западным государством, над Британией, нависла смертельная опасность, битва за Ла-Манш, когда Гитлер хотел форсировать его и высаживаться в Британии, государство поглотило все индивидуальные интересы. Английские аристократы, золотая молодёжь садилась на торпедные катера и взрывала вместе с собой немецкие эсминцы. Там гибли лучшие молодые англичане. Кто-то сказал: мы не погибли, потому что мы погибали.

С. КОРОЛЁВ: «Как Путин может провести чистку элиты, если он на неё опирается?»

А. ПРОХАНОВ: Когда Путина привела к власти олигархическая элита: Березовский, Гусинский, Смоленский, Ходорковский - казалось, что он не в состоянии этого сделать. Первое, что он сделал, - разгромил эту элиту и заменил её чекистами. Тогда чекисты были опорой государства. Сейчас путинская элита переродилась, её нужно опять менять, трансформировать: либо выбить, либо сменить. Путин показал, что может работать с элитами, он может быть очень жёстким управляющим.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Николай, Санкт-Петербург. Когда у нас, наконец, сменится правительство, которое начнёт работать? У меня с господином Медведевым две ассоциации: ноль промилле и смена часовых поясов.

А. ПРОХАНОВ: У меня только часовые пояса, я промилле забыл, потому что не пью за рулём. Я не могу сказать, когда. Если бы я был пророком, ответил бы. Может быть, это случится тогда, когда будет больше не выносимо, когда страна просто остановится, когда станут останавливаться поезда, дороги будут покрываться мхом. Я не понимаю, почему до сих пор произошла не смена не правительства как такового, а смена курса.

С. КОРОЛЁВ: Не нужна чехарда. Владимир Путин это прокомментировал, сказал, что не хочет резких движений.

А. ПРОХАНОВ: Она не нужна, поэтому наш бюджет будет пустеть, наша промышленность окончательно встанет. Тогда мы правительство нарядим в чёрные фраки, дадим венки, они понесут это всё на похороны нашей великой родины.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Марина. Почему вы так поддерживаете Путина, ведь он слуга олигархов, преемник Ельцина? Он сам говорит, что не будет менять либеральный курс. У вас розовые очки, что ли? Сталина вы поддерживаете, правильно, мы тоже, но Путин-то?

А. ПРОХАНОВ: Если я в розовых очках, то вы себе уши залепили воском, может, церковным, а может, каким-то другим. Я только что высказал свои жесточайшие претензии к президенту, который медлит с преобразованиями.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Виктор. Что бы вы спросили на пресс-конференции Путина?

А. ПРОХАНОВ: Что вам мешает провести модернизацию России, которую вы обещали, какой тромб сидит в вашей душе, почему вы не смените гайдаровских, ельцинских экономистов, которые нас затолкали третий раз подряд в кризис, в чём препятствие? Я теряюсь в догадках.

С. КОРОЛЁВ: Подводим итоги голосования: 94% с вами.

А. ПРОХАНОВ: Это очень не плохо в сталинский день.

Источник

Путин, общество, Россия, Александр Проханов, экономика, Сталин, политика

Previous post Next post
Up