Саудовская Аравия объявила о создании Исламской военной коалиции по борьбе с терроризмом. Об этом передаёт Reuters со ссылкой на сообщение, распространённое Саудовским агентством печати - правительственным информационным агентством.
В коалицию войдут 34 страны. Из стран Аравийского полуострова в военном союзе будут участвовать Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт, Йемен. Из африканских стран в коалицию войдут Бенин, Чад, Того, Тунис, Джибути, Сенегал, Судан, Сьерра-Леоне, Сомали, Габон, Гвинея, Коморские Острова, Кот-д'Ивуар, Ливия, Мали, Египет, Марокко, Мавритания, Нигер и Нигерия. Кроме того, участниками объединения станут Иордания, Палестина, Ливан, Турция, Пакистан, Бангладеш, Мальдивы и Малайзия.
Иран, шиитское государство и главный соперник Саудовской Аравии в регионе, в коалицию не вошёл. Также в списке отсутствуют такие страны региона с преимущественно мусульманским населением, как Сирия, Ирак и Оман.
Комментарии экспертов
Леонид Ивашов:
Россия своей активностью, своим военным присутствием и нарастанием политического на Ближнем Востоке расшевелила тех, кто способствовал созданию и развитию мощной террористической организации ИГ. Сейчас крупные игроки - Турция, Саудовская Аравия, в меньшей степени Катар, пытаются решать свои задачи, прежде всего территориального приращения и усиления геополитического влияния в регионе, мешая России восстанавливать уничтоженные или повреждённые опоры Ближнего Востока - Ирак, Сирию, Египет, Ливию, в будущем и Йемен.
Данная коалиция прежде всего носит декларативный характер. Да, многие могут заявить об участии, но активно действовать не будут, особенно страны Юго-Восточной Азии. Но у главных застрельщиков серьёзные интересы: саудиты будут пытаться уменьшить роль России и Ирана в регионе и усилить своё влияние, Турция имеет геополитические притязания, Катар мечтает превратиться в мощное государство. И вряд ли идея коалиции была озвучена без согласования с США.
Как будет развиваться ситуация - сказать трудно, но очевидно, что геополитическая игра на Ближнем Востоке вступает в новую фазу. Об этом свидетельствует и встреча Керри с министром иностранных дел Лавровым, а дальше с Путиным - американцы тоже запускают свой виток игры.
Александр Сотниченко:
Ситуация очень серьёзная. Саудовская Аравия делает ставку на региональное лидерство и при этом обращает внимание мирового сообщества на то, что ей удалось собрать вокруг себя практические все суннитские государства. И это выглядит очень странным. Например, среди стран, поддерживающих новую коалицию, указана Палестина, власти которой занимают наиболее дружественную позицию в отношении участия России в сирийском конфликте. Кроме того, говорится о том, что все указанные страны пошли на формирование военного союза во главе с Саудовской Аравией. Мне слабо верится, что, например, Турция и Пакистан признали главенство саудитов. Фактически ни одно из государств списка не подтвердило ни участия в коалиции, ни того, что координационный центр в Эр-Рияде будет рассматриваться в качестве базового. По-моему, у саудитов не было ни времени, ни возможности создать настоящую коалицию, потому что не было двухсторонних встреч с перечисленными участниками.
Не совсем понятно и то, каким образом эта коалиция будет работать с американской коалицией. Ведь несмотря на то что одно неотделимо от другого, чего саудиты не скрывают, - мы пока не услышали реакцию Запада.
Исходя из всего этого, есть очень большие подозрения в достоверности создания коалиции. Саудовская Аравия сделала заявление единолично, не посоветовавшись с теми государствами, на которые ссылается. И российскому МИДу сейчас нужно обязательно сделать запрос в МИДы перечисленных государств: подтверждают ли они своё участие в коалиции и понимают ли они ответственность, которая на них лежит? Напомню, что недавно Саудовская Аравия провела встречу так называемой сирийской оппозиции, где были подтверждены базовые саудовские принципы разрешения сирийского кризиса. А именно: Асад не является легитимным лидером и не может принимать участия в послевоенном урегулировании. Но самое главное, саудиты считают, что ни Иран, ни Россия не имеют права принимать участие в сирийском послевоенном урегулировании.
Поэтому объявление о создании новой военной коалиции может говорить либо о том, что саудиты блефуют, либо о том, что они получили колоссальную поддержку Запада, и Запад уже фактически готов на прямой конфликт с Россией. Я не верю, что это действительно реально.
Газета Завтра