Евразийский проект России - шансы, вызовы, угрозы

Nov 30, 2015 18:27



18 ноября 2015 года в офисе Секретариата Изборского клуба по региональной и международной деятельности прошел Круглый стол на тему.

«Евразийский проект России - шансы, вызовы, угрозы» с участием постоянных членов Клуба и политиков, экспертов из Молдовы и Приднестровья. По традиции Круглый стол открыли Олег Васильевич Розанов - ответственный секретарь Изборского клуба по региональной и международной деятельности и Владислав Шурыгин - руководитель военной секции Изборского клуба.

Этот Круглый стол стал первым этапом международной деятельности Клуба. В этот раз участниками обсуждения стали политики и эксперты из Молдовы и Приднестровья, которые наблюдали последствия глобального хаоса на постсоветском пространстве многие годы. На примере Молдовы можно увидеть захват власти олигархами, бедность, коррупцию и многие другие проблемы бывших советских республик. В то же время, два прошедших года в очередной раз показали, что у евразийских сил Молдавии есть достаточно сильный потенциал. Не надо забывать и о Приднестровье, которое является флагманом пророссийского направления на всем пространстве бывшего Советского Союза.

Шурыгин Владислав - руководитель военной секции, постоянный член Изборского клуба:

- Тема круглого стола, еще раз напомню, - евразийский проект России на нашем южном направлении: шансы, вызовы, угрозы. Сегодня у нас гости из Молдовы, гости от их близких соседей из Приднестровья. У нас в гостях, естественно, наши философы и политологи из Изборского клуба. Я передаю слово нашему руководителю, Олегу Васильевичу Розанову.


Розанов Олег Васильевич - ответственный секретарь Изборского клуба:

- Уважаемые друзья, наша тема более чем злободневная, потому что ситуация в мире с каждым днем становится все сложнее и запутаннее. По-моему, даже сами авторы проекта глобального хаоса не ожидали тех последствий, которые вызовут их действия. И в этой связи угрозы в отношении России возросли неимоверно.

Более того, угрозы всему постсоветскому пространству нарастают с каждым днем как снежный ком, поэтому наше обсуждение должно в первую очередь сформулировать те предложения, которые мы готовы выдвинуть в адрес политического руководства Российской Федерации и наметить пути дальнейшего движения и интеграции постсоветского пространства и будущие контуры евразийского союза.

Молдавия в этой ситуации, несмотря на то, что является небольшим государством, стала очень важным элементом борьбы за Россию и борьбы против России. Мы знаем, что незаконченный конфликт в Приднестровье, Гагаузская проблема, все это требует решения и выхода на какие-то компромиссы, которые бы устроили как Европейский Союз, так и Российскую Федерацию.

Сегодня наши гости, присутствующие здесь со стороны Молдавии и со стороны Приднестровья внесут нам ясность в происходящее для более четкого понимания происходящего. И надеюсь, что наше обсуждение будет сегодня бурным, но будет проходить в рамках братской любви и уважения друг к другу.

Сейчас я хочу передать ведение Круглого стола своему другу и автору нашего мероприятия, Владу Шурыгину.

Шурыгин В.: Спасибо, Олег Васильевич. Друзья, я передаю слово гостям из Молдовы.


Цырдя Богдан Кайдарович - депутат парламента Республики Молдова от Партии социалистов, доктор политологии, автор книги «Олигархическая Молдова»:

- Спасибо. Я постараюсь быстро, тезисно. Эта ситуация, частично, по крайней мере, свойственна для всех стран «Восточного партнерства», то есть Украины, Армении, Грузии, Азербайджана. Первое - это наличие олигархического политического режима в республике Молдова.

Второе - в Молдове существует явление захвата государства олигархами. Три-четыре олигарха, Владимир Плахотнюк, Влад Филат - бывший премьер-министр, господин Гимпу, господин Воронин контролируют сегодня Молдову.

Есть научные измерения, которые доказывают факт захвата государства олигархической структурой. Я говорю сейчас о работе Всемирного банка, который в 2000 году в своих исследованиях доказал факт захвата государства олигархами. 9 июля 2013 года Transparency International презентовала “Global Corruption Barometer”, в котором Молдова опять признается захваченным государством.

Третий пункт, который очень важен. Феномен слабого, или даже несостоявшегося государства. Это основывается на вопросах и измерениях американского журнала “Foreign Policy”, который постоянно говорит, что Молдова либо слабое государство, либо государство, которое находится в состоянии постоянного риска развала. Тут пояснять особо не надо, Приднестровский конфликт, бедность, коррупция, внешний долг который превосходит объем ВВП (103% от ВВП), 20% в бюджете - вливания ЕС, и так далее.

И последний, четвертый феномен, на котором я хотел остановиться, - это феномен частичного внешнего управления. Я специально акцентировал внимание - частичного, а не тотального, не полного внешнего управления. Все эти четыре пункта, я считаю свойственны для всех государств так называемого «восточного партнерства». И что самое главное, все эти факторы используются Западом для того чтобы укрепить свои позиции в этом регионе.

Я хотел обратить ваше внимание на то, что процессы внешнего управления, формирования олигархической политической системы и «захвата государства» шли рука об руку, это был поэтапный процесс, он не произошел сразу. Я даже выделил здесь пару этапов. Первый - это 20 июля 1990 года, когда парламент принял концепцию о переходе к рыночной экономике. Но это было сделано под давлением МВФ, под формулой «Вашингтонского консенсуса».

В результате просто-напросто за пару лет мы дошли до такой ситуации, что к 2000 году внешний долг составлял 75% от ВВП. ВВП на душу населения был 350 долларов, как в Африке.

Что было нужно Международному валютному фонду, американцам, Западу? Нужно было разрушить четыре основные оси. Первая - это военно-промышленный комплекс, вторая - это церковь, третья - это КПСС/ПКРМ (Партия коммунистов). И четвертая - это армия.

Все эти четыре составляющие фактически в Молдове, за исключением церкви были в той или иной мере разрушены. К 2001 году приходит к власти Партия коммунистов. Она приходит на идеях евразийской интеграции, то есть вступление в союз с Россией, Беларусью. Но уже в 2002 году отказывается от своих же идей, провозгласив курс на европейскую интеграцию.

В 2003 году происходит отказ от подписания плана Козака. Я думаю, здесь особо объяснять не надо, все понимают, что у Владимира Николаевича Воронина, тогдашнего президента, сын был миллиардером.

И ночью госпожа посол Хетер Ходжес позвонила, потом пришла лично в резиденцию Воронина, сказала про план Козака, который означал объединение страны под федеративным устройством при котором российская армия будет находиться двадцать лет в Молдове: «Если ты подписываешь этот план, ты потеряешь капитал, мы тебя дискредитируем, мы бросим информацию о твоих бизнес-связях с Приднестровьем», и так далее, и тому подобное.

Воронин испугался, произошло то, что произошло. Тогда, с нашей точки зрения, был первый серьезный международный провал команды президента в лице Козака и Российской Федерации на таком крупном уровне. Это был серьезный удар, я вам хочу сказать, что именно с 2003 года Молдова фактически разворачивается геополитически полностью в сторону Запада.

В 2005 году происходит серьезный этап внешнего управления - это подписание плана Молдова-ЕС, которой оформил процесс политической субординации страны к Западу. Этот план имел ввиду внедрение европейского законодательства, более того, план Молдова-ЕС подразумевал, что для неправительственных организаций открывается огромный доступ к власти. То есть неправительственным организациям позволялось войти в разные коллегии министерств.

Ключевым, все-таки являлся 2006 год, когда Молдова подписала план действий с НАТО. Я разговаривал со многими политологами правого толка, они в лицо говорили, что Воронину нужно памятник поставить, потому что он благодаря плану Молдова-НАТО, в принципе, на блюдечке принес Молдову Западу. План на деле означал навязывание военно-политического контроля над страной. Тогда же был подписан меморандум с МВФ (экономическое подчинение страны)

Благодаря подписанию этих документов, фактически началась реформа, а в реальности, зачистка силовых органов от пророссийских элементов. Начали заводиться стандарты НАТО, начали внедряться разные кодовые управленческие модули НАТО, и так далее. И все привело к тому, что сегодня силовики, то есть и армия, и МВД, и Служба информации и безопасности, то есть наше МВД, наше местное ФСБ, контролируются представителями НАТО и Румынии.

Последний, очень интересный момент - это 7 апреля 2009 года. Все информированы насчет того, что тогда в Молдове произошла «Твиттер-революция». Произошла она после того, как 18 марта господин Воронин, тогдашний президент, подписал с президентом Приднестровья и с президентом Дмитрием Медведевым декларацию, согласно которой ОГРВ (Ограниченный гарнизон российских войск) и миротворцы остаются на территории Приднестровья до окончательного разрешения конфликта.

Эта декларация противоречила так называемым Стамбульским соглашениям от 1999 года, согласно которым Россия обязывалась вывести войска, тяжелое вооружение с территории Молдовы. Безусловно, что это очень сильно разозлило американцев, ведь это означало, что российское военное присутствие сохраняется в этом регионе на неопределенное время.

Через две недели происходят события 7 апреля. Кстати, Украина недавно предприняла попытку заблокировать процесс снабжения миротворцев и российского ограниченного военного контингента в Приднестровье. Молдова через Демократическую партию, через так называемого министра реинтеграции разрешила через Кишиневский аэропорт проводить материально-техническое снабжение в Приднестровье.

Что происходит через месяц-два? Начинаются массовые митинги платформы ДА. Конечно, кто-то скажет, что связь между этими событиями достаточно слабая. Но как прикажете понимать, что и посольство Соединенных Штатов, и послы ФРГ, и послы Евросоюза открыто призывали на митинги протестов?

Чудом удалось избежать второго «седьмого апреля». Ныне правящий альянс (Альянс за Европейскую Интеграцию - 3) - это проект Запада. Они же пришли на волне седьмого апреля, на волне антироссийской революции, госпереворота.

И почему тогда произошел госпереворот, если коммунисты были уже полностью под Западом.

Они были и на западно-финансовой игле, Запад контролировал силовиков, Запад контролировал все остальные структуры. Но тем не менее, тот факт, что Воронин позволил себе один шаг, встретиться с президентом Медведевым, и подписать эту декларацию, он получил седьмое апреля. А ведь это даже не документ был, а декларация.

Дальше мы имеем еще два этапа, это так называемый договор об ассоциации, который был подписан в 2014 году. Этот договор окончательно оформил процесс институционализации частичного внешнего управления.

Что мы имеем сегодня? Каковы формы и лики внешнего управления?

Во-первых, согласно договору об ассоциации был сформирован Совет Европейского Союза и Республики Молдова, чьи решения обязательны для страны.

То есть это наднациональная, надконституционная структура, которая обязывает правительство и парламент проводить решения, принятые этим советом, в жизнь. То есть конструкция внешнего управления уже сформирована.

Второе, с 2009 года страной напрямую управляют высшие чиновники с двойным гражданством. В самом альянсе где-то тридцать человек, которые имеют двойное румынское гражданство. В Конституционном суде Молдовы из шести членов пять представителей с румынским гражданством.

И этот Конституционный суд принял очень много решений, которые жестко ударили по молдавскому суверенитету (к примеру, они включили Декларацию независимости от 27 августа 1991 в текст Конституции, объявив что ее текст выше самой Конституции). А ведь декларация фактически упраздняет молдавскую государственность, признавая Республику Молдова частью Румынии. Во всех министерствах сидят не европейские, а румынские советники, которые жестко проводят повестку Европейского Союза и Румынии.

Третий пункт, который я хотел особо подчеркнуть - это нити внешнего управления. Как и в соседней Украине, в ключевых министерствах, то есть Минобороны, Министерстве финансов, Министерстве образования работают люди, прошедшие стажировки в США, во Всемирном банке, или сотрудничающие с соответствующими органами.

Четвертый момент - это совместные заседания правительств Молдовы и Румынии. То есть, вы представляете себе такое, чтобы правительство России заседало совместно с правительством Германии? Во время заседания вам дают указания что вы должны делать, какие вы должны принимать решения, какие нужно внедрять реформы, и так далее.

В-пятых, про командные пункты внешнего управления. Фактически, главный центр внешнего управления Молдовы - это посольство США, на втором месте посольство Румынии, и только на третьем месте, с моей точки зрения, посольство делегации ЕС в республике Молдова. Сегодня посол США уже выходит открыто и дает указания что и как нужно делать.

Шестой пункт - Румыния, которая в 2010-2011 годах навязала Молдове целую сеть договоров, в результате которых альянс находится под очень жестким контролем не только посольства США, но и Румынии. Мы имеем договора между Службой информации и безопасности Молдовы и румынской СИБ, между Министерством обороны и румынским соответствующим ведомством. В результате этого в СМИ была информация, что СИБ была передана вся база данных граждан республики Молдова соседнему румынскому государству. В 2011 году в СМИ появилась информация, что Молдавия подписала соглашение с Румынией о том, что румынские части жандармерии могут участвовать в подавлении любых общественных беспорядков на берегах Днестра. Эта дает возможность Алянсу за Европейскую Интеграцию попросить Румынию, страну НАТО, о внешнем вмешательстве. Данного договора никто не видел. Возможна есть устная или секретная договоренность.

Более того, в Молдове уже открыто говорят о том, что молдавский проект к 2018 году должен прекратить свое существование, он должен быть частью румынского проекта. Все это подводится под столетие Великой Унии в 1918 году, когда Бессарабия стала частью Румынии вследствие развала Российской Империи. И что независимость такого государства, как Молдова должн быть прекращена. Многие политологи вполне серьезно утверждают что американцы фактически приняли решение о поглощении Молдовы соседней Румынией.

В завершении своей речи хочу вам сказать, что с нашей точки зрения Молдова еще не является полностью под внешним управлением, но перейдет под него в ближайшее время, когда Евросоюз сделает следующие шаги, а он их сделает обязательно.

Первый - это будет закон о люстрации, когда произойдет окончательная зачистка всех русофилов: партий, чиновников, бывших членов КГБ и так далее.

Второе - закон о запрете символа серп и молот, это уже было в 2013 году, потом его отменили.

Третье - это перевод молдавской Генеральной прокуратуры и национального антикоррупционного центра под прямое руководство ЕС и США. Сегодня в Молдове Евросоюз требует европейского прокурора.

В соседней Румынии создан специальный орган Национальное антикоррупционное управление (DNA), в котором находится представитель ФБР.

Через DNA, который якобы борется с коррупцией и имеет сегодня популярность в Румынии осуществляется прямой контроль над Румынией как таковой со стороны ФБР.

И еще последние три-четыре пункта. Это закон о продаже земли иностранцам, зарегистрированный в 2010 году либералами.

Также на повестке дня находится проблема раскола молдавской православной церкви, создание молдавской автокефалии.

Уже в 2010 году в Минюст Молдовы было подано заявление о создании такого института как Молдавская автокефальная церковь. Чем все это закончилось мне неизвестно. Но фактом остается то, что на уровне политологов правой прозападной ориентации эти дискуссии ведутся, и они подталкивают ныне правящий альянс принимать решения.

Я уже не говорю о том, что обсуждаются моменты внедрения в молдавскую конституцию статьи о запрете партий, которые выступают против Евросоюза, что ведутся дискуссии об ограничении влияние российских СМИ. В Молдове известный телеканал «Россия-24» уже почти год не вещает. И американцы создали серьезные фонды для того, чтобы бороться с российской пропагандой.

Заканчивая свою речь, хочу сказать, что в Молдове существует очень большой риск тотального перехода под внешнее управление.

Но хочу особо подчеркнуть, что несмотря на все эти старания, все соцопросы показывают, что 57% населения за Евразийский Союз, 65% населения за нейтралитет, 85% населения за независимость. Об этом говорит Барометр общественного мнения, самый серьезный соцопрос в Молдове, который обычно делается на деньги фонда Сороса.

То есть, несмотря на всю румынизацию, европеизацию и так далее, Молдова до сих пор остается частью русского мира по ментальности, культуре, структуре экономики и социума. До сих пор это серьезная часть русского пространства и с геополитической точки зрения, и с культурологической.

И нам представляется, что при должном концептуальном оформлении, ситуация вокруг Молдовы может быть коренным образом изменена. Уже сегодня, по крайней мере, тот факт, что существует такая партия как ПСРМ (самая крупная парламентская фракция, в которой двадцать четыре депутата), что существуют другие политические силы, такие как партия Ренато Усатого, которая не представлена в парламенте, но ее рейтинг около 20 процентов, подтверждают наши утверждения.

Последний ноябрьский опрос американского International Republican Institute показал, что эти две партии, обе пророссийские, набирают совместно 51 мандат. То есть это минимальное парламентское большинство, необходимое для создания правительства.

Шурыгин В.В.: Спасибо, очень интересно. Теперь передадим слово нашим приднестровским товарищам, Владимиру Юрьевичу Антюфееву. В недавнем прошлом он возглавлял спецслужбу Приднестровской Молдавской Республики.


Антюфеев Владимир Юрьевич - бывший министр государственной безопасности Приднестровской Молдавской Республики:

- Спасибо. Насчет того, что Молдова находится частично под внешним управлением. Это не соответствует действительности, она находится полностью и давно под внешним управлением.

Далее, это прозвучало в самом начале Круглого стола, что Запад разглядел процессы олигархического характера, и решил воспользоваться этой ситуацией, - это не так. Запад создавал все механизмы, в том числе и этих олигархов, для того чтобы управлять ситуацией. Изначально молдавское государство создавалось под влиянием внешних процессов.

Внешние силы использовали ситуации, которые возникали частично спонтанно, но так же и инспирировались.

То, о чем вы говорите, свершилось уже, по меньшей мере, десять-тринадцать лет назад. Например, о взаимодействии между МВД Румынии и Молдовы, между службами безопасности той и другой страны. Это неплохо, соседи, должны взаимодействовать - для борьбы с преступностью, наркотрафиком, торговлей и так далее.

Вы говорили об опасности европейских прокуроров, о внедрении правоохранительных органов, западных систем в Молдову. С чем столкнулся Запад? Он столкнулся с тем, что механизм, который он сам запустил в Молдове по разрушению государственности, которая бы могла противостоять хотя бы теоретически экспансии Запада, настолько разбалансирован, что это нужно брать под контроль. Это вынужденная мера со стороны Запада. Европейцы через свои правоохранительные механизмы хотят нормализовать обстановку.

Сегодня вопрос стоит так. Допущено много ошибок стратегического характера. Безусловно, Молдова, как государство, субъект, просто необходима России для того, чтобы разорвать пресловутую Балтийско-Черноморскую «дугу». Сейчас нужно думать над тем, чтобы пересмотреть способы воздействия на ситуацию.

Необходимо отдавать себе отчёт, что население Молдовы расслоено. Оно состоит из тех, кто никогда никуда не двинется, тех кто работает на Западе и тех кто работает в России. И есть люди, которые просто как в любой стране недовольны своим существующим положением.

Говорить о том, что большинство заявивших при опросе о своих пророссийских симпатиях - это преувеличение. Здесь нужно проанализировать то, что происходило раньше.

Почему допускались такие ошибки? Почему волнообразно строились отношения между Москвой и Кишиневом? Почему Приднестровье, которое в свое время являлось якорной цепью, удерживающей Молдову от прыжка на Запад, почему с ним так обращалась Москва, почему оно всегда было разменной монетой?

Я соглашусь с тем, что последний шанс созданный Россией для того, чтобы держать Молдову в орбите российского влияния, это меморандум Козака. Я принимал непосредственное участие от Приднестровской группы в работе по этому меморандуму. Я почти ежедневно контактировал и в Москве и в Приднестровье с Дмитрием Николаевичем Козаком, я знаю, как этот процесс происходил. Там было заложено, что российская группа войск оставалась в качестве механизма гарантии. В случае если этот пункт не выполнялся, то дезавуировался весь меморандум. Таким образом, Россия не давала возможности себя обмануть. И Воронин сделал все, чтобы этот меморандум не состоялся.

Он выдвигал фантастические требования по отношению к Приднестровской стороне, на которые Приднестровье не должно было согласиться. Но в ПМР на все соглашались, понимая, что меморандум не будет подписан. И я об этом говорил Козаку. Молдова сознательно шла на то, чтобы меморандума не было, потому что на нее накладывались определенные обязательства, при которых нужно было показывать свое истинное политическое лицо.

Я с большим уважением отношусь к пророссийскому пафосу моего молдавского коллеги, и желанию верить и понимать, что там есть сила, там есть наши люди. Но вы не учитываете, что прошло двадцать четыре года. Исчезли те люди, которые были воспитаны в советских школах, трудились в интернациональных коллективах.

Более того, эта болезнь уже присуща и Приднестровью. Я не могу сейчас однозначно сказать, так ли Приднестровье желает себе той судьбы, которую выбрало в самом начале.

Читать полную стенограмму круглого стола на сайте Изборского клуба.

Приднестровье, Молдова, Евразия, Изборский клуб, события Изборского клуба, круглый стол Изборского клуба

Previous post Next post
Up