Владимир Якунин уходит из РЖД

Aug 19, 2015 10:41



Глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявил о решении покинуть пост. «Планирую в установленном порядке по завершении выборов покинуть компанию», - сообщил Якунин, имея в виду выборы губернатора Калининградской области. Накануне избирком Калининградской области сообщил, что врио губернатора Николай Цуканов, претендующий на пост главы региона, предложил Владимира Якунина в члены Совета Федерации. Как сообщил «Интерфаксу» во вторник пресс-секретарь облизбиркома Василий Ротар, калининградская областная избирательная комиссия уже зарегистрировала президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина кандидатом в члены Совета Федерации.

Комментарии экспертов

Александр Нагорный:

Отставка Якунина и перевод его в сенаторы на 80% - это плавный выход Якунина на пенсию, утрата его политического и финансово-экономического статуса.

Конечно, есть несколько процентов, что Якунин может воспрять. Но думаю, что здесь мы видим важную победу либерального крыла правительства, которое предварительно ввело в ОАО «РЖД» в качестве председателя совета директоров Аркадия Дворковича. Что, естественно, будет очень сильно воздействовать на финансово-экономическую систему в самом РЖД и вообще в Российской Федерации.

Так что отставку Якунина я оцениваю как значительный и существенный крен в сторону либерального крыла истеблишмента.

Анатолий Несмиян:

Якунин, пожалуй, единственный из высшего истеблишмента, который не выглядит убого. Из общеизвестных минусов его деятельности можно сходу назвать претензию по поводу крайней скудости высокоскоростных магистралей, "шубохранилища" и недавнего скандала с электричками. Легендарное шубохранилище так никто и не предъявил в виде фото- или видеоотчета, так что оно остается мифом. С остальным сложнее.

Для России всегда была основой связности территорий, и тот факт, что в обстановке развала страны и экономики она продолжает функционировать на весьма достойном уровне, уже можно смело записывать в плюс любому руководителю отрасли. В той же логике и неразвитость сети высокоскоростных магистралей: если экономике они не нужны, то строить их бессмысленно. Как содержать и эксплуатировать восьмиполосный хайвей в заброшенной деревне с десятью стариками и сотней заколоченных домов? В данном случае вопрос не к РЖД или Якунину, а к более высокому руководству, которое и довело страну до состояния заброшенной деревни. Нынешней экономике нужна труба и давление в ней, а не населения и грузооборот.

По этой же причине, кстати, рушится образование - ну не востребует экономика такого количества специалистов, на которое была рассчитана образовательная система СССР, поэтому нынешние вузы и выпекают на конвейере бесполезных менеджеров, юристов и прочих экономистов: есть спрос на корочку диплома? система оказания платных образовательных услуг его удовлетворяет. К образованию это, понятно, не имеет никакого отношения. То же и с другими областями и сферами - вместо системы здравоохранения у нас система оказания медицинских услуг, армия уверенно превращается в систему оказания оборонных услуг, МВД - охранных. Рынок понад усэ!

В этих условиях требовать от чего-то иного, чем создания системы оказания транспортных услуг, попросту нелепо. Отсюда и история с электричками: транспортная инфраструктура в стране с падающей экономикой убыточна, поэтому и перекладывает свои убытки либо на бюджет, либо на население. Здесь банальный инстинкт самосохранения - ничего личного. Единственный критерий, которым можно оперировать с бытовой точки зрения - надежность системы. У РЖД она пока имеется.

С другой стороны, Якунин, как и вся высшая российская квазиаристократия, естественно, несет свою долю ответственности за то, что она сотворила со страной, и поэтому его личные переживания по поводу отставки (а отлучение от столь значимого в ресурсном отношении кресла с пересадкой на синекурный пост выглядит именно отставкой) - его личные трудности.

Вопрос в логике такого назначения. Совет Федерации в ряду высших структур управления значит в повседневном управлении страной очень и очень мало. Правда, в период каких-то серьезных пертурбаций это может очень серьезным образом измениться: как известно, если вдруг происходит какое-то катастрофическое событие, власть немедленно замирает и впадает в ступор. Так было и в 1991-м, и в 1993 годах. Тогда от системных и обладающих серьезными полномочиями людей вдруг начинает зависеть очень и очень многое - и буквально один или несколько человек могут существенно изменить расстановку сил.

Скажем, в 1993 году позиция руководителя Конституционного суда дала в руки лидерам Верховного Совета РФ все козыри, но они просто не знали, что с ними делать, почему и столь феерически проиграли фактически отстраненному Ельцину. На Украине во время первого майдана суд, который вынес абсолютно политическое решение о "повторном втором туре выборов", склонил чашу весов в пользу путчистов, и те не стали ждать милостей от природы, а дожали ситуацию, совершив первый государственный переворот в новейшей истории этой страны. Примерно такая же история случилась и в 91-м, когда люди с реальными и колоссальными полномочиями попытались изменить ситуацию в стране, однако обнаружив, что развал дошел уже до самого верха, и они по сути, уже ничем не управляют, сдались. Тогда среди них не нашлось ни одного, кто сумел бы использовать формальные полномочия для навязывания своей воли.

Возможно, в логике пересаживания Якунина есть и такой смысл: в ряду олигархов Якунин один из многих, на политической работе он может стать в случае чего некой кристаллизующей ситуацию силой. Однако есть ли хотя бы доля правды в таких предположениях - сказать трудно, если вообще возможно. Пока на поверхности лишь почетная отставка, и вопрос - кто будет после него. И что станет в таком случае с одной из последних относительно нормально функционирующих отраслей.

Газета Завтра

РЖД, Россия, экономика, политика

Previous post Next post
Up