Верховная рада приняла постановление об «отпоре вооруженной агрессии России». За соответствующее решение во вторник проголосовали 259 депутатов при 226 минимально необходимых.
В принятом депутатами документе от РФ потребовали в том числе «немедленно освободить всех военнопленных и заложников, вывести все вооруженные формирования РФ с территории Украины, исполнять минские договоренности в части полного восстановления контроля над государственной границей со стороны Украины и обеспечения со стороны ОБСЕ постоянного мониторинга российско-украинской границы, немедленно вернуть аннексированные территории Крыма, немедленно прекратить перемещение через государственную границу Украины гуманитарных конвоев, отвести от украинско- российской границы Вооруженные силы РФ, привлечь к уголовной ответственности лиц, виновных в планировании, подготовке, начале и осуществлении агрессии против Украины и совершении военных преступлений и преступлений против человечности».
Комментирует ситуацию Алексей Анпилогов, президент фонда "Основание":
Есть такой анекдот - простого человека Ивана Иванова спрашивают: знакомы ли вы с Владимиром Путиным? На что он отвечает: «Мы наполовину знакомы: я его знаю, а он меня нет». С вопросом об агрессии приблизительно такая же ситуация.
Существует международное признанное определение агрессии. Есть даже уполномоченный орган, который отвечает в современном мировом устройстве за указание на конкретного агрессора, за его осуждение и дальнейшие действия по тому, чтобы нивелировать агрессию и наказать агрессора. Этим органом является либо Совет Безопасности, либо в исключительных случаях Генеральная ассамблея ООН. Постановление Верховной Рады не будет иметь никакой юридической силы за пределами украинской территории. Вряд ли кто-то в здравом уме и трезвой памяти поддержит такого рода решение, поскольку сейчас отсутствуют даже формальные признаки российской агрессии на территории Украины.
Что касается последствий внутри Украины, то они могут быть достаточно многообразными. Правовое поле Украины находится в совершенно разорванном состоянии, когда ни о какой универсальности применения законов речи не идёт. Законы выборочно трактуются, используются в каждом частном случае по-отдельности и так далее, и тому подобное. Например, одним из последних моментов было внесение вопроса о конфискации российского имущества на территории Украины. Сегодня депутаты обсуждают закон о нацбезопасности, который ещё более изменит законодательное поле Украины в сторону различных внесудебных действий, которые могут принимать Служба безопасности, прокуратура, Совет по национальной безопасности и обороне. Идёт формирование жёсткого террористического режима, для которого безусловным условием является внешний враг.
Назначить таким врагом Венгрию или Словакию не получится, самым удобным врагом является России. Это очень неплохо укладывается на извечный украинский миф о противостоянии с «клятыми москалями». Это ложится на события, которые происходят на юго-востоке, благодаря глупости самого киевского режима. Как следствие, идёт «охота на ведьм», уничтожение неугодных политических активистов или независимых журналистов, что продемонстрировано на примере убийства Олеся Бузины. Маховик ненависти и террора будет, к сожалению, раскручиваться дальше.
Как это всё остановить? По опыту латиноамериканских и южно-европейских фашистских режимов, мы можем сказать, что такой процесс идёт практически до полной дезинтеграции государства.
Сколько это продлится? Это зависит от того, как будет себя чувствовать экономика Украины и насколько политически режим будет поддерживаться со стороны, в первую очередь, стран Запада. По опыту может быть и несколько лет, и десятилетия. В том же Чили противники Пиночета смогли добиться демократических выборов и устранения хунты только через 20 лет после переворота. Поэтому ничего странного в таком, казалось бы, нелогичном поступке Верховной Рады нет. В их логике это абсолютно оправданный, нужный и важный поступок.
Газета Завтра