Леонид Велехов, радио "Свобббода": Тут мне хочется пойти ходом прямым, как палка, биографическим, потому что в нем самом заключен некий парадокс. Вы ведь из семьи не только не религиозной, но и такой, во всяком случае, по ее положению, абсолютно марксистско-атеистической. Ваш отец был референтом главного философа-марксиста Советского Союза, академика Федосеева, имя которого мы все помним по учебникам. И мама ваша тоже из научно-номенклатурной среды
.
Прото-диакон Андрей Кураев: Должность отца, самая высокая в его карьере, называлась "ученый секретарь секции общественных наук Президиума Академии наук СССР". И при этом Федосеев просил его какие-то доклады ему готовить, помогать. А так его задача была - координация работы гуманитарных, общественных институтов Академии наук в области философии, социологии и психологии. То есть он курировал Институт США и Канады, ИНИОН, Институт философии.
Леонид Велехов: А какая-то такая идейная трещинка, рефлексии в семье были? Потому что сейчас все, кого не спросишь, оказывается, были диссидентами, и в родительской семье царил диссидентский дух... А у вас как было в этом отношении?
Андрей Кураев: Во-первых, из-за того, что отец работал в Президиуме Академии наук, дома все время была закрытая литература, то есть обзоры западной прессы, Тассовки, бюллетени АПН, закрытые записки для Политбюро, идущие из этих институтов. (...) Высоцкий и Галич у нас дома всегда звучали. Долгие годы на самом видном месте стоял "Архипелаг ГУЛАГ", но он был обернут в суперобложку какой-то очень скучной книги по диалектическому материализму (автор - П. В. Копнин). И было понятно, что ни один гость никогда в руки не возьмет эту книгу. Не говоря отцу я однажды все же открыл эту тайну, и книгу не-Копнина прочитал. Для меня это было потрясение. Разные враждебные голоса тоже дома звучали еще в 70-е годы. И тот круг общения, который был дома, - вел с отцом честные частные беседы. Нет, в нашем доме обаяния коммунистической идеологии не было.
Леонид Велехов: То есть была адекватная картина и восприятие действительности?
Андрей Кураев: Дело в том, что предыдущее перед этим место работы отца - Прага, журнал "Проблемы мира и социализма". Достаточно хорошо известно, что это и был тот мозговой штаб, откуда и вышла сама по себе идеология перестройки. Печенев, который был помощником Черненко
…
Леонид Велехов: И Лукин там работал. И Корякин там работал. Но, изучая вашу биографию, я заподозрил, что вы сами-то были, во всяком случае, без сколько-нибудь видимой трещинки и рефлексии до определенного возраста. Это когда я узнал, что вы в школе издавали… Что это было - газета или журнал "Атеист"?
Андрей Кураев: Стенгазета... (...)
Андрей Кураев: Будет ли Реформация Русской церкви? Мой ответ - нет! Реформации Русской церкви не будет. Мы опоздали. Я не знаю, хорошо это или плохо. Это безоценочно. Почему я считаю, что ее не будет? Потому что такие вещи, как Реформация, возможны только в условиях обществ тоталитарно-религиозных, закрытых, когда есть тесный союз церковной власти и государственной и когда невозможно диссидентство по мелочам. У нас сегодня общество достаточно открыто в смысле границ. Особенности путинской демократии, в отличие от брежневской поры: не нравится - чемодан, вокзал, и куда-нибудь. И это, конечно, в некоторой степени способствует стагнации атмосферы внутри страны. Это касается в том числе и религиозной жизни.
http://diak-kuraev.livejournal.com/1662122.html