Самоорганизация

Mar 16, 2011 23:41

Я читала 2 книги по самоорганизации: Стивен Кови, "7 навыков высокоорганизованных людей" и Д. Аллен "Как привести вещи в порядок". То, что они пишут, отлично подходит для моей работы, но не подходит для моей учёбы. Поэтому для организации учёбы надо придумать что-то другое.

По Аллену, надо записывать всё что нужно сделать а потом распределять, когда это делать - сейчас, сегодня, или позже, ну и т.д. По Кови, планировать нужно неделю: записывать все примерные дела которые будут в течение недели, а затем проставлять время и день недели, когда будешь это осуществлять.

Самое главное, почему для учёбы это не работает. К работе я отношусь так: это нужно сделать в любом случае - сейчас или позже, сегодня или завтра, но нужно. У меня в принципе не остаётся времени на то, чтобы заставлять себя что-то делать, я беру и делаю. У меня есть ежедневник с датами, и я постоянно вписываю что мне нужно сделать в тот или иной день. Всё это довольно просто: каждое действие либо имеет конкретную дату, либо его нужно сделать в ближайшее время, и оно записывается на сегодня. В конце дня я переписываю всё, что не успела за день сделать, на следующий день, а утром начинаю работу с просмотра состояния текущих проектов и списка задач, выбираю самое срочное или важное и выполняю. Т.е. это скорее подход А. Дэвида.
А нужно почему? Ну просто платят мне за это. Как я могу не сделать работу?? Как-то в голове даже не укладывается. Даже не то чтобы деньги главный мотиватор, скорее тут логика такая: очень разумно, что если мне платят деньги, значит я должна работать.

К учёбе я отношусь совсем по-другому. Там я никому ничего не должна, только самой себе. Кое-как удаётся заставлять себя делать домашку, потому что я сама себя уговариваю, что так надо. Но я прекрасно знаю, что никому это не надо, только мне. А иногда мне жутко сложно убедить себя, что это и мне тоже нужно. Денег за это не платят. Это как волонтёрство. Хочешь - делаешь, хочешь - нет. И постоянно приходится поддерживать в себе огонёк того, что мне это нужно. Но если меня спросят - зачем? Ответить мне почти нечего. Это хобби. Это для души. А когда оно не для души, а через "не могу", через "не хочу", через недосып, через усталость после работы, через слёзы? Тогда зачем? Не знаю. Просто потому что я так привыкла, учиться и получать пятёрки? То есть не для чего-то, а потому что так сложилось? Не знаю... Похоже на это. 
Раньше я по учёбе пользовалась системой Кови, но она мне надоела, потому что я переписываю одни и те же пункты (домашку) из недели в неделю, и это мне надоело. Может быть, делать это в электронном виде, а потом распечатывать... Не знаю... может быть, это будет более удобно.

По учёбе совершенно противоположный работе подход! Каждый вечер я думаю о том, что мне нужно сделать, и можно ли это перенести на завтра. И переношу. Т.е. если по работе я делаю по максимуму и переношу на другой день только то, что совсем не успеваю, то по учёбе всё наоборот: я переношу всё, кроме самого обязательного, потому что мне всё время очень не хочется делать домашку. При этом мне нравится посещать лекции, нравится процесс учёбы, обсуждения уже прочитанного, но мне очень сложно заставить себя готовиться к занятиям. От того, что я, как на работе, напишу себе список дел по учёбе, ничего не изменится. Мне от этих списков только страшно становится! От того, что я планирую неделю: в среду буду читать бурдьё, а в субботу писать творческую, да ничего от этого не поменяется, потому что я всё равно всё отложу в итоге до субботы. Потому что ну очень сложно заставить себя после работы заниматься учёбой. Моя проблема в том, что мне нужен результат, но я не хочу прилагать усилий. Я хочу иметь степень магистра, хочу хорошие оценки, хочу знания в голове. Но не хочу по вечерам после работы и в выходные заниматься приобретением этих самых знаний, хотя отлично понимаю, что это нелогично. Я знаю, зачем мне нужна учёба в целом, в глобальном смысле, но вот когда она раскладывается на ежедневные составляющие - я не знаю, зачем мне это нужно.

Ещё различие с работой - там я просто беру и делаю, а в учёбе куча времени уходит на то, чтобы заставить себя что-то делать. Чтобы доказать себе, что после работы читать Бурдьё, а не отдыхать, смотреть фильмы, слушать музыку, мыть полы в конце концов - это действительно имеет смысл... Как правило, не удаётся в последнее время. Ещё одно отличие: на работе я сижу в офисе, там рабочая обстановка, а дома - не рабочая. Так и хочется отвлечься от учёбы на отдых или работу по дому. И у меня есть определённые часы работы, с 10 до 7, есть некая упорядоченность. Конечно, иногда я задерживаюсь вечером или опаздываю утром, но в общем и целом упорядочивает. Ещё одно отличие: в офисе от меня постоянно кому-то что-то надо. Там невозможно отвлечься надолго от работы, даже если я захожу в личную почту или в контакт, мне обязательно напишет кто-то по работе, и я снова возвращаюсь к работе. По учёбе не так. Если я отвлекусь (а у меня есть потребность отвлекаться), к учёбе я уже не вернусь (велика вероятность), потому что в учёбе я индивидуальна.

Поэтому я сейчас это всё прописала, скорее для себя самой, чем для кого-то, но предполагаю, что моя рефлексия могла бы кому-то пригодится.

В общем получается, что проблема организации учёбы связана со следующим:

1) недостаток мотивации для напряжения мозгов после работы и в выходные после напряжённой недели
2) индивидуальность (никто не возвращает меня к учёбе, когда я отвлекаюсь)
3) не учебная обстановка дома (всё время хочется отдыхать или заниматься домашними делами)
4) нет определённого времени на учёбу дома (как например - пара в универе, или "с 10 до 7" на работе)

Мне нужно придумать эффективную систему по преодолению этих пунктов.
Есть идеи? Кто как с этим справляется (из тех, кто учится)?
Я пока что пробовала только напряжение силы воли, но мне это надоело. Может, есть ещё какие-то варианты?

учёба, анализ данных)

Previous post Next post
Up