Главной целью домашних заданий является их самостоятельное выполнение ребенком, поэтому родители не должны перекладывать эту обязанность на себя. Задача родителей - научить ребенка самостоятельно делать заданные уроки и контролировать правильность их выполнения.
В начальной школе оптимальная продолжительность подготовки заданных уроков составляет 1-1,5 часа. Чтобы сформировать у ребенка навык самостоятельного выполнения домашних заданий необходимо следующее.
1. Организуйте рабочее место ребенка поставьте удобный стол, стул, полку или тумбочку для тетрадей и учебников. Садясь на это место, у ребенка будет формироваться соответствующий рабочий настрой, желание приступить к подготовке уроков.
2. Объясните ребенку, что прежде чем приступать к выполнению заданий, он должен уточнить, какие предметы нужно готовить, и что по ним задано. Чтобы не получилось, что сначала ребенок сделал упражнение, а потом стал учить правило, на которое задано упражнение. Постепенно ребенок сам научится планировать свои действия и порядок выполнения уроков.
3. Существует распространенное мнение, что сначала нужно начинать делать более сложные задания. На самом деле, это не совсем так. Обязательно нужно учитывать характер и темперамент ребенка. Если ребенок сразу легко и активно включается в работу, но потом быстро наступает спад, то посоветуйте ему начинать с трудных заданий. Если же наоборот раскачивается очень медленно, но постепенно эффективность работы увеличивается, то начинать нужно с более простых предметов.
4. Самостоятельность ребенка в подготовке домашних заданий формируется постепенно, одним нужно 3-4 месяца, у других этот процесс занимает 2-3 года, все зависит от индивидуальных способностей. Но в любом случае этот процесс состоит из нескольких этапов.
На первых порах выполняйте задания вместе с ребенком. Постарайтесь выяснить, каких навыков и знаний у него не хватает, и восполните эти пробелы. Приучайте ребенка делать задания сначала в черновике.
На следующем этапе поручайте ребенку выполнение части заданий самостоятельно, при этом вы должны быть абсолютно уверены, что ребенок с ними справится самостоятельно. Для ребенка, собственно как и для взрослого, очень важно ощущение успеха. Оцените достигнутый результат. Придумайте какую-нибудь систему поощрений за хорошо и правильно сделанные задания. Например, давайте ему звездочку, флажок или цветную карточку. Визуальный образ накопленных наград придаст ребенку уверенности в собственных силах и вызовет желание заработать побольше поощрительных призов. В случае неудачи обязательно вместе выясните причину и спокойно разберите ситуацию. Подскажите ребенку, что при возникновении затруднений он может обращаться за помощью к взрослым.
На третьем этапе ребенок обычно начинает справляться с заданиями сам, но ему нужна ваша психологическая поддержка. Он должен знать, что вы находитесь рядом и всегда готовы прийти ему на помощь. Обязательно проверяйте сделанные задания. Ребенок должен чувствовать, что вы искренне переживаете за его успехи в школе и стараетесь помочь ему.
На четвертом этапе ребенок может полностью работать самостоятельно. Он ориентируется во времени выполнения заданий. Старается преодолеть все трудности сам, откладывая до вашего возвращения только самое трудное. За собой необходимо оставить проверку сделанных уроков. Проверяя выполнение заданий, не спешите сразу исправить все ошибки, предложите ребенку подумать еще над выполнением задания. Подсказывайте только в крайнем случае. Дарите ребенку радость собственных побед.
Может показаться, что такой подход займет много времени и сил, но на самом деле вы потратите гораздо меньше времени и эмоций чем на бесплодную борьбу (чтоб сел за уроки, чтобы не отвлекался на посторонние вещи, чтобы хорошо подготовился к контрольной).