Bosque del Apache NWR - 2008

Jan 21, 2009 21:15


Совесть меня замучила, по прошествии уже двух с лишним недель после возвращения из отпуска, решил чего-то написать. Заранее извиняюсь за некоторую сумбурность, перескакивания с пятого на десятое и обратно, писалось всё на одном дыхании, без всяких корректировок. А ещё и учитывая что писатель из меня никудышный... В общем, я предупредил. Кому не понравиться можете смело отписываться и никогда больше не открывать этот журнал :)




Что такое Bosque del Apache National Wildlife Refuge многие читающие этот журнал наверняка уже знают, почти год назад я уже писал о нём. Может здесь кое в чём и повторюсь, но для стройности рассказа (мне уже самому смешно) пусть будет. Как-то так совпало, что почти одновременно с Женькой, моим попутчиком во всех последних птичьих поездках, мы решили поехать в Боску и в эту зиму. У него не получилась поездка во Флориду, а я решил заехать туда по пути в Аризону. Правда на этот раз мы туда добирались самолётами, а не на машине, как год назад.



Птичий фотограф Женька. Часто не знаешь какую камеру схватить, ширик или телевик. Вот и приходиться метаться.

В Альбукерку, штат Нью-Мексико, самолёт прилетел вечером, привезя меня из знойного Техаса, где я делал пересадку. До прибытия Женькиного самолёта оставалось часа 3. Получив багаж, я пристроился у ближайшей розетки с ноутбуком, надеясь хоть как-то скоротать время в ожидании напарника. Самолёт, как водиться опоздал, и прилетел на полтора часа позже. Но киношка, книжка в PDF-формате по фотографии, да компьютерный преферанс не дали скучать. Наш путь лежал на юг, в небольшой городок Сокорро, где уже была зарезервирована гостиница, и где мы и намеревались провести следующие несколько дней. Пока зарентовали машину, выбирались из аэропорта и ехали до пункта назначения, незаметно наступила полночь. С двенадцатым ударом часов машина не превратилась в тыкву, хоть и была корейского производства. Она носила оптимистичное имя Kia Optima, так что позаимствовав у неё часть оптимизма, в час ночи мы успешно завалились в номер мотеля со всеми вещами. Разница местного времени с моим домашним составляла 3 часа. В родном Мэриленде было раннее утро воскресенья, и спать хотелось неимоверно. Организм, наверное, чувствовал свой законный выходной. Думать об утренней зорьке сил уже не было, так что просто завалились спать, надеясь что утро вечера мудренее.

Отоспавшись и разобрав упакованную по сумкам фототехнику, двинулись в заказник только после обеда. Тем более что днём там всё равно делать особо нечего. Вот вроде были здесь всего один раз в прошлом году, а чувствуешь себя как дома. Может отпуск так действует, может воздух здесь такой, то ли предвкушение от предстоящих 5-ти дней сьёмок. Не знаю. Но чувствовал себя очень легко и свободно. Поэтому приехав в заказник с такой же лёгкостью отщёлкал 8-ми гиговую карточку совершенно пустых фоток, удалённых уже только дома. Это заказник встретил нас стаей белых гусей, пролетевшей мимо и приводнившийся на пруду. Всё же отвыкаешь от того обилия птиц которые тут зимуют, и просто тяжело остановиться. Тем более что выбираешься в такие поездки не часто. Но это быстро проходит. Когда в течении нескольких дней видишь одно и то же, и палец устаёт давить сначала на кнопку спуска камеры, а потом на кнопку Del, то организм уже сопротивляется, заставляя больше думать головой. Обычно именно первый день на месте приносит больше всего фотографий в количественном плане, в основном за счёт новизны.

И надо себя заставить чтобы не снимать одно и тоже. Наверняка, все кто пробовал, знает, что при сьёмке летящих птиц очень много брака. С хорошей техникой процент технического брака сильно уменьшается, всё получается резко, в фокусе, но не всегда красиво. То положение крыльев у журавля не нравится, то он собрата своего загородил, то ещё что-то. Именно поэтому и снимается серией. А потом сидишь перед экраном компьютера и из отснятой серии в 10-20 резких кадров пытаешься выбрать один единственный. А то и всю серию удаляешь если свет не нравится, к примеру. Но всё же чаще ловишь себя на мысли что такой кадр я уже делал.



Белые гуси (Snow goose) и гусь Росса (Ross's goose, 3-ий слева, тот что поменьше)



Белые гуси. Серенький тоже белый, просто это так называемый blue morph.



Стая белых гусей и гусей Росса.



Обычно, день в Боске проходит следующим образом. Подьём часа за полтора до рассвета. Этого хватает чтобы быстро одеться, перехватить кофе на ближайшей заправке, и через 20 минут езды до заказника, стоять на краю какого-нибудь пруда в полной темноте. А на месте надо быть обязательно до рассвета, а иначе ничего не будет. Всё самое интересное происходит только на закатах и рассветах. Почему-то все гуси и журавли думают точно так же, как и фотографы-пейзажисты. А из-за этого, птичьим фотографам тоже надо вставать в такую рань. Такая вот несправедливость. Гуси, те вообще могут не дождаться рассвета и улететь по своим делам ещё по темноте. Впрочем, обычно так и происходит. Изредка они перелетают с одного места на другое и их можно застать и в более пригодных для сьёмки условиях. Журавли же просыпаются с солнышком, не-торопясь умываются и разминаются. И улетать начинают постепенно, парами, тройками, иногда в воздух поднимается одновременно с десяток птиц. Перед взлётом, все птицы медленно бредут в одном направлении, вытягивают шеи и зовут товарищей присоединиться. Обычно птицы добредают до более мелкого места, и только оттуда начинают свой разбег. Если взлёт гусей происходит как взрыв, и сьёмка происходит очень спонтанно, то журавли уходят медленно, действо может затянуться на час или полтора.



Канадский журавль. До рассвета ещё далеко.



Рассвет. Один из нечастых моментов, когда гуси очень неорганизованно взлетают с пруда.



Канадские журавли в контровом свете.

После того как все улетели, можно смело ехать досыпать в гостиницу, так как делать до вечера практически больше нечего. Заказник пустеет, все гуси и журавли улетают на соседние кукурузные поля кормиться. В прудах остаётся плавать какое-то количество уток, в основном широконосок и шилохвостей. Можно конечно проехаться по заказнику на машине, это круг в несколько миль длиной. Если повезёт, то можно встретить чего-нибудь интересного, и если свет хороший, то даже и сфотографировать. Но это если повезёт. Количество видов птиц и животных здесь не очень большое, но иногда попадаются интересные экземпляры, так как дома такого не увидишь. В основном, в Боску люди приезжают посмотреть гусей и журавлей, это основной местный аттракцион. Но многие забывают, что основное шоу происходит только на рассвете и закате. Приехавшие днём, и быстро проехавшие круг по заказнику скорее всего окажутся разочарованными, что мы не раз имели место наблюдать. Настоящие же любители обычно проводят здесь несколько дней, встречая рассветы и закаты. А особо рьяные даже живут в домах на колёсах. Зимой это экстрим, учитывая бросовые цены на гостиницы в ближайшем городке. Проведя здесь несколько дней, уже начинаешь узнавать народ. Большинство появляются на день-два, ну а некоторых мы встречали каждый день.



Западный луговой трупиал.



Чернохвостый олень.



Полевой лунь на охоте. А как он летает между кустов и деревьев, ас просто.

Но я что-то отвлёкся, вернёмся к тому что лучше поспать. Да, поспать однозначно надо, особенно если поднялся ни свет, ни заря. Но это не всегда удаётся. Добравшись до гостиницы, садишься и начинаешь просматривать отснятый за утро материал, ставишь заряжать батарейки. Впрочем, про батарейки я приврал. Зарядник я с собой привёз, как положено, но за все 5 дней только один раз заряжал батарейки для 50D, и ни разу для 1D Mark III. У последнего они бронебойные и не мрут даже в мороз при постоянном использовании телевиков со стабилизаторами. Так что остаётся только просматривать снятое. Что-то сразу же удаляется, что-то оседает на ноутбуке, и копией на гипердрайве (Hypedrive Colorspace). С 50D очень удобно оказалось сортировать отснятое прямо на фотоаппарате. Экранчик у камеры замечательней и процесс происходил гораздо быстрее, чем при использовании родного DPP на ноутбуке. Насладившись отснятыми "шыдеврами" можно и покемарить часок, если сон ещё не ушёл. На большее, увы, времени нет. Темнеет зимой рано, и закат на конец декабря приходиться на 5 часов вечера, а это значит что часа в 3 уже надо выезжать на вечернюю сессию.





Вечер сильно отличается от сьёмки утром. Главное отличие в том что приезжаешь когда светло, и уезжаешь когда темно, а не наоборот :) Обычно все вечерние сьёмки мы проводили с деревянной площадки (дека), про который я уже писал в прошлый раз. Расположение дека таково, что солнце очень удобно садиться справа-сзади, и более удобного места для сьёмки закатов просто не существует. Птицы для ночёвки рассредотачиваются по нескольким точкам, и только несколько из них доступны простым смертным. И дек здесь вне конкуренции. Может быть именно все фотографы именно так и думают, тем не менее желания сменить место для сьёмки на закате ни разу не возникло. Обычно после приезда на место берёшь штатив и стараешься забить себе место на деке, выбирая его чтобы никто не мешал. Если припознился, то иногда приходиться быть немножко наглым (что мне в общем-то несвойственно :), и расчищать место среди туристов, крутя телевик на штативе в разные стороны. Учитывая мои габариты и размеры телевика, то это обычно не составляет большого труда. К профи обычно не лезешь. Те или сами подвинуться, или снимаешь оттуда где удалось встать. Просто в хорошую погоду народу на деке бывает много. Впрочем, птицы тоже любят тёплую безветренную погоду. А если повезёт с закатным светом, то только успевай снимать. Всё происходит в обратной последовательности. В какой-то миг, редкое кряканье плавающих рядом с деком уток прерывает хлопанье крыльев и курлыканье первых прибывших. Сначала небольшими группами прилетают журавли. Небольшой пролёт на водой и они уже стоят в мелкой воде рядом со своими собратьями. Группа может перейти на другое место позже, собираясь в большие группы на ночь, но пока все приземляются где кому удобнее. Птицы будут прилетать до самого заката и после него, когда уже практически ничего не станет видно. Гуси начинают лететь чуть позже, иногда стаями, а иногда и по одному. Но учитывая как они свободно летают в темноте, в отличии от тех же журавлей, уже не удивляешься.



Вечер первого дня, вид с дека.



Белый гусь заходит на посадку.



И журавли тоже, не хуже гуся.

Народ начинает расходиться с наступлением темноты. Прилетающих птиц уже практически не видно, глаз видит только общие очертания и уже не различает деталей. На фоне светлого участка неба продолжающие прилетать птицы выписывают последние виражи, перед тем как исчезнуть на фоне тёмной воды. Даже на фоне неба они различимы лишь как неясные силуэты. Особо упорные фотографы пытаются фотографировать даже если уже так темно, что хоть глаз выколи. Впрочем, и сам часто уходил с дека последним. Последние кадры снимаются в проводку на длиннющих выдержках на пределе возможного фототехники. В этом фото-отчёте таких нет, я может быть потом как-нибудь покажу, просто оно не всем нравится. Официально заказник работает ещё полчаса после заката, но это, как мне показалось, никто не контролирует. Так что народ обычно никуда не торопиться.



Белый гусь заходит на посадку



Градиентные журавли



Шилохвости (Northern Pintail) на фоне закатного неба

Вечер же проходит примерно по тому же сценарию что и день. Ужин, живительный душ после дня на морозе, просмотр отснятого... Спать приходиться ложиться рано, так как на следующий день опять вставать до рассвета.

Но стоит сказать что с погодой нам относительно повезло. Улетая, я смотрел погоду на ближайшие дни - передавали солнышко. Но верить синоптикам нельзя. Погода менялась ежедневно и практически непредсказуемо. Было не так холодно как в прошлом году, но зато было ветрено. Ветер дул почти каждый день, иногда слабенький и тёплый, а пару дней завывал холодными порывами до 40 метров в секунду. Дек в такие дни почти пустовал. Один вечер я там был вообще один, даже Женька не выдержал и остаток вечера отсиживался в машине. Птицы сильный ветер тоже не любят. В такую погоду редкий журавль долетит до середины пруда. Устав бороться с ветром, часть журавлей просто падала в воду до куда могла долететь и пешком, по воде, добиралась до места ночёвок. Многие птицы просто не прилетали, предпочитая ночевать на удалённых, более укрытых от непогоды прудах. Только широконоски чувствовали себя в такую погоду просто прекрасно, совершенно не тушуясь перед волнами, продолжая нырять в грязной от мути воде.



Широконоска, самец.



Широконоска, самочка.

Воды в этом году было значительно больше чем в предыдущем. Многие привычные глазу участки суши были затоплены. Может быть поэтому и птиц было меньше. Если в прошлом году было 15 тысяч журавлей, то в этом только чуть больше 10. Гусей в прошлом году порядка 50 тысяч, в этом под 40. Но самое заметное, это было значительно меньшее количество уток. С прошлого года запомнилось огромные стаи уток даже в дневное время, постоянно перемещающихся над территорией заказника. А сейчас - редкие стайки плавающие вдалеке. Сайт друзей Боски пишет что на середину января насчитывается чуть больше 30 тысяч, но я на 2 недели раньше не заметил такого количества.

Но количество пернатых это всего лишь один из компонентов успеха. Для хорошей фотографии в первую очередь нужен хороший свет. И больше всего нам повезло в первый вечер. Такого заката не было ни в один из последующих дней. А мы, обрадованные такой удачей, раскатали губу, думали, что и дальше такое будет. Но погода нас обломала. Если пару дней, на рассвете нам ещё удавалось застать солнышко, выглядывающее из тучек на некоторое время, то на закатах оно непременно закрывалось тучкой в самый нужный момент. А без света что за фотография.



Приземление белого гуся

На самолёт в Аризону отвозил меня Женька, он оставался ещё на день. По дороге в аэропорт машина сначала попала под дождь, потом проехала через радугу в полнеба, чуть позже попала в пыльную бурю, которая узким коридором пересекала хайвэй. Видимость была метров 20, но хорошо что она быстро закончилась. А напоследок, по прибытии в аэропорт пошёл снег. Пока я сидел в самолёте в ожидании вылета, его основательно успело облепить мокрым снегом и приморозить . После чего, мужик с брондсбойтом в виде "автомата" полчаса поливал нас сначала оранжевой жидкостью, а потом ядовито-зелёной, пока корка льда не растаяла. И только после этого дали дабро на взлёт. А как позже сказал Женька, в Боске снег так и не пошёл, наверное к сожалению...

Ещё несколько фотографий вразнобой:



Журавль на фоне подсвеченной вечерним солнышком травы.



Стая белых гогоча проносится мимо. Там ещё ниже красноплечий трупиал пристроился.



Белый гусь крупным планом.



Белоголовый орлан не дал себя пофотографировать в полёте. Да и до сидящей на дереве птицы было очень и очень далеко.



Один из рассветов, очень даже удачных. Это наверное был единственный раз когда мы угадали куда ехать :)



С того же рассвета



Иногда в пучинах неба можно было разглядеть нечто похожее на морскую черепаху.



Лунь гоняет стаю красноплечих чёрных трупиалов.



В один из пасмурных ветреных вечеров



Рассвет в тучах. Неопознанный хищник в окружении воронья.



В общем, я остался очень доволен поездкой. Купленный накануне 300/2.8 показал себя с самой лучшей стороны, и я не стеснялся снимать на f/2.8 на высоких ISO. Фокус на 1DM3 ловит птиц в полёте с этой линзой просто прекрасно даже в темноте, когда глаз уже различает только контуры птицы. Единственное, пожалели, что ни у кого из нас не было чего-нибудь типа 70-200. Мой 24-105 был частенько коротковат, а 300мм длинноват. Ну и зум порой очень удобен.

Как и обещал, такой вот кратенький фотоотчёт получился. На большее пока не хватило времени. Наверное больше сил отняло именно написание текста. Фотографии отбирал не самые лучшие, но и не самые худшие, скорее они наиболее показательные и характерные. Самое лучшее (надеюсь что лучшее) оставил в загашнике. Но я ещё буду выкладывать фотографии с Боски по мере возможности, смешивая с прошлогодними, да и свои любимые тоже буду стараться показывать. Просто им полежать надо. Любимость проверяется временем. Если не разонравятся за месяц-два-три, то значит точно любимые.

Кстати, парочка фоток выше сделана мыльницей. Интересно, угадает кто-нибудь какие именно, не заглядывая в EXIF.

bosque del apache, что-то-хотел-сказать, гусь, утка, new mexico, птицы, журавль, закат

Previous post Next post
Up