Паруса, которые так милы моему сердцу - не единственная альтернатива мазутным двигателям сегодняшних кораблей.
Альтернатива, напоминаю, стала нужна не только по причинам экономическим.
Нефть упала, топливо стоит более-менее разумно.
Дело в административных вопросах: Балтика, Северное Море и терводы США теперь имеют весьма жёсткие ограничения по содержанию оксидов серы и азота в выхлопе.
Чистое топливо гораздо дороже, системы очистки выхлопа дороги, поэтому альтернатива может иметь определённые шансы.
Есть ещё два варианта, кроме парусов, они очевидны и ничем существенным не отличаются от наземных.
Газ и электричество.
Что касается газа, то тут всё неплохо, можно даже сказать - радужно.
Вяртсиля, Роллс-Ройс, Мицубиси, да и все большие производители уже настрополились делать движки, при минимальной перенастройке работающие то на газу, а то на мазуте.
Выхлоп чистый, газ стоит дороже обычного топлива, но дешевле чистого, без серы, поэтому годится как решение.
Процесс потихоньку пошёл, по крайней мере, дело идёт к стройке кораблей-заправщиков:
http://gcaptain.com/bureau-veritas-class-first-lng-bunker-barge/Порты договариваются об организации заправки судов (надо же иметь возможность заправиться и в пункте А, и в пункте Б):
http://gcaptain.com/ports-of-singapore-zeebrugge-and-antwerp-sign-lng-bunkering-accord/Короче, инфраструктуру строят.
Нормы и правила для судов на газу уже есть, сертификация - не проблема.
Проблема - сама система хранения горючего, она сложнее и занимает существенно больше места, чем танк с мазутом.
Как тут:
http://gcaptain.com/time-lapse-shows-construction-of-massive-lng-tanks-for-worlds-first-gas-powered-containerships/Но это решаемо.
Тем более, что электричество - это ещё больше проблем в смысле места.
Понятно, что батарей на переход из Роттердама в Шанхай не напасёшься.
Поэтому тут нужны фокусы.
Либо надо заряжаться часто, а это значит каботажное плавание, либо брать откуда-то энергию на ходу.
Начнём с конца: на ходу - это гибриды (вроде Тоёты Приус), либо солнечные батареи.
Гибриды имеют смысл у берега, где выхлопы радуют не всех.
Гибридный портовый буксир, спроектированный DAMEN, абсолютно реалистичен.
http://www.damen.com/innovation/projects/e3-tug-pТак что тут перспективы неплохие.
С солнечными батареями сложнее.
Демонстратор технологии есть.
Вот такой:
Click to view
Даже вокруг света обошёл.
Но при нынешней цене и эффективности солнечных батарей экономического смысла в этой истории нет никакого.
А вот часто подзаряжающися каботажный аппарат выглядит на мой вкус довольно убедительно:
Click to view
При недорогой гидроэнергетике Норвегии - имеет смысл.
К тому же, норвежцы из Det Norske Veritas предлагают сделать его беспилотным, что имеет свои дополнительные плюсы, но об этом не сегодня.