Любовь и свобода

Aug 15, 2010 22:31

Совершенно случайно посмотрела вчера потрясающий фильм «Руфь».
Была поражена, что по телевизору показывают такое кино. Включила ящик случайно, чтобы за чашкой чаю немного переключиться после завершения двухдневного тренинга. Да так и не оторвалась до самого конца фильма.

Сюжет, безусловно, цепляет. Про многострадальную Родину нашу можно снимать фильмы бесконечно. Великолепно играют актеры. Но не об этом я хочу сказать сейчас, и не из-за этого вчера непривычно долго оставалась перед экраном телевизора.
Меня более цепляет другое.
Цепляет философия любви Мари, главной героини фильма. Всей ее жизнью утверждаемое понимание любви. Как свободного выбора и ответственности за то, что бы этот выбор ни принес. Верности своему выбору и преданности партнеру, общему с партнером пути - куда бы он не вел.
Напряжение достигает высочайшей ноты, когда племянница главной героини рассказывает ей о тяжелых событиях своей жизни, в результате которых ей пришлось выйти замуж против своей воли. «Но ведь у тебя был выбор», - отвечает Мари. «Какой?» - недоуменно спрашивает племянница. «Во-первых, сесть. Во-вторых - полюбить его. И наконец, убить. Оооо, да тебя, кажется, возможность полюбить ужасает больше, чем убить». Боже мой, ведь в этом - мы все! Нам проще убить, чем искать в себе силы любить, при любых обстоятельствах видеть в другом человеке - ту искру Божию, за которую единственно и можно любить. Проще убить, чем полюбить и принять другого, принять таким, какой он есть. И приняв, выбрать его уже сознательно, неся ответственность за свой выбор. Нееет, проще убить и пойти дальше, стеная и обвиняя всех и вся в том, что жизнь не сложилась, ища только лишь возможности облегчить свою ношу, используя других как инструмент, не вглядываясь в них, не желая видеть в них ни Божьего, ни человеческого…
О, эти вечные вопросы выбора! Осознанный выбор дает свободу, и в фильме это показано блестяще. Принимать решение, делать выбор, и - нести ответственность за него, не обвиняя никого. Следствие такой свободы - подлинное, «до печенок», принятие своей судьбы, единственное только и дающее силы жить ею. Даже если речь идет о смерти или двадцати годах лагерей. Собственно, это и есть христианское смирение.
И хотя о вере, о Боге в фильме сказано ровно половина слова, да и та - вскользь, но смыслом он напитан подлинно христианским. Неслучайно библейское название фильма и тонкие аллюзии в ткани сюжета. И философия любви Мари, основание выборов, совершаемых ею, ведут нас все в том же направлении. О, как трудно научиться такой любви! Человечество вот уже больше двух тысяч лет учится, а результаты все еще очень неутешительны… Но если не идти этой дорогой, то где мы окажемся тогда? Ответ на этот вопрос в фильме тоже есть, хотя и не очевидный.

И да, Анни Жирардо в этой роли совершенно уникальна. Как и музыка Рахманинова, так органично сопровождающая фильм.
Previous post Next post
Up