Отчет о встрече с Майклом Макфолом в Стенфорде

May 22, 2014 03:32

Оригинал взят у panchul в Отчет о встрече с Майклом Макфолом в Стенфорде



Майкл Макфол занятен тем, что 95% времени он ведет себя аккуратно (а-ля типичный американский директор по маркетингу небольшой компании), но в 5% времени коварные русские задевают в его душе какую-то струну, и он вступает с нами в такие диалоги как сегодня на встрече в реале в Стенфорде (пишу по памяти):

Vladislav Powerman: Крым вернулся к России как ребенок к маме.

Макфол: А может еще и Калининградскую Область вернуть Германии?

Я: Но там нет никаких немцев.

Макфол (оживляясь): И знаете почему?

Я: Они ушли (They left).

Макфол (невероятно оживляясь): И вы знаете как?

Я: Я знаю.

Vladislav Powerman: <продолжает перепалку>

Вы поняли как мы близко были от начала спора про стотысяч изнасилованных немок c дебютом в стиле "она утонула"? Причем не на фейсбуке и не в твиттере, а в реале, в окружении пары сотен чопорных гуманитарных американцев старшего возраста, русских теток-слависток и стенфордских студентов.

Но начнем сначала.

Перед презентацией

Я приехал в Стенфорд, пришел в аудиторию и скромно уселся во втором ряду. Через несколько минут появился con_vertor, уселся в первом ряду, потом застеснялся и пересел в третий. Потом справа от меня сели трое русских (из которых один грузин и одна женщина) и стали обсуждать, что некоторый русский составил Цитатник Макфола. Минут через пять обсуждения они посмотрели налево и сказали "Так вот же он!"

Потом я начал обсуждать с грузином проблемы биотехнологии и не заметил, как появился Макфол. Он сначала сел на кресло в трех метрах от меня потом обернулся и сказал мне "Hi!". Я по возможности лучезарно ответил "Hi!" и презентация началась - Макфола стали представлять.

Общее содержание презентации

Сначала Макфол долго рассказывал, как Все Было Хорошо и Россия летела вперед. Выпущенный Ходорковский, Пусси Райотс (он произнес слово Pussy совсем непошло даже для чопорной аудитории) и Олимпиада, на которой Макфол раздал больше автографов, чем за всю свою жизнь до этого события.

И потом настало Страшное - Крым ...
Майкл рассказал, как он страдал, и как страдали неназванные русские топ-официальные лица.
Но катастрофы было не сдержать, и американо-российские отношения умерли.

Потом Макфол уделил внимание своей любимой теме - Продвижению Демократии, и сказал, что самые главные союзники для Америки - это демократии.

И наконец, Макфол похвастался тем, как весь Рунет делает фотожабы с ним и Навальным, при том, что "как посол" он никогда не встречался с Навальным (в другом интервью он сказал "за все время пребывания послом в России"). (Интересно, почему Макфол это уточнил, может он встречался с Навальным когда тот был студентом в Иллинойсе, а Макфол еще не был ни послом, ни в России?)

На удивление, Макфол никак не выразил свое мнение об украинском правительстве. То ли Турчанов-Яценюк Макфолу совершенно неинтересны, то ли украинское правительство не так популярно в вашингтонских кругах, как об этом считают в Киеве.

Вопрос Китая

Сначала поднялся англоязычный товарищ загадочной национальности типа иранца и спросил у Макфола, что он думает об отношениях России с Китаем. Макфол сказал в духе "обычные - нефтью торгуют, вместе в ООН голосуют".

Потом был я. Я начал растекаться мысью по древу "как интересно, я тоже хотел спросить про Китай". Потом я сказал Макфолу, что я несогласен с двумя, точнее тремя, предложениями из его презентации. Макфол сказал "окей". Тут некий товарищ (по виду - ветеран американской антисоветской политологии) не сдержался и попросил меня "question please". Я сказал "sure" и спросил:

1. Вот вы сказали, что американо-российские отношения умерли, точнее умирают. Я не согласен. Вот в нашей электронной индустрии между компаниями Silicon Valley и российскими компаниями происходят сделки, и в марте, и в апреле, и прямо сейчас. Никакого умирания, несмотря на угрозы санкций, статьи агента ФБР в Boston Globe и т.д. И вообще, почему бы вам не использовать взаимодействие американских и российских технологических компаний, а не душить процесс санкциями?

2. Вы также сказали, что главные союзники для Америки - это демократии. Я не согласен. В нашей электронной индустрии главный партнер США - это Китай. Мы все время слышим "China is priority number one!" И кстати, у Китай с правами человек (human rights record) гораздо хуже, чем в России. Почему им priority number one, а России - санкции и экспортный контроль?

Макфол возрадовался и сказал что он двумя руками "за" использование отношений в технологии, правда осторожно квалифицировал это указав на 1) слайды с dual-track engagement с представителями civil society И capitalists, а также 2) привел пример юноши-стартапщика из Новосибирска в поисках инвнстиций в Silicon Valley. Т.е. крупные компании с государственным капиталом эта формулировка обходит.

Далее Макфол рассказал, что в Вашингтоне есть люди, которые хотят, чтобы Путин fail через накрывание его экономики медным тазом в том числе и с помощью ограничения технологического сотрудничества, но сам Макфол против такого сценария.

"Что касается Китая", сказал Макфол, с ним те же самые проблемы с правами человека, что и в России, но в Америке у Китая гораздо больше stakeholders (заинтересованных лиц). Типа поэтому душить Китай не получается. Макфол сделал покерно-задумчивое лицо, а потом просиял "И кроме этого, Китай никого не оккупировал!"

Вопрос Крыма, который не хочет

Тут русские товарищи справа от меня в лице Vladislav Powerman и соратники сказали "а Россия тоже никого не оккупировала" - и завязалась перепалка, фрагмент которой я воспроизвел выше. Я тоже поучаствовал в перепалке и заявил что как ни крути, а крымчане киевского правительства просто не хотят. Макфол сказал быстро свернул конверсейшн, сказав, что он с Vladislav Powerman не договорится и он готов поговорить потом.

Далее было еще пара вопросов и наконец слово взяла тетка, по виду - русская интеллигентка инммигрантско-гуманитарно-славистического направления. Тетка сказала, что по ее мнению падение России началась не с Крыма, а года за три до этого, Макфол согласился, быстренько все закрыл и убежал.

"А разговоры после презентации", - разочарованно подумал я, "ну и ладно" - и пошел к выходу.

Без скандала не обошлось

Каково же было мое удивление, когда я увидел у выхода Макфола в расстроенных чувствах праведного возмущения, выговаривавшего или Владислава, или его приятеля (я так и не понял кого), что он не имеет право называть представителей госдепа, а также Макфола лжецами. Аргументированно спорить можно, обзываться нельзя. Особенно это плохо для студента Стенфорда.

Честно говоря, я так и не понял последовательность событий, но по-моему, Макфол сначала говорил, что референдум в Крыму происходил "под дулами ружей", а потом отрицал, что это говорил, а русские товарищи с ним спорили.

Я тоже запомнил, что Макфол сказал про "gun burrel". Я когда это услышал, подумал, что это звучит не совсем хорошо для смешанной американо-русской аудитории. Поэтому запомнил. А Макфол наверное забыл. Вот она - профессорская рассеяность.

20% украинцев

Потом Макфол сказал, что ему нужно реально бежать, и я вместе с двумя другими спорщиками его провожал. По дороге я объяснил Макфолу, что его тезис "в Крыму 20% украинцев и сколько из них голосовали за присоединение? Ноль!" - это тезис некорректен. Я объяснил Макфолу, что я сам наполовину украинец и наполовину русский, и таких как я на Украине большинство. Я сказал "они могут писать в паспорте или там на фейсбуке, что они украинцы или русские, но кем они себя записывают - это не важно, ибо де-факто большинство жителей Украины являются И украинцами, И русскими одновременно".

Также я высказал Макфолу мое мнение, что то, что он сказал про "% украинцев" - это просто плохой аргумент, при виде которого у людей понимающих будет формироваться мнение, что Макфол не понимает ситуации.

Макфол сказал, что в этом что-то есть, и мы расстались.

Poll

Макфол, Россия, Стенфорд, Путин

Previous post Next post
Up