24 августа в рамках внедорожной выставки Moscow Off-Road Show 2017 был представлен первый в мире полноразмерный пикап Toyota Tundra с колесной формулой 6x6 от московской компании "4x4 Tundra". На сегодняшний день это действительно первый и единственный в мире пикап Toyota Tundra, хотя шестиколесные версии различных автомобилей регулярно появляются на публике. Это и Dodge Ram, и Hummer, и Toyota Land Cruiser и знакомый многим Mercedes-Benz AMG G55 6x6, производство которого закончилось в прошлом году.
Примечателен тот факт, что в этот раз российские специалисты опередили своих иностранных коллег и создали шестиколесный пикап без участия и поддержки производителя, полагаясь исключительно на собственные инженерные познания и опыт предыдущих проектов техцентра 4x4 Tundra, который занимается обслуживанием и тюнингом пикапов Toyota Tundra уже 6 лет.
Пикапы Toyota Tundra, хоть и не поставляются официально в Россию, но, благодаря множеству энтузиастов и "серых" дилеров, тем не менее, стали самыми популярными полноразмерными американскими пикапами на российском рынке. Отчасти благодаря большому количеству поклонников самого бренда Toyota в нашей стране, отчасти - надежности и долговечности автомобилей бренда, где бы они ни были произведены. А учитывая тот факт, что полноразмерные пикапы в США и Канаде являются подобием наших ГАЗелей - рабочими лошадками, которые перевозят грузы, таскают тяжелые прицепы и трудятся у фермеров и предпринимателей, пробегая очень большие расстояния, выносливость и низкая стоимость обслуживания являются факторами определяющими что за океаном, что в России. Соответственно, сочетание надежности, простоты, выносливости, любимого и уважаемого многими бренда Toyota сделали свое дело.
Техцентр 4x4 Tundra занимается обслуживанием, ремонтом и тюнингом пикапов Toyota Tundra с 2011 года. За эти годы компания реализовала более трех сотен комплексных проектов тюнинга, которые включали в себя доработку подвески, ходовой части, создание и установку элементов силового обвеса, тюнинг экстерьера и интеграцию разнообразного дополнительного оборудования. Появились компоненты для тюнинга собственного производства и разработанные по заказу техцентра российскими производителями. Одним словом, все шло к тому, что пора приступать к проекту, который сможет сконцентрировать в себе все умения, навыки, наработки, приобретенные за эти годы.
Естественно, объект для препарирования был известен заранее - Toyota Tundra третьего поколения - с 2014 по 2017 годы выпуска. А вот что с ним сделать - понимание пришло во время участия в Московском Международном Автосалоне 2016 года, когда на стенде Mercedes-Benz появился новый G-classe 4x4x2 на портальных мостах и стало известно, что выпуск "гелика" 6x6 окончательно прекращен.
Это был настоящий вызов - до сего момента ни одна компания в мире не делала даже попыток поставить Toyota Tundra на шесть колес. Для реализации подобной конструкции на тяжелом пикапе, который сам по себе имеет большой вес, длину более 6 метров и рассчитан на большие нагрузки, одного желания было мало. Все реализованные до этого подобные конструкции на пикапах, легковых автомобилях и внедорожниках базировались так или иначе на определенных ноу-хау компаний, которые занимались их производством, поэтому чертежей или готовых решений на рынке найти практически невозможно. Поэтому пришлось начать буквально "с нуля" - с тех же чертежей, расчетов, измерений, примерок и поисков подходящих технологий.
Двумя основными задачами были: соединение штатной рамы Toyota Tundra с частью такой же рамы, к которой крепился бы третий мост (также штатный мост от Toyota Tundra), а также реализация формулы 6x6. Для решения вопроса с рамой были привлечены опытные инженеры, которые путем компьютерного моделирования, вычисления различных нагрузок и деформаций, рассчитали конструкцию комплекта креплений для рамы, которые обеспечивали бы необходимую прочность соединений. Вопрос с приводом 6x6 после долгих поисков и оценок был решен при помощи редуктора немецкой фирмы Tibus.
В качестве донора был использован новый пикап Toyota Tundra 2016 года выпуска, в комплектации SR5, который пришел из США еще в декабре 2016 года, однако, "благодаря" введению системы "ЭРА-ГЛОНАСС", о которой как о снежном человеке - все знают, что он есть, но никто его не видел. В итоге процесс получения, установки и оформления "волшебной кнопки" затянулся на долгих полгода. А значит, затянулся и процесс постройки проекта, приступать к которому без растаможенного и оформленного "донора" было невозможно. Зато появилось время доработать некоторые решения и изготовить необходимые компоненты новой трансмиссии. А заодно поработать и над концептом совместно с дизайнером Сергеем Карлиным, который буквально по кусочкам собирал, изменял, снова собирал визуальный образ будущего "Геркулеса".
Сама по себе концепция Toyota Tundra 6x6 HERCULES предполагает создание полноценного экспедиционного внедорожника на базе Toyota Tundra с колесной формулой 6x6. Помимо уникального внешнего вида, функционал пикапа предполагает три базовых варианта: композитный грузовой отсек с дугами безопасности для перевозки грузов или одной единицы техники (снегоход, квадроцикл, мотоцикл) длиной 3 метра; трансформируемая платформа для перевозки двух единиц техники, кемпер для длительных путешествий. При этом сам пикап должен отлично передвигаться как по дорогам общего пользования, трассам и пересеченной местности, так и по бездорожью различной сложности.
Атмосферный бензиновый двигатель Toyota Tundra 5,7 литра (386 л/с) остался пока без изменений, хотя вариант установки компрессора TRD (и увеличения таким образом мощности двигателя до 504 л/с) рассматривается в перспективе. Также прорабатывается вариант установки дизельного двигателя от Toyota Land Cruiser 200, но пока на уровне идеи. Штатная автоматическая КПП-6 была усилена российскими специалистами для эксплуатации в экстремальных условиях под большими нагрузками.
Взамен штатных амортизаторов Toyota Tundra, российские специалисты из ORM Suspensions разработали комлект амортизаторов с внешними компенсационными емкостями и увеличенной площадью основного бачка для лучшего охлаждения. На сегодняшний момент подобный комплект проходит ходовые испытания на двух пикапах Toyota Tundra в экстремальных условиях длительных экспедиций и, после возвращения и изучения состояния будут предлагаться как еще один комплект для тюнинга штатной подвески Toyota Tundra.
Штатные амортизаторы Toyota также достаточно надежны и выносливы, однако взамен оригинальных 32" колес установлена 37" внедорожная резина на 18" литых дисках, что резко увеличило неподрессоренные массы и возникла необходимость замены амортизаторов на более производительные.
На все четыре задних колеса установлена пневматическая подвеска собственной разработки техцентра 4x4 Tundra, которая позволяет компенсировать повышенные нагрузки на заднюю подвеску и делает ход пикапа мягче и комфортнее.
На сегодняшний момент техцентр 4x4 Tundra представил первую генерацию шестиколесного пикапа, которая в ближайшие недели будет проходить полный комплекс ходовых, ресурсных и нагрузочных испытаний, который позволит сделать выводы о надежности всех узлов и агрегатов, а также конструкции в целом.
Внешний вид пикапа отличается от концепта, изображенного на эскизах и чертежах. "Благодаря" задержке в оформлении документов на донора, проект собирался буквально накануне выставки Moscow Off-Road Show, однако решетка радиатора, композитный капот, стальные силовые передний и задний бамперы, а также подножки, расширители арок - все это компоненты, произведенные в техцентре 4x4 Tundra и для выставки они заняли свое законное место, как показатель достижений и возможностей компании. Кузов также далек от концептуального идеала, но именно этот кузов будет служить для испытаний максимальных нагрузок на раму и подвеску, и впоследствии будет заменен на композитный грузовой отсек, как изначально и планировалось.
На сегодняшний момент задача максимум - провести ходовые испытания под нагрузкой для проверки прочности конструкции и агрегатов, а дальше начнется работа над окончательным внешним видом и интерьером.
Что немаловажно - проект Toyota Tundra 6x6 HERCULES производится изначально с таким прицелом, чтобы внести все изменения в конструкции в ПТС и полностью легализовать пикап для беспроблемного передвижения по дорогам общего пользования.
Выпуском одного экземпляра компания не ограничится. Суть проекта в том, чтобы каждый пикап был индивидуальным, под пожелания и задачи каждого конкретного заказчика. Поэтому внешне, в интерьере, в функционале каждый пикап Toyota Tundra 6x6 от техцентра 4x4 Tundra будет единственным в своем роде. По сравнению с ценой шестиколесного "гелика" в салонах в 32 миллиона (а на сегодняшний день стоимость на перепродаже доходит до 56 миллионов), стоимость Tundra 6x6 будет куда приятнее - ориентировочно от 10 до 15 миллионов рублей (включая стоимость донора). Причем стоимость будет зависеть исключительно от пожеланий заказчика по доработкам и функционалу.
Для сравнения, Toyota Hilux 6x6 от Arctic Trucks 2016 года синего цвета, который не раз можно было увидеть на различных мероприятиях, сегодня продается за 9 500 000 рублей.