Проблема зла, проблема зла... Нет никакой особой «проблемы зла». Проблема зла есть проблема Марса и Эроса. Эрос есть, а Марса нет. Любовь есть, а ненависти нет, зла нет, есть лишь извращение любви. Человек «способен» причинять другому боль, но эта «способность» есть лишь искажение могучей творческой силы любви, способности «причинять любовь».
Садизм противоположен не мазохизму, а любви. Мазохизм противоположен не садизму, а любви. Всякий грех противоположен не добру, а любви. Иисус - это материализовавшаяся любовь Творца. Быть последователем Христа означает разрешить Богу лечить свою способность любить - любить не «платонически», а «иисусонически», творя любовь там, где раньше творил боль.
Ужасно, когда в Иисусе видят «пример для подражания». Он изгонял - мы изгоним. Он обличал - мы обличим.
Подражать Иисусу означает дышать Духом Иисуса, а не быть Иисусом. Хирург прооперировал больного, поставил его на ноги - но ведь больной не может и, главное, не должен после этого кого-либо оперировать.
Когда человек убегает со своего места, Иисус это место занимает. Бог не терпит пустоты и заполняет её Собой. Но это не означает, что наше место должно имитировать место, которое занимал Иисус до Воскресения. Иисус - воплощённый укор совести не потому, что Он «дал пример», «показал, что Он может, значит, и я могу». Мало ли что Он может! Я этого не могу, не хочу и не должен. Я должен - своё. Он может меня подменить, и это будет святая подмена, но всё же подмена. Вот почему надо быть предельно честным и заботиться не только том, чтобы познать Бога, но чтобы познать себя.
Бог сотворил меня не для того, чтобы я Ему подражал. Его образ и подобие уже во мне, безо всякого моего усилия. Подражание Богу - бессовестность, ханжество и гордыня. Быть собой, вот смысл бытия, смысл любви. Со стороны зла это «бытие собой» может показаться борьбой с другими, борьбой с Богом. Так и эрос со стороны может показаться борьбой, схваткой, попыткой причинить друг другу боль.
Злу и беременный живот представляется злокачественной опухолью. Вот Марс и воюет - он искренно полагает, что война есть любовь, что причинение боли есть причинение блага, что убийство есть оздоровление. Тот, кто лишь видел поцелуи со стороны, будет кусать и пить кровь, полагая, что это и есть целование. «Ни лобзания Ти дам яко Иуда»…
Яков Кротов (с)