Доказательства существования Бога

Apr 30, 2020 09:00

В википедии есть большая статья про доказательства существования Бога, все доказательства там сомнительны в смысле своей убедительности, например, космологическое доказательство (или доказательство от первопричины): всё имеет причину, которая в свою очередь имеет тоже причину, но первый член в ряду не должен иметь причины, следовательно, существует беспричинная причина всего, и это, очевидно, Бог. Это доказательство исходит из того, что каждый ряд должен иметь первый член, но погодите, например, ряды правильных дробей не имеют первого члена.

Вот у Лейбница, это док-во интереснее, оно основано на его принципе достаточно основание: если что-то существует, оно должно иметь достаточное основание для своего существования. И всему вокруг мы можем найти это основание (земля, чтобы расстения были; растения для животных, а животные для других животных и так далее), кроме самой Вселенной. Нет ничего внутри Вселенной, что показало бы, почему она существует, но по Лейбницу у всего должно быть достаточно основание, соответственно, достаточное основание для Вселенной существует вне её, и это - Бог. Но опять же, доказательство сильно в той степени, в какой мы допускаем принцип достаточного основания. Просто пока что, этот принцип легче допустить, чем принцип обязательного первого члена в ряду. Так или иначе, все доказательства упираются в какой-то элемент, в который надо сначала поверить.

У Лейбница есть и другие доказательства на основе его философии, которая сама является по себе примером того, что такое философия. Ну в смысле, что это просто хорошо продуманная сказка. Мне-то Лейбниц нравится как раз своей продуманностью, его и Канта я для себя выделяю, да и послушайте как он пришёл к идее своих монад: все, что сложно, должно состоять из простых частей, а простое не может быть протяженным; следовательно, все составлено из частей, не имеющих протяженности. Но то, что не протяжено, не является материей. Поэтому конечные составные части вещей - нематериальны, а если не материальны, значит - идеальны. Следовательно, стол действительно является собранием душ. Вот такое предвосхищение ядерной физики.

Но дальше, Лейбниц начал сочинять конкретно, правда очень стройно. Суть в том, что эти души, из которых состоит всё, у него называются монады, и они никак не влияют друг на друга («без окон и дверей»), а нам кажется, что влияют, потому что они идеально синхронизированы. Ну как несколько часов, которые бьют время в один и тот же момент. Всё это сомнительно, но так тоже вырисовывалась идея часовщика, который завёл все эти часы.

А вообще, интересно, что физика сейчас делает материю менее материальной, а психология делает дух менее духовным))

отношения

Previous post Next post
Up