Что такое буддизм и почему ты никогда не будешь буддистом?

Mar 12, 2020 09:58

Прочитал тут несколько книжек про буддизм для интеллектуальных хануриков [1,2], углубляться в труднопродираемые оригинальные трактаты не хотелось. Я хотел понять - что у одной из самых старых религии (самая старая - индуизм) общего с относительно новыми западными учениями, а что принципиально отличается? И ниже, как раз с этой позиции и опишу суть буддизма. И, как оказалось, я точно не буддист, моя наивная душа хочет жить в мире, где есть любовь, хочет верить в вечную любовь :))

Итак, начнём с байки. А именно с легенды про пробуждение Будды (в яндексе кстати есть запросы «Будда Шакьямуни фото при жизни» :)), которую буддийские мамы рассказывают своим чадам перед сном уже несколько тысячелетий:

Будда Сиддхартха Шакьямуни (первый Будда, т.е. первый пробужденный) был принцем, и сначала жил в полном изобилие, у него была жена, дети, все были счастливы. И хотя его отец всячески оберегал его от проявлений жизненных невзгод, Сиддхартха как-то раз всё-таки увидел и больных, и умирающих людей, иначе говоря, он увидел то, чего была лишена его собственная жизнь - человеческое страдание. И в этот, полный потрясений, поворотный день, он поставил себе благородную цель - понять в чём же корень человеческих страданий, а поняв - избавить себя и других от страданий. Достойная цель для принца?

Сиддхартха твердо решил уйти в скитания, обложил себя обетами и всячески отгородился от мира, по сути, из своей роскошной жизни кинулся в другую крайность - жизнь аскета. Но через несколько лет медитаций и лишений, он понял, что и в этом нет правды. Поэтому нарушив свой обет, он прекратил многолетний марафон созерцания, поел и, оставаясь непреклонным в своей решимости избавить всех от страданий, пошел искать дальше, но уже освободив себя от бремени не только роскоши, но и аскетизма.

В итоге, он нашел дерево, под которым можно было удобно расположиться и долго медитировать, безмолвно он сказал себе: «Пусть сгниёт это тело, пусть я рассыплюсь в прах, но я не встану, пока не найду ответ».

Сидящий под деревом в созерцании Сиддхартха не остался незамеченным. Мара, царь демонов (кстати, в славянской мифологии тоже есть такой демон, который ночью садится на грудь и вызывает удушье и дурные сны, отсюда и «кошмары», интересно, да?), услышав клятву Сиддхартхи, почувствовал силу его решимости и лишился сна: ведь он знал, что Сиддхартха обладает силой, способной сокрушить и ввергнуть в хаос все его владения. Поэтому Мара послал пять самых прекрасных своих дочерей отвлечь и соблазнить царевича. Когда девушки направились к Сиддхартхе, они были полностью уверены в своём даре обольщения. Но, едва они приблизились к погружённому в созерцание царевичу, их красота стала вянуть. Они иссохли и постарели, лица их стали уродливыми, а кожа начала источать зловоние. Сиддхартха даже не шелохнулся. Удручённые девы вернулись к отцу, который рассвирепел, услышав их рассказ. Кто посмел отвергнуть его дочерей?!

В ярости Мара (кстати, Мару нередко называют «Намучи», что переводится как «тот, который не освобождает». Значит, Мара - антоним слову «освободитель») призвал всю свою свиту: огромное войско, снаряжённое всеми вообразимыми видами оружия (гордыня, зависть, гнев и т.д.). Нападая, воинство Мары действовало в полную силу. Но, к их ужасу, стрелы, копья, камни и всё прочее, чем они метили в Сиддхартху, превращалось в дождь из цветов, как только приближалось к своей цели. Через несколько часов безуспешных попыток Мара и его войско обессилели и вынуждены были признать поражение. Наконец, Мара приблизился к Сиддхартхе и коварными речами пытался уговорить его отказаться от своих духовных поисков. Сиддхартха же ответил, что не может этого сделать, поскольку уже потратил на эти поиски много жизней.

- А чем докажешь, что ты действительно прилагал усилия так долго? - спросил Мара.
- Мне не нужны доказательства, - ответил Сиддхартха, - земля - мой свидетель.

И с этими словами он коснулся земли - и земля сотряслась, а Мара растаял в воздухе. Так Сиддхартха обрёл освобождение и стал буддой. Он открыл способ покончить со страданием в самом его корне, и не только для себя, но и для всех людей. Место, где произошла эта заключительная битва с Марой, ныне называется Бодхгайей, а дерево, под которым он сидел, - деревом бодхи.


Я обратил внимание на три момента в этой легенде. Во-первых, на разговор и объяснение Будды своего нежелания отказываться от духовным поиском тем, что он уже «много времени потратил на поиски», казалось бы, причина должна быть лучше? Но тут и сам факт, что это была не первая жизнь Сиддхартхи, когда он стремился к пробуждению, - интересен. До этого у него было бесчисленное множество неудачных попыток, и поэтому есть в этой легенде какой-то оттенок неминуемости пробуждения, пусть даже это займёт тысячу жизней. Во-вторых, интересно, что Будда не прилагал усилий, чтобы побороть искушение, искушение просто не возникало. И не возникало оно не потому, что он представлял иссыхание красоты дочерей Мары, а потому что при нём они теряли свою красоту. В-третьих, интересно, что побороть Мару он смог не потому, что пробудился, а пробудился, когда поборол. Хотя казалось бы, силу сопротивляться он должен был приобрести после пробуждения?

И как раз в этой легенде много общего с западными воззрениями, и особенно, с гностицизмом (хотя скорее у гностицизма много общего с буддизмом) в христианстве. Вот грубое обобщение Дика, о котором я писал, оно подходит как к буддизму, так и гностицизму. Интересно, как бы развивалась западная цивилизация, если бы гностицизм не был похоронен ещё на заре христианстве, как ересь?

Теперь - какую же истину от открыл? В чём корень страданий? И как от них избавиться?

Сразу после пробуждения, Будда прочитал первую проповедь, где и поведал четыре благородных истины (корень страданий - желание, прекращение страданий - нирвана). Стоит прочитать ещё и про Сансару, а это список всех священных текстов буддизма. Надо сказать, что есть течения буддизма, которые отрицают четыре благородные истины (например, Махаянцы), поэтому ниже другие 4-е утверждения, которые буддиста делают буддистом.

Вы буддист, если согласны с тем, что:
1. Всё составное непостоянно.
2. Все эмоции - страдание (тут нюанс, иероглиф страдание - это ещё и несовершенство, непостоянство, пустота).
3. Все вещи не имеют независимого бытия.
4. Нирвана - вне представлений

Иначе говоря, если вы считаете, что есть какие-то постоянные вещи или идеи, вроде вечной любви, то вы не буддист. Если вы считаете, что есть и исключительно приятные эмоции, то тоже не с этими ребятами. У них на каждую положительную эмоцию последует отрицательная. Если думаете, что некоторые вещи существуют независимо и самодостаточно (судный день, судья), то, опять, увы, не туда. И, конечно, просветление не существует в измерениях времени, пространства и чего-либо ещё. В принципе тут и вскрываются все отличия с христианством и гностицизмом.

И чтобы совсем уже ухватить суть буддизма, приведу классический пример-метафору (которая аналогична известной пещере Платона). Допустим, есть трусоватый человек Альберт, он панически боится змей. Альберушка наш идёт по темному переулку и видит в углу свившуюся змею, само собой, пугается как мартышка какая-то. Но на самом деле, это была не змея, а свисающий с мусорки чей-то галстук, но охваченный страхом Альби настолько уверен в существовании змеи перед ним, что может даже и умереть. И причиной его смерти будет несуществующая змея. Так вот, страдания, которые испытывает Альби перед «змеёй» буддист называет сансарой, и эта сансара - нечто вроде ловушки, в которую попадает ум.

И, к счастью Альби, он в нашей историей был со своей подругой Гуддой. Гудда спокойна и разумна, она видит вещи такими, какие они есть, она включает фонарик на своем телефоне, светит на мусорку и объясняет Альби, что никакой змеи нет, что это просто галстук. И когда Альби это осознает, к нему приходит чувство облегчения, - это и есть то, что буддисты называют нирваной. Для буддиста важно, что включив свет и показав отсутствие змеи, Гудда также говорит, что нет и отсутствия змеи.

Да, возвращаясь к отличиям, в буддизме над миром царит закон причины и следствия (кармы), а не Архитектор (хотя в буддизме и не утверждается, что Архитектора нет), как это в христианстве или в индуизме (а некоторые буддизм исторически относят к ветке индуизма). «Явное страдание существует, но не найти страдающего; Есть дела, но не найти делающего». Т.е. за движением не стоит никакой неподвижный движущий. Это только движение. Всё это диаметрально противоположно Декартовскому «cohito ergo sum», в буддизме за мыслью не стоит никакого думающего. Сама мысль и есть думающий.

А второе отличие, в том, что западная философия Нового времени (а она, как континентальный идеализм, так и британский эмперизм, берет свое начало от Декарта, он - основатель современной философии) по большей части индивидуалистична и имеет субъективные тенденции (единственный, кто отличился, это Спиноза, его философия ближе индуистическому пантеизму, но все ещё далека от буддизма). Это легко увидеть ещё в философии того же Декарта, где «я мыслю, следовательно, я существую» делает сознание более достоверным, чем материю, а всякое познание ставится в зависимость от достоверности собственного существования и критериями истины считаются ясность и отчетливость (понимаемые в субъективном смысле). Именно отсюда растут корни сегодняшнего западного мышления.

Буддизм же он иной там нет места никакому «Я», наоборот, от «Я» надо освободиться. Если говорить о страданиях, то, конечно, «Я» терпеть не может страдания, но в то же самое время любит его причины. Причём, чтобы вы понимали, неверно и придерживаться мнения «У меня нет Я» (что есть учение об учнитожение тогда), поскольку это тоже оковы, возникающие из идеи «Я есть». Образно говоря, это как гендерные стереотипы, бороться с ними - это тоже быть в их плену. По-настоящему освободиться от сексистких стереотипов можно только игнорируя их, как ребенок, который никогда о них и не знал. В этом есть и суть буддизма: называемое нами «я» - это просто сочетание телесных и умственных совокупностей, действующих совместно и взаимозависимо в потоке мгновенных изменений по закону причины и следствия. И что да, нет ничего постоянного, непрестанного, неизменного и вечного среди сущего.

И неудивительно, что на Востоке прижился коммунизм (который, кстати, берёт своё начало от древнего грека Эпикура :), потому что он очень хорошо ложится на буддизм. По мнению буддистов капиталистический западный мир учит человека чего ему нужно хотеть, когда как это и есть корень всех страданий. Для буддистов западный мир - это мир Мары.

И под конец, приведу последний слова Будды: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».


лонгрид, отношения

Previous post Next post
Up