https://www.facebook.com/vguriev/posts/pfbid02MVZG6qWS1XULUy8UNvMXW4GSNnSfDRUf5QDwfeDoiYP2eWc6sxEsB7ukbiFTEDp7lпрочитал два очень похожих текста, посвященных предстоящему берлинскому митингу. один написал виктор шендерович, второй - тамара эйдельман.
в обоих текстах одной из главных мыслей является идея, что если на митинг выйдет много народу, то "это поймут те, кто живут в европе" (эйдельман), включая европейских политиков, и еще европейцы поймут, что с их, то есть нашими, "политическими представителями не только можно, но и политически целесообразно иметь дело" (шендерович), что "может стать отличным началом для нового этапа в разговоре с политической европой, с миром" (шендерович).
другими словами, это проявит нашу субъектность, и нам от этого будет какая-то польза.
это настолько удивительная ерунда, что я не могу поверить, что она пришла в голову двум умным людям независимо. наверняка они это просто где-то услышали. творческие люди, кидаются на красивые слова как сороки на фамильное серебро.
на самом деле - и любой человек, который хотя бы немного следит за тем, что обсуждается в германии - германским политикам за редчайшим исключением совершенно насрать на то, что думают русские иммигранты. никакой субъектности в их глазах у нас нет. ну и откуда ей взяться, простите. политику важны люди, которые могут проголосовать, т.е. граждане германии. еще политику важны люди, субъектность которых, к сожалению, несомненна - то есть, люди, которые могут создать проблемы на ровном месте. поэтому мирные демонстранты, нападающие на полицейских и сжигающие автомобили, обладают субъектностью, а русская иммиграция, которая платит налоги и не получает пособия, в общем-то, не очень, но спасибо вам большое, заходите еще.
субъектность это во многом способность стать неудобным. никакие марши по унтер-ден-линден этого не изменят. маршами берлин не удивишь, тут в год проходит несколько тысяч демонстраций - большинство, конечно, маленькие, но и больших хватает.
субъектность не вырастает сама, это не плесень. субъектность климатического экстремиста, например, возникает в тот момент, когда он приклеивает жопу к асфальту, но не раньше.
более того, я не уверен, что субъектность русским иммигрантам так уж важна, потому что проблема внезапной и неудобной субъектности русской иммиграции довольно легко решается запретом на продление внж.
на самом деле, было бы круто выучить пару танцевальных па, и не просто идти, а танцевать. или дать каждому участнику в руки факел, например! или объединить факелы и танцы!
эх, у меня столько идей, даже жаль, что ко мне никто не обратился из организаторов. факелы никак, конечно, не помогут, но, по крайней мере, это красиво.
но если вернуться в реальность, то сейчас, наверное, худший за последние годы момент, чтобы пытаться обратить на себя внимание. в германии внезапная смена канцлера и судорожно-досрочные перевыборы в парламент, а ведь еще рождество как-то надо отпраздновать.
в общем, и в прежние времена было не до нас, а теперь-то уж совсем.
аргумент шендеровича, на самом деле, немного тоньше, потому что он говорит о том, что в результате с нашими политическими представителями можно будет иметь дело и это станет началом нового этапа, но тут тоже много вопросов, правда же? наши ли это представители? представители ли это вообще? почему с ними целесообразно иметь дело и на что они влияют? чем закончился старый этап? какие у них есть ресурсы для нового этапа и так далее.
чтобы раздать всем сестрам по серьгам, упомяну и популярный контр-аргумент, который, в общем-то, похож на аргумент шендеровича, но с обратным знаком. я в твиттере уже много раз видел мысль, что на митинг идти нельзя как раз потому, что это сыграет на руку яшину, навальной и кара-мурзе, а они этого недостойны, тьфу на них. ну, кроме кара-мурзы, который все время молчит, но он сам виноват, не надо было связываться с нечестивыми.
этот контр-аргумент содержит в себе небольшое рациональное зерно. яшин, навальная и кара-мурза действительно являются единственными гарантированными бенефициарами происходящего. если марш будет массовым, европейские политики будут встречаться с ними чуть охотнее и чаще. это абсолютно ничего не изменит в общей картине, но кажется вероятным, что психологически и финансово организаторам это, как минимум, не повредит.
но штука в том, что никакого критерия массовости не заявлено. понятно, что если придет пятнадцать человек, это будет фиаско, но ведь пятнадцать не придет. придет тысяча. или две. или три. или десять. ваш приход или неприход, на самом деле, значимо на эти числа не повлияет. вы не обладаете субъектностью даже на этом уровне, где все вроде как свои. легитимизацией этих лидеров является сам факт проведения митинга, как именно он пройдет - уже не очень-то и важно.
кроме того, мне кажется порочной сама идея контролировать свои действия с тем, чтобы никак случайно не помочь условному яшину или фбк. они могут вам не нравиться, но враги не они. это не они сажают педиатров на несколько лет за бестактную реплику. это не они сажают драматургов за пьесы. это не их решения привели к гибели сотен тысяч людей и вынужденной миграции нескольких миллионов женщин и детей. это не их решения приводят к новым смертям каждый день.
эмоционально их преступление гораздо страшнее, ведь они вас, возможно, разочаровали.
но иногда полезно выдохнуть и слегка откалиброваться на реальность. это не идеальные люди, но у них, насколько нам известно, нет крови на руках, и они пытаются обрести смысл своего существования - точно так же, как и мы.
в принципе, тратить силы на борьбу с оппозицией, возможности которой повлиять на реальный мир, скажем так, не слишком очевидны сейчас, это немного контрпродуктивно.
от того, что вы придете на митинг и этим их невольно и очень немного поддержите - мир ни разу не перевернется. вы и так наверняка каждый день совершаете кучу действий, которые выгодны тем, кто вам, возможно, не очень симпатичен.
например, если вы живете в берлине и регулярно покупаете дёнер, то вероятность того, что часть ваших денег уходит к людям, которые с некоторой симпатией относятся к хамас, - ну, скажем так, сильно выше нуля.
проверить мою гипотезу довольно легко. для этого нужно набросить на плечи израильский флаг и дойти до ближайшей палатки. для максимальной контрастности рекомендую нойкельн, но вероятность, что у вас получится спокойно пройти больше ста метров, в другом районе намного выше.
я не знаю никого, кто бы это сделал. и не знаю никого, кто бы отказался от дёнера из-за своих политических взглядов.
но как-то мы справляемся с этой ношей. прочь сомнения, наверняка это классный парень. кноблох унд кройтер, битте, салад аллес.
в сухом остатке. в воскресенье оппозиция проводит в берлине марш со слоганом "нет путину, нет войне, свободу политзаключенным". этот марш совершенно точно не повлияет ни на правление путина, ни на ход войны. как он может повлиять на свободу политзаключенных, я тоже не очень понимаю, но окей, тут в теории может быть какое-то пространство для сомнений.
этот марш может несколько упрочить позиции его организаторов в европейской политике. де-факто от этого никому хуже не будет, ведь никаких других политиков в изгнании у нас нет, то есть нет такого, что они отнимают этот потенциальный ресурс у каких-то куда более достойных людей.
в итоге все сводится к тому, что если не хочется, то идти не надо, потому что зачем.
а если у вас есть внутренняя потребность, то надо идти. не потому что этим вы вдохновите какого-то активиста, который застрял в брянской области и, подключив vpn, будет следить за вами на youtube, вытирая рукавом благодарные слезы. не потому что этим вы обратите на себя внимание воображаемых европейских политиков. не потому что путин в ужасе посмотрит на это берлинское шествие и дрожащей рукой напишет заявление об отставке.
а просто потому, что вам так хочется.
этой причины вполне достаточно.
ну, если вам в принципе интересна субъектность.
---
на этом упражнение "как написать текст, за который тебя будут все ненавидеть" можно считать законченным.
прокомментировать его можно в телеграм-канале (самая дешевая подписка в закрепленном сообщении:
https://t.me/namtataram) или на патреоне (
https://patreon.com/vguriev). там же, если бог даст, мы сегодня-завтра вернемся к тому, что меня действительно интересует, а именно - как отцы-пустынники боролись со спонтанной эрекцией, не отвлекаясь от духовных подвигов.