В октябре далёкого 2005 года состоялось возвращение останков И.А. Ильина и Н.Н. Ильиной (Вокач) в Россию. Своё упокоение они обрели на некрополе Донского монастыря (который некоторые недобросовестные авторы путают с Даниловым), кстати, сегодня в монастыре большой праздник. Красивый памятник увенчивает могилы, но только одно НО. На памятнике указана неверная дата рождения И.А. Ильина: 10-е апреля вместо 9-го (мыслитель родился 28 марта 1883 по ст.ст., на тот момент разница между юлианским и григорианским календарями составляла 12, а не 13 дней как сегодня).
Памятное надгробие И.А. Ильина и Н.Н. Ильиной (Вокач) на некрополе Донского монастыря
Кто был «куратором» помогавшим спонсорам проекта подготовить памятник неизвестно. Однако на дате 10 апреля во всеуслышание и в противовес общему мнению почему-то настаивает Ю.Т. Лисица (известный и практически единственный публикатор и комментатор работ Ильина), мотивируя это тем, что в эмиграции с днём рождения И.А. Ильина поздравляли 10 апреля по новому стилю.
Учитывая общее пренебрежения философа к пореволюционным изменением, будь то новая орфография (без ятей и еров) или новый стиль (переход на григорианский календарь вслед за Европой) такое же пренебрежительное отношение к дате дня рождения вполне ложится в эту канву, однако факта, что Ильин родился 9-го апреля не отменяет. В конце концов, поздравляли же его 39 лет 9-го и только 32 начали 10-го (но этот момент, кстати ещё не проверяла, точно ли поздравляли 10-го, может, это делал только Шмелёв).
Непосредственное возвращения как Ильиных, так и впоследствии их архива [архив переехал из библиотеки Мичиганского ун-та в НБ МГУ в 2006 г.], как мне сообщали, состоялось благодаря финансовой поддержки ВВП и Н.С. Михалкова. Оцифровка архива, начатая с 2015, а также публикация последних томов Собрания сочинений (начиная с 2019) - финансируется Министерством культуры РФ. Бывший министр культуры В.Р. Мединский, например, в 2021 году присутствовал на презентации последнего тома Собрания сочинений в книжном магазине «Достоевский».
Помимо Ильиных в этом же году был возвращен на Родину прах А.И. Деникина [кстати, с указанием даты рождения Деникина и вовсе провал] с женой, которые «соседствуют» с Ильиными. На мой взгляд, такое «соседство», хоть внешне и имеет в качестве общего основания «болезнование о Родине и труды на благо России» - но, всё же весьма сомнительно.
Как выглядит "комплекс" целиком
Ильин, всё-таки философ, в первую очередь, а потом всё остальное. Уместнее было бы поместить Ильина и писателя И.С. Шмелёва, прах которого также был перезахоронен на некрополе Донского монастыря [кстати, могила Шмелёвых находится достаточно далёко от Ильина и найти её весьма затруднительно], неподалёку друг от друга. Но в «Российской газете» от 3 октября 2005 Е. Яковлева, упоминая перезахоронение сих доблестных «сынов России», писала, что соседствующие Ильин, Деникин и Шмелёв
«не всегда придерживающиеся одинаковых идейных позиций все трое задушевнейше дружили».
[Подчёркнутый факт расхождения в идейных позициях, действительно верен. Ильин вообще мало с кем был идейно близок, разве что композитор Н.К. Метнер был конгениален философу, да и то не во всем].
Если дружба Ивана Ильина и Ивана Шмелёва всем известна [правда, миф о теснейшей дружбе - преувеличение, но об этом как-нибудь позже], то о дружбе Ильина и Деникина говорить не приходится.
Ранее я писала о взаимоотношениях философа и генерала Врангеля. Стоит отметить, что Врангель незадолго до смерти в последнем письме к Ильину упоминал о предвзятости описания Крымского периода в «Очерках Русской Смуты» А.И. Деникина.
В своей статье «Ильин в эмиграции», касательно отношения Ильина к Денекину А.В. Киселёв упоминал:
«Далеко не все лидеры Белого движения были для Ильина героями. Он “боготворил” Врангеля и крайне негативно относился к А. И. Деникину»
[1].
В сентябре 1947 года в письме к Шмелёву, составившего «похвальное слово» почившему Деникину, Ильин писал:
«Очень пожалел о Вашем некрологе Деникину
[2]. Храбрый и честный патриот, он 1) решительно несостоятелен был как правитель; 2) был чрезвычайно личным и лично мстительным человеком, не останавливавшимся перед наветом и даже клеветой (его четвертый том
[3] возмутителен по отн<ошению> к Краснову, его пятый том безобразен в отн<ошении> к Врангелю; я тогда же просил у Врангеля разрешения ответить Деникину вместо него, как человек сторонний и ответственный, тем более, что Деникин в I томе называет меня в числе пионеров белого движения; Врангель не позволил: «Мы, белые, не смеем бороться друг с другом; судить меня с Деникиным будет Господь и будет история»; с тех пор Деникин постоянно клеветал на врангелевцев и еще недавно по прибытии в USA возмутил всех нареканиями на ген. А. А. фон Лампе, будто тот работал с Хитлером, - такая же клевета, какую возводили в Париже на Вас!!
[4]); 3) Деникин фактически бросил в 1919 свою разлагающуюся армию и спасся один на англ<ийском> судне. Никаких оснований возводить его в святые - безгрешные - Александры Невские нет. И Ваш восторг поверг меня в глубокое удручение, о чем не смею Вам не сказать»
[5].
В общем, поверхностное и своевольное отношение к прошлому, руководствующееся прагматичной логикой, до добра не доводит, а только порождает ложные мнения. Но радует, что перезахоронен мыслитель всё же был в России, да ещё и на некрополе Донского монастыря, на котором хоронили, как правило, дворян, аристократов и почётных граждан. На этом же некрополе своё упокоение нашли такие мыслители как П.Я. Чаадаев, С.Н. Трубецкой, автор «Русских ночей» В.Ф. Одоевский, писатели А.И. Солженицын, В.И. Майков и др.
[1] Киселев А.Ф. Ильи в эмиграции // Иван Александрович Ильин / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: РОССПЭН, 2014. С. 236.
[2] См.: Шмелёв И. С. Памяти непреклонного // Русская мысль. 1947. № 18. 16 августа
[3] Имеются в виду «Очерки Русской Смуты» - мемуары А.И. Деникина в пяти томах, издаваемые в период с 1921 по 1926 гг..
[4] Об этом подробнее позже.
[5] Ильин И.А. письмо к И.С. Шмелёву от 23 сентября 1947 г. // Ильин И.А.: Pro et contra. СПб.: РХГА. С. 325.