Битва за "Дорогу смерти" - окончание.

Dec 21, 2016 21:17

204 воздушно - десантная бригада.

Про "Дорогу смерти": http://ivvvv.livejournal.com/198437.html
Битва за "Дорогу смерти" - 1: http://ivvvv.livejournal.com/198886.html
Битва за "Дорогу смерти" - 2: http://ivvvv.livejournal.com/199065.html
Битва за "Дорогу смерти" - 3: http://ivvvv.livejournal.com/199262.html
Битва за "Дорогу смерти" - 4: http://ivvvv.livejournal.com/199498.html

На этой, поистине уникальной фотографии, запечатлены бойцы 204 воздушно-десантной бригады, непосредственно после последнего боя 6 марта 1940г.



Это была элитная, хорошо подготовленная боевая часть с опытом "освободительного похода" в Польшу..
Полностью вооруженная автоматическим оружием:  Автоматические винтовоки системы СКС (скорее всего либо АВС, либо СВТ),
70 ручных пулеметов,
Один станковый пулемет,
27 ротных минометов,
12 пушек калибра 45 мм.
Десантники одеты были тепло: полушубки, валенки, ватные брюки, теплое нижнее белье, шапки-ушанки, рукавицы, маскхалаты.

Командир - полковник Иосиф Иванович Губаревич.
Начальник штаба - полковник Александр Михайлович Досик.
Комиссар - начальник политотдела - полковой комиссар Барилко.

204-я воздушно-десантная бригада в период с 9 по 12 декабря 1939 года с места дислокации в г. Борисполь Киевской области перебазируется в г. Ленинград, где по 28 января 1940 года отрабатывает ведение боевых действий в лесисто-болотистой местности в зимних условиях.
Первоначально бригаду предполагалось использовать на Выборгском направлении. В дальнейшем было сочтено более целесообразным (?)  использовать ее в общевойсковых боях.
Для этого она, оставив парашютно-десантную аммуницию и снаряжение на складе в городе Пушкин, в период с 29 января перебрасывается на железнодорожную станцию Лодейное Поле, а отсюда с 9 по 12 февраля - в район Салми.
Из Салми 13 февраля 1940 года 204-я бригада совершает тяжелейший лыжный переход в г. Питкяранту. Двигались днем и ночью по обочине дороги, преодолевая глубокие снежные покровы при 50-градусном морозе и встречном, обжигающем лицо, ветре. Следовали в колонне по одному, часто меняя направляющего. Делали короткие привалы, проверяли, нет ли обмороженных людей.
Только к утру 14 февраля 1940 года бригада почти полностью сосредоточилась на острове Пусунсаари в полуразрушенном здании
целлюлозного завода.
А уже 15 февраля, практически с ходу, бригада пошла в бой.

Местность, на которой предстояло наступать, представляла собой ровную ледяную поверхность замершего Ладожского озера, припорошенную тонким слоем снега. Острова Петяя-Сари и Максиман-Сари были покрыты сетью прекрасно замаскированных сооружений, включавших различные деревоземляные (дзоты) огневые точки, ямы-ловушки, спирали Бруно, минные заграждения. Долины, удобные для входа на острова, прикрывались системой фланкирующего огня.
Атакующие части, наступая на узком фронте по совершенно открытой местности, еще на подходе к островам подвергались интенсивному перекрестному пулеметному и артиллерийскому обстрелу с островов и материка.

К началу наступления 204-я воздушно-десантная бригада насчитывала 1450 человек,
Общие потери бригады составили:
убитыми - 697 человек, ранеными - 663 человека.
15 февраля  бригада потеряла: убитыми  - 320 человек, ранеными - 281 человек.
23 февраля бригада потеряла: убитыми - 325 человек, ранеными - 234 человек.
6 марта бригада потеряла: убитыми - 52 человек., ранеными - 148 человек.

Командованию 15-й армии следовало бы провести операцию по деблокаде или выводу окруженных частей и соединений силами воздушно-десантных бригад, хрошо вооруженных, обладавших хорошей лыжной, физической и боевой  подготовкой, хорошо ориентировавшихся на местности и решительно действовавших в сложных ситуациях, усилив их артиллерией и танками.
Вместо этого десантников бросили на лёд, под пулемёты, как обычную линейную пехоту.
А вот захват островов можно было поручить стрелковым полкам и лыжным батальонам, разумеется обеспечив надлежащую артиллерийскую и авиационную подготовку. Лыжным батальонам нередко не хватало умения ориентироваться в лесистой местности. А операция по захвату островов требовала в основном решительного движения вперед, на которое, как показали последующие события, личный состав батальонов был вполне способен. Кроме того при хорошей огневой поддержке они бы приобрели незаменимый боевой опыт, а вместе с ним и уверенность в своих силах.

За успешные боевые действия, проявленное мужество и отвагу было награждено более 100 бойцов и командиров 204-й воздушно-десантной бригады.

...14 марта мы захоронили в братских могилах наших бойцов и командиров на островах Петяя-Сари и Максиман-Сари,
с тяжелой болью в сердце прощались с погибшими в бою....
15 марта остатки бригады покинули  остров Максиман-Сари и сосредоточились на острове Пусунсаари в здании целлюлозного завода. Здесь в течение нескольких дней бригада приводила себя в порядок и готовилась к убытию, к месту прежней дислокации.

Героизм, Ладога, Война

Previous post Next post
Up