Красная горка

Dec 10, 2014 18:55

Снова возвращаюсь в памяти к южному побережью Финского залива. Следующей остановкой на нитке маршрута оказался Форт Красная горка. Выходим из автобуса и направляемся к двадцатиметровому обрыву над заливом. Проходим по оборонительной линии форта Красная горка.




И снова, как и в Лебяжьем, пытаюсь совместить в мыслях прошлое и настоящее. И вот это сочетание красивейшей природы, спокойствия с одной стороны и ощущения непрерывной нити времен, хода истории с другой, создает непередаваемую атмосферу, обостряет восприятие. И вовсе ты уже не блогер-экскурсант, которого привезли посмотреть интересные достопримечательности.
Вот, ты - в составе флота Петра Первого, вместе со всеми пережидаешь непогоду на якоре у Красной горки, чтобы потом пойти на Выборг. И своими глазами видишь, как «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло льдом в большое море гораздо далеко, и такой страх тогда имели, что не чаяли было спастись».


(Картина Ивана Айвазовского "Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу")

А вот 1854год. Крымская война. Ты - среди жителей Петербурга, приехавших на Красную горку, стоишь на краю обрыва и вглядываешься в морскую даль. А там.. чуть западнее Кронштадта, крейсирует англо-французская эскадра. В составе эскадры тогда к нашим берегам подошло 80 кораблей, вооруженных 3652 орудиями. Вражеские корабли, наткнувшись на потайные укрепления и плавучие мины, повернули обратно, отказавшись от своих воинственных планов.
Среди зрителей, с интересом наблюдавших эту картину, было немало известных уже в ту пору людей. В частности, вот, как описывает этот момент Федор Тютчев, снимавший дачу в этих местах:
"Здешние извозчики должны поставить толстую свечу за их (т.е. за англо-французские корабли) здоровье, так как ...образовалась непрерывная процессия посетителей в Ораниенбаум и на ближайшую возвышенность (Красная Горка), откуда свободно можно обозревать открывающуюся великолепную панораму...".

Стратегической важности место, Кронштадская крепость в любом военном лихолетье была предметом заботы и волнений наших военных командующих. В преддверии Первой мировой, прежде всего, укреплялись форты вокруг Кронштадта, в том числе и Красная горка. Было решено усилить приморскую линию обороны Кронштадта, вот как это было выполнено:
«Комиссия, при рассмотрении вопроса, приняла к сведению тот факт, что отрыв льда на Финском Заливе проходит именно по линии Лебяжье (Южный берег) - Мыс Песочный (Северный берег). Западнее этой границы в горле залива глубины возрастают и лед регулярно отрывает. Принятое комиссией решение давало ряд преимуществ - вынос укреплений вперед предотвращал возможность бомбардировки Кронштадта дальнобойными орудиями неприятельского флота, так как создаваемый форт на мысе Инониеми, во взаимодействии с фортом у деревни "Красная Горка" - могли надежно перекрыть своим огнем Финский залив. В таких условиях противник лишался возможности подойти к базе Балтийского флота на дистанцию эффективного поражения наиболее мощных орудий того времени»



К началу Первой мировой войны на Красной горке уже располагался целый гарнизон, полностью укомплектованный по меркам военного времени. А это, ни много ни мало, две тысячи артиллеристов, две тысячи пехотинцев и более пятисот человек прочих военнослужащих. К зиме ж 1917 года гарнизон Красной горки уже насчитывал более пяти с половиной тысяч человек.
В советское время форт продолжает выполнять оборонную функцию. Меняется само государство, меняется политический строй, но неизменной остается стратегическая важность Красной горки в защите от внешних нападений. Борьба с армией Юденича, Кронштадтский мятеж, бои с белофиннами, советско-финская война..
А 31 августа 1941 года производится первый залп орудий форта по немецким войскам в районе Копорья. Впереди - долгая, страшная война. На протяжении всех военных лет форт участвовал в контрбатарейных действиях. Во многом именно благодаря артиллерийской поддержке форта немцы так и не решились на взятие Ораниенбаумского плацдарма. В январе же 44-го батарея форта участвовала в прорыве блокады.
Проходя сейчас по берегу Красной горки, сложно поверить, что еще не так давно здесь гремели бои. Впрочем, как и везде. Лишь воронки от снарядов, военные укрепления, оставшиеся с той поры, да мемориал с музеем, основанные здесь в 1975 году, напоминают сейчас об этом.




Да, пожалуй, еще вот эта полигонная установка. Читаем на мемориальной табличке:
"406-мм артустановка Военно-Морского Флота СССР.
Это орудие Краснознаменного НИМАП с 29 августа 1941 г. по 10 июня 1944 г. принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага, поддерживало действия частей Красной Армии и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях. В период обороны Ленинграда, артиллерийским огнем морского полигона было уничтожено: более 800 гитлеровских солдат и офицеров, 29 артиллерийских орудий и минометов, 19 железобетонных огневых точек, 21 дот и дзот, шесть КП и НП, в том числе КП командующего войсками красносельской группы противника, взорвано 10 складов боеприпасов и разрушены два моста»




И снова возвращаюсь к тому, с чего начинала. Память. История. Совсем невеликий клочок земли хранит в себе бездну прожитого. На этой земле жили и умирали, боролись и побеждали, приезжали сюда на неспешный отдых, учились, работали, строили, искали вдохновение, создавали шедевры литературы и живописи поколения и поколения наших предков. На мой взгляд, об этом стоит помнить.

#pitertrip, #блогтур, побродилки, история

Previous post Next post
Up